8 декабря 2004 года скончался один из старейших священнослужителей Томска, заштатный диакон Александр Андреевич Сапожков.
Происхождение
Родился отец Александр в религиозной семье томских интеллигентов: мать, Нина Иннокентьевна Геблер (+ 1990 г.), кандидат медицинских наук, терапевт, работала в клинике медицинского института у профессора Яблокова (по воспоминаниям, вместе даже молились в кабинете профессора); отец, Андрей Васильевич Сапожков, получил медицинское образование, после развода с супругой уехал сначала в Америку, затем в Испанию, после чего его следы теряются.
Предки диакона Александра по материнской линии были известными в Сибири учеными. Дед, Иннокентий Васильевич Геблер, профессор Томского политехнического института (кафедра топлива), имел правительственные награды. Фридрих Вильгельмович Геблер (1781-1850 гг.), родоначальник семейства Геблеров в Сибири, первый переселился из Германии в Россию, прославился как талантливый исследователь Алтая, открыл и описал множество новых видов сибирских растений, насекомых, основал в Барнауле краеведческий музей, здесь в Сибири и скончался. В Барнауле одна из улиц названа его именем.
Детские и юношеские годы
Новорожденный Александр в 1935 году был крещен в томской Воскресенской церкви за год до ее закрытия. Его учеба в школе пришлась на суровые военные и послевоенные годы. Несмотря на трудности, он успешного окончил все классы средней школы и по настоянию своей мамы поступил на учебу в библиотечный техникум, хотя его, по его собственным словам, влекло к церковному служению. Исполнив родительскую волю, он закончил обучение в техникуме и 20 июня 1956 года получил диплом по специальности: «Библиотечное дело».
В то время настоятелем томского Петропавловского собора, где любил молиться молодой Александр, был выдающийся священник - протоиерей Евфимий Куропаткин, выпускник Бийского шестиклассного миссионерского катехизаторского училища, за веру отбывший десять лет заключения в лагерях и с 1949 года служивший в Томске. В донесениях в Москву томского уполномоченного по делам религий отец Евфимий характеризовался как активный церковник, «в вину» которому ставилось то, что он подготовил и направил в Духовную Семинарию из Томска трех человек: Сапожкова, Волоскова и Прудникова (ГАТО, Ф.Р-1786, Оп.1, Д. 428).
Учеба в Семинарии и женитьба
По ходатайству протоиерея Евфимия Куропаткина и по благословению Митрополита Новосибирского и Барнаульского Нестора (Анисимова) юноша Александр Сапожков в 1957 году поступил в Киевскую Духовную Семинарию, обучение в которой продолжалось четыре года. На последнем курсе в 1961 году Александр Сапожков вступил в брак с Валерией Викторовной Петровой. Венчание совершилось 22 января 1961 года в Петропавловском соборе г. Томска. Из-за очередного ужесточения отношений государства к Церкви Киевская Духовная Семинария была закрыта, воспитанники Семинарии были переведены в Одессу. В силу сложившихся обстоятельств Александр Сапожков прекратил обучение в Семинарии и вернулся в Томск.
Супруга Александра, Валерия Викторовна, выучилась на стенографистку и поступила на работу машинисткой в библиотеку им. Пушкина. Ее мать, Валерия Викторовна Петрова, работала главным врачем-педиатром Томска и была хорошо известна в городе. То, что ее дочь вышла замуж за семинариста, сказалось на ее служебном положении: ей угрожало увольнение с поста главного врача города. Чтобы не повредить ей, Александр был вынужден повременить с рукоположением в священный сан, и попытался устроиться на светскую работу. Однако это оказалось невозможным: в паспорте в сведениях о прописке стояла печать с крестом Киевской Духовной Семинарии. С таким паспортом никто не хотел брать Александра на работу. Молодожены решились на то, чтобы уничтожить прежний «скомпрометированный» паспорт Александра и получить новый. Только после этого Александру удалось устроиться на работу в местную типографию «Красное Знамя», располагавшуюся в то время по адресу: ул. Герцена, 3. Здесь до революции был храм во имя св. князя Александра Невского. Работа в типографии была для Александра весьма тяжелой как физически (перетаскивание тяжелых свинцовых оттисков), так и морально (типографская столовая располагалась на втором этаже бывшей церкви, и для него, как верующего человека, скорбно было видеть поругание закрытого храма).
Посвящение в диаконский сан
В 1969 году 12 июля в праздник св. первоверховных апостолов Петра и Павла по ходатайству настоятеля Петