До 1923 года в стенах монастырского храма находился старинный местночтимый Казанский образ, который на протяжении столетий был знамением благословения Божия и благоволения Богоматери на освоение и духовное просвещение Сибири русскими людьми. После закрытия обители эта святыня была безвозвратно утрачена.
Принесенная ныне икона является одним из ранних списков с обретенного в Казани чудотворного образа. Она наиболее полно соответствует первописанной иконе и своими небольшими размерами и характером самого изображения.
Сохранившаяся в собрании одного из московских антикваров, икона была выкуплена на средства жертвователей для Томского монастыря. Перед отправкой в Томск, она была приложена к другому прославленному списку Казанского образа Божией Матери, находившемуся некогда в ополчении Минина и Пожарского, а ныне пребывающему в московском Богоявленском патриаршем соборе. Таким образом, в преддверии своего 400-летнего юбилея старейшая в Сибири Томская обитель вновь обрела утраченную в эпоху лихолетья святыню.
3 ноября перед началом Всенощного бдения под главный престольный праздник монастыря у врат Казанского храма состоялась торжественная встреча святыни, в которой приняли участие архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, братия обители, духовенство томских храмов и многочисленные верующие. Возложив икону на центральный аналой перед главным алтарем монастырского храма, духовенство и все молящиеся усердным молебным пением вознесли благодарение Богу и Царице Небесной за обретение святыни. По завершении молебна владыка Ростислав обратился к собравшимся со словом, в котором отметил значимость произошедшего события, а также напомнил историю явления и почитания Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В заключении он призвал томичей принять участие в сборе средств для уготовления достойного вместилища принесенному образу - напольного резного киота,- для того чтобы святыня заняла достойное её постоянное место в центре монастырского храма, напротив раки с мощами святого праведного Феодора Томского.
Затем началось Всенощное бдение, во время которого перед принесенной иконой духовенством был прочитан акафист Пресвятой Богородице, посвященный Казанскому Ее образу. На другой день, 4 ноября, состоялась Божественная Литургия, в завершение которой архиепископом Ростиславом от лица духовенства и молящихся была вознесена молитва ко Пресвятой Владычице перед обретенной томичами Ее иконой.
Казанская Икона Божией Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями. Эта святыня особо почитается на Руси. В каждом храме, в каждой верующей семье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии.
Явление Казанской иконы произошло при следующих обстоятельствах. После покорения Казани Иваном Грозным там была учреждена епархия и начала распространяться православная вера. Но вскоре магометанство стало оказывать сильное сопротивление. В 1579 году в Казани случился пожар, которым были уничтожены половина Кремля и часть города, прилегавшая к нему. Магометане стали говорить, что Бог гневается на русских. “Вера Христова стала притчею и поруганием”, — свидетельствует летописец. Именно в это тяжелое для православных время Пресвятая Богородица явила Свою чудотворную икону.
Дочери стрельца, девятилетней Матроне, во сне трижды являлась Богоматерь с приказанием возвестить архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону. Пресвятая Богородица указала место, где на пепелище недавно сгоревшего дома следовало искать святой образ. Но словам девочки не придали значения, и тогда она с помощью матери решила исполнить повеление Богородицы.
8 июля мать Матроны начала копать землю в том месте, которое указала ей дочь. Но икона не появлялась. Затем землю стала копать сама Матрона, и вскоре святыня была обретена. Лики на иконе были свежие, ничем не попорченные, а сама икона, несмотря на пребывание в земле, как будто только что написана.
Весть о чудесном обретении иконы быстро разнеслась по городу. С крестным ходом образ был перенесен в приходскую церковь во имя Святителя Николая, настоятелем которой в то время был священник Гермоген, будущий архиепископ Казанский, а затем Патриарх и священномученик. Он и описал впоследствии это событие.
Многочисленные чудотворения от иконы начались сразу же, с прозрения слепцов. Поэтому перед Казанской иконой молятся также об исцелении как телесной, так и духовной слепоты. На месте обретения иконы был устроен женский монастырь, в котором приняли постриг Матрона со своей матерью.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины.
Вскоре после явления чудотворного образа в Казани начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток - "встречь солнца" - многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В эти годы в Сибири был основан и один из первых в России монастырей, посвященных Казанской иконе Божией Матери, - Томский Богородице-Алексиевский мужской монастырь, который в 2005 году будет отмечать свое 400-летие.
Пресвятая Богородица не раз спасала Россию и подавала помощь и избавление от врагов через Казанскую икону. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В Смутное время, когда с престола Российского был свергнут последний царь династии Рюриковичей, наступило время междуцарствия, сопровождавшееся смутами, грабежами, насилиями. Москва была занята поляками, в низовьях Волги собирал рать самозванец, а с севера угрожали шведы, захватившие Новгород. Поляки глумились над Православной верой, оскверняли храмы, грабили и жгли города и села.
По призыву святителя Гермогена, томившегося в Москве в плену у поляков, русские люди ополчились против иноземцев и встали на защиту первопрестольной столицы и своего отечества.
Казанская икона пребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. Многие слезные молитвы, изливаемые перед чудотворным образом, были услышаны Царицей Небесной, и Она простерла над Россией Свой милостивый покров. 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков. В первый же воскресный день после освобождения русское воинство и все горожане совершили торжественный крестный ход с Казанской иконой. Тогда же было установлено празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавление Москвы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
Сюда, к чудотворному образу, в 1812 году перед отъездом на фронт приезжал молиться фельдмаршал Кутузов. И Матерь Божия снова не отвергла молитвы, возносимые перед Ее иконой. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
В начале 20 века первописанная чудотворная икона, находившаяся в храме Казанского женского монастыря, была похищена, и с тех пор ее дальнейшая судьба неизвестна. Однако благодать Божия, по молитвам Владычицы Небесной осенившая этот образ, продолжает обильно изливаться через многочисленные его списки на всякого с верою ее взыскующего.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".
|