† Православие в Томске / События / 14 июня 2003 года - Встреча образа Живоначальной Троицы

Новости
События
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  События
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

События
14 июня 2003 года - Встреча образа Живоначальной Троицы
14 июня 2003 года - Встреча образа Живоначальной Троицы
14 июня 2003 года - Встреча образа Живоначальной Троицы
 

Владыка Ростислав, духовенство и миряне Томска встречают икону    14 июня 2003 года, в канун праздника Святой Троицы, в городе Томске, готовящемся к своему 400-летнему юбилею, произошло событие, значение которого трудно переоценить. В город прибыла специально написанная точная копия иконы письма преподобного Андрея Рублева – образ Живоначальной Троицы.

    В древности на Руси многие города имели помимо собственных названий другие – выражающие их духовную значимость. Такие наименования зачастую были связаны с главными храмами или святынями этого города. Так Новгород Великий называли Домом Софии Премудрости Божией (главный храм Новгорода – Софийский собор); Псков был Домом Живоначальной Троицы (по главному Троицкому храму); Москву на Руси с любовью называли Домом Пречистой Богородицы (главный храм столицы – Успенский собор Кремля). Город Томск вполне мог бы быть назван также Домом Живоначальной Троицы, так как с самого своего основания был посвящен Триединому Богу.

    В 1604 году повелением царя Бориса Годунова казацким головою Писемским и боярским сыном Тырковым основывается город-крепость Томск. В крепости воздвигается первый деревянный храм во имя Святой Троицы. В церкви помещается и икона Троицы, присланная самим Борисом Годуновым в благословение новому городу. Таким образом, город Томск был посвящен Пресвятой Троице. На протяжении веков икона Троицы бережно хранилась томичами и благоговейно почиталась как святыня. Со временем, когда первая томская церковь обветшала и была разобрана, икону перенесли в Благовещенский собор. Позднее она находилась в Никольской церкви Томска. Смерчем богоборчества в послереволюционные годы были уничтожены многие святыни. Не сохранилась и древняя икона Святой Троицы, когда-то положившая начало старинному сибирскому городу.

Встреча иконы    В наше время вновь обретаются многие, ранее утраченные, святыни. Вполне естественно было бы надеяться на то, чтобы и город Томск, вступая в пятое столетие своего существования вновь обрел чудотворный образ, благословением которого было положено и его начало. Еще в 2001 году епископ Томский и Асиновский Ростислав испросил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на работы по воссозданию образа Живоначальной Троицы для Томска. Благословение Патриарха было получено. В качестве образца для копирования была взята прославленная чудотворная икона Пресвятой Троицы письма преподобного Андрея Рублева. Епископ Ростислав вместе с Губернатором Томской области В.М.Крессом обратились с письмом к директору Государственной Третьяковской галереи с просьбой разрешить работу иконописцам-копиистам со всемирно известным оригиналом иконы. Разрешение было получено. К работе были привлечены специалисты Всероссийского научно-реставрационного центра им. академика Грабаря в Москве, в частности иконописец-реставратор высшей категории М.Н. Скутте. Чтобы не допустить привнесения и малейшего произвольного отступления от оригинала, икона копировалась в мельчайших подробностях, включая многочисленные утраты и следы многих реставраций, появившиеся на иконе за шесть столетий ее существования.

    Всемирно известная икона Троицы была написана преподобным Андреем Рублевым в память и похвалу его учителю, преподобному Сергию Радонежскому, для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Это было тяжелое для Святой Руси время. Жестокое монголо-татарское иго усугублялось раздробленностью русских земель на множество удельных княжеств. Это приводило к усобицам и военным столкновениям. Лилась кровь русских людей, приливаемая их собратьями. Поэтому икона Пресвятой Троицы, на которой изображен Единый в Троице Бог, явилась своеобразным призывом русских людей к единству, к преодолению вражды и ненависти или, по словам летописца , к тому, “дабы воззрением на образ Единосущной Троицы препобеждалась ненавистная рознь мира сего”.

