31 октября в актовом зале Томской духовной семинарии состоялось пленарное заседание и ряд секций IV Макариевских педагогических чтений.
Общая тематика пленарного заседания была посвящена личности святителя Макария (Невского), различным аспектам его плодотворной и многосторонней деятельности. Пленарное заседание открыл Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав. В своем приветственном слове Владыка отметил значимость события и его актуальность, т.к. «все больше и больше участников собирают эти Чтения, расширяется количество мероприятий и их масштаб, и это неслучайно: учителя осознают необходимость обратиться к традиционному для России, православному опыту духовно-нравственного воспитания».
Далее к собравшимся обратилась О. В. Шушпанова, председатель комитета по развитию образовательных систем Департамента общего образования Томской области. Ольга Васильевна рассказала о различных аспектах и этапах модернизации современного образования, отметив бесценный опыт просветительской деятельности святителя Макария, который может рассматриваться и как успешный пример управленческой деятельности.
Первым тематическим выступлением на заседании прозвучал доклад доктора педагогических наук, профессора ТГУ, члена корреспондента РАЕН, Татьяны Анатольевны Костюковой. Татьяна Анатольевна подробно осветила биографию святителя Макария и его вклад в развитие образования и просвещения на томской земле. Афанасьев Александр Лукьянович, доцент ТУСУР, раскрыл опыт дореволюционных обществ трезвости и деятельность Владыки Макария по развитию таких обществ в Томской губернии.
Почетный гость чтений протоиерей Борис Пивоваров, председатель Отдела образования и просвещения Новосибирской епархии представил доклад «Проблемы и перспективы преподавания курса «Основы православной культуры». В своем докладе о. Борис выделил три основных трудности: тенденциозное противопоставление научного и религиозного мировоззрения, ориентация в обществе не на сохранение основ родной культуры русского народа, а на мультиконфессионализм и неготовность большинства учителей к этому курсу. Но в то же время, докладчик показал огромный воспитательный потенциал курса ОПК и его объединяющее начало.
Протоиерей Георгий Крейдун, проректор Барнаульской духовной семинарии, почетный гость Макариевских чтений, рассказал собравшимся о деятельности Алтайской миссии, которой святитель Макарий отдал значительную часть своей жизни, и ее храмах-памятниках. Перед участниками по-новому представали давно известные туристические места Алтая, раскрывалась их история.
Завершая пленарное заседание, Волк Павел Леонидович, доктор культурологии, директор Томского областного колледжа культуры и искусств им. В. Шишкова провел параллель между житием святителя Макария и актуальным состоянием образования, сделав некий перспективный прогноз того, как почитание памяти святителя может позитивно влиять на современную ситуацию в обществе и школе.
По окончании работы пленарного заседания в Томской духовной семинарии состоялись три секции Чтений: секция учителей ОРКиСЭ, в которой приняли участие почетные гости Макариевских чтений протоиерей Борис Пивоваров и Талшева Л. П., директор Православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского (г. Новосибирск), а также секции школьных библиотекарей и учителей литературы и МХК. Школьные библиотекари и учителя-словесники начали работу своих секций с посещения выставки архивных материалов и книжной выставки, посвященной святителю Макарию.
Отец Георгий Крейдун, известный исследователь деятельности алтайских миссионеров, принял участие в секции учителей географии «Маршрут Алтайской миссии», которая состоялась в Русской классической гимназии №2.
|