Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Пятница, 04 декабря 2020 года.
Новости
04.12.2020
Конференция «Актуальные вопросы развития Всецерковного православного молодёжного движения» прошла в режиме онлайн
03.12.2020
Объявлены победители регионального конкурса для дошкольных образовательных организаций «Святые земли русской»
01.12.2020
Чулымский язык начали преподавать онлайн
29.11.2020
Митрополит Ростислав совершил Литургию в Петропавловском соборе г. Томска
26.11.2020
Состоялась встреча Главы Томской митрополии с главой Духовного собрания мусульман России Альбиром-хазратом Кргановым
26.11.2020
Томичи приглашаются на просмотр документального фильма «Где ты, Адам?»
25.11.2020
В Зоркальцево вновь зазвучал главный церковный колокол
23.11.2020
Подведены итоги фотоконкурса «Томск Православный – 2020»
21.11.2020
Михайло-Архангельский придел Богоявленского собора отметил престольный праздник архиерейскими богослужениями
19.11.2020
Представитель Томской епархии поздравил победителей регионального этапа Национальной премии «Гражданская инициатива» в Томской области
17.11.2020
По ком звонит Царь-колокол? В Воскресенском храме почтили память томского благотворителя
17.11.2020
На телеканале «Томское время» вышла программа с участием представителей Социального отдела Томской епархии
17.11.2020
Детский хор Владимирского храма стал победителем конкурса «Богоносная Россия»
15.11.2020
Томичи простились с профессором ТДС Ильей Павловичем Элентухом
15.11.2020
Архиерейское соболезнование в связи с кончиной Ильи Павловича Элентуха
14.11.2020
Юбилейные дни славянской письменности и культуры завершились награждением их организаторов и первых участников
13.11.2020
Нуждающиеся томские семьи получили две тонны гуманитарной помощи
11.11.2020
На курсах сестер милосердия состоялись выпускные экзамены
10.11.2020
В Томске состоится Торжественное собрание Юбилейных XXX Дней славянской письменности и культуры
08.11.2020
Южный придел Свято-Троицкой церкви отметил престольный праздник архиерейским богослужением

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 »
30.08.2012
Престольный праздник в Спасском храме с. Коларово
 
29 августа престольный праздник отмечает храм Спаса Неркотворного с.Коларово. В этот день Святая Церковь воспоминает событие, связанное с перенесением из греческого города Едесса в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.

В день престольного праздника в Спасском храме с. Коларово Божественную литургию совершил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Томского района – протоиерей Алексий Бервено, настоятель Спасского храма с. Коларово – иерей Виталий Немов, секретарь Томской епархии – иерей Виктор Сиротин, штатный священник Спасского храма иерей Марк Рыбников, протодиакон Петропавловского собора г. Томска Владимир Марков. По окончании Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг храма.


История праздника

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.

Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.

Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте". Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных. (http://days.pravoslavie.ru)

Чудотворный образ Спаса Нерукотворного из села Спасского

Вскоре по построении града Томска (1604 г.), в 18 верстах от него, на берегу Томи вырастает новый посёлок. Жители его, благочестивые христиане, пожелали в 1666 г. написать образ Святителя Христова Николая Чудотворца и устроить для него молитвенный дом. Для чего позвали из Томска искусного и благоговейного иконописца (имя его летопись не сохранила), которому вручили "уготованную" для образа доску.

Иконописец, наложив на себя и на жителей села пост, пока не напишет икону, "назнаменовал", т.е. начертил острым стилом по левкасу на доске контур лика Николая Чудотворца. Наутро, желая продолжать работу, художник с удивлением увидел на доске не лик Святителя Николая, а образ Спаса Нерукотворного. Иконописец по левкасу загладил лик Христа и вновь назнаменовал образ Святителя Николая. По прошествии второй ночи, на доске опять проявилось изображение Спаса Нерукотворного.

Иконописец позвал жителей села и поведал им о чудесных превращениях на создававшейся иконе. Жители не поверили ему и потребовали вновь загладить на доске образ Спасителя и написать Николая Чудотворца. Иконописец вынужден был в присутствии всех исполнить их волю, икону же отдали на ночь в дом старейших и уважаемых людей. Великий страх объял сердца собравшихся поселян, когда утром они опять увидели на доске образ Спасителя.

Сказание повествует о том, что недоверчивые поселяне "долгий час" пребывали в трепете, а, придя в себя, слезно умоляли иконописца "прикрыти вапами" лик Христа. Вапа - краска по-гречески. Значит, художник красками прописал проявившееся изображение. До окончания работы иконописец вновь наложил на всех жителей селения строгий пост. За это время был устроен молитвенный дом, куда и поставили чудный образ. Вскоре жители этого и окрестных посёлков совместными усилиями воздвигли церковь во имя Святого Нерукотворного образа Спасителя. Посёлок с тех пор стал именоваться Спасское (в советское время он был переименован в "Коларово").

Прошли годы, в Спасское стали приходить верующие из самых отдалённых мест для молитвы перед Нерукотворным образом, который прославился своими чудесами. В начале XVIII столетия на томских жителей обрушилось "поветрие моровой язвы", на протяжении нескольких лет поражавшей как скот, так и людей. В 1733 г. прихожане томской Благовещенской церкви на общем сходе решили обратиться к Спасителю перед Его чудотворным образом за помощью от многолетней эпидемии.

В Томск из Спасского со всей подобающей честью была принесена икона Спаса Нерукотворного. Её поставили посреди города, священники отслужили молебен с водосвятием, жители коленопреклоненно со слезами молились о прекращении болезни. Затем образ перенесли в Благовещенский собор, где он находился восемь дней, по прошествии которых болезнь исчезла.

Прихожане Благовещенского собора на сходе с жителями села Спасского выбрали старосту церкви Спаса Нерукотворного Ивана Кафтанщикова, чтобы послать его в Тобольск. Староста отправился с прошением к Митрополиту Тобольскому и Сибирскому Антонию (Страховскому, 1721-1740 гг.), дабы он позволил чудотворный образ Спасителя из села Спасского ежегодно крестным ходом приносить в Томск 29 июня, по старому стилю, в день святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Митрополит Антоний дал благословение, и с 1734 года крестным ходом каждый год чудотворную икону Спасителя приносили в Томск, где с 29 июня (праздник св. апп. Петра и Павла) по 15 августа (Успение Божией Матери) перед иконой служились молебны. Примерно через сто лет время пребывания иконы в Томске увеличилось: крестный ход начинался 26 мая, а икона находилась в Томске сначала в женском Иоанно-Предтеченском, а затем в мужском Богородице-Алексеевском монастыре с 27 мая до праздника Преображения Господня (6 августа по старому стилю).

Судьба иконы сегодня не известна. Икона Спасителя исчезла в 1930-е годы. Вероятнее всего, прихожане тайком укрыли ее подальше от безбожников. Спасскую церковь в эти годы превратили в клуб, затем там устроили зерносклад. Последний настоятель Спасской церкви и хранитель чудотворной иконы священник Петр Кикин, прослуживший в Спасском 30 лет (с 1907 г.), был арестован и, после отказа отречься от сана, 31 августа 1937 года расстрелян.

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????