Крестный ход с иконой Святой Троицы вокруг Богоявленского кафедрального собора    Трудно представить себе своевременность молитвенного предстояния перед этой иконой в наше время, когда мы ощущаем крайнее оскудение любви, правды, милосердия. Вновь многие недруги пытаются Россию и ее народ разделить по национальному, политическому и вероисповедному принципу. Через расколы и секты осуществляется политика разделения Святой Руси. И среди всеобщей разобщенности икона Троицы снова зовет нас к едиству в Боге и правде, в святом Православии.

    На иконе преподобный Андрей Рублев изобразил Триединое Божество, обращаясь к ветхозаветному сюжету явления Бога в виде трех Ангелов праведному Аврааму. Но икона не является простой иллюстрацией библейского события. Святой иконописец изображает на иконе Предвечный совет Пресвятой Троицы, на котором Бог изъявляет Свою Божественную волю о сотворении человека по Своему образу и подобию и определяет пути спасения падшего человека. Сам Бог готов стать человеком, вкусить смерть за человеческое беззаконие, и так человека спасти. Этот Предвечный совет и изображен на иконе преподобного Андрея.

    Бог бесконечен, он вне времени и пространства. И святой иконописец прибегает для изображения Божества к кругу как символу вечности. Ангелы, изображенные на иконе и соответствующие трем лицам Троицы, сидят по кругу за столом, очертание их фигур также вписывается в некоторый незримый круг. Ангелы сосредоточенны, в их лицах чувствуется мир и согласие, единая воля и желание. Два Ангела слегка склоняют головы перед третьим – это первое лицо Троицы, Бог Отец. На это указывает и изображенное над Ним здание – символ домостроительства нашего спасения. Справа изображен Ангел в зеленых одеждах, а цвет растительности соответствует полноте духовной жизни. Это указывает на этого Ангела как на Третью Ипостась Троицы – Духа Святого, которого в молитвах мы называем “жизни Подателем”. Над этим изображением находится и гора – образ духовного восхождения к Богу, обожения, освящения, преображения силою Святого Духа. В центре – вторая Ипостась Троицы – Божественный Логос- Сын Божий. Над Ним изображено дерево – символ крестных страданий. На тему беседы Трех Божественных Лиц указывает изображенная на столе чаша с головою жертвенного агнца. Средний Ангел, Сын Божий, протягивает к ней свою руку и благословляет, тем выражая Свое желание исполнить волю Бога Отца и испить чашу страдания за спасение человека.

Икона Животворящей Троицы письма прп. Андрея Рублева    Но икону Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублева невозможно понять, “прочитать” лишь умом, с любопытством рассматривая этот образ. Только молитвенно предстоя перед ним, мы можем соприкоснуться с вечным, Божественным. Известный ученый, энциклопедист, священник Павел Флоренский писал: “Из всех доказательств бытия Божия самым убедительным, с моей точки зрения, является следующее – РАЗ СУЩЕСТВУЕТ ТРОИЦА РУБЛЕВА, СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ БОГ”. И это высказывание – не просто слова. За ними стоит глубокий церковный опыт Богопознания. Ведь иконописец, в отличие от живописца, не просто мастер кисти. Он – святой человек , очистившийся от греха и страстей, приблизившийся к Богу и имеющий опыт Богообщения. Перед ним открылась иная, запредельная реальность. И он, языком красок и линий, тонов и оттенков избражает нам ту, реальность, к которой приобщился он сам. Чтобы написать икону, подобную Рублевской Троице, необходимо было иметь опыт Богопознания, и поведать об этом нам языком художественного творчества. Поэтому всякий молящийся перед иконой, с верой благоговейно ее созерцающий, приобщается к опыту святого иконописца. Через икону, как через окно, человек начинает созерцать иной мир, к которому принадлежит Сам Бог. Икона помогает нам оторваться от земного и скоропреходящего, приблизиться к Богу, а познав Бога, стать ближе и к своим ближним. Об этом писал православный подвижник 8 века преподобный авва Дорофей. Бог, - говорил он,- находится как бы в центре круга. А люди на радиусах. Чем ближе они к центру-Богу, тем ближе и друг к другу. Молитвенное воззрение на образ Святой Троицы и нас подвигает к полноте жизни в Боге, вместе с тем делая нас любвеобильнее и по отношению к ближним.

 | Новости | События | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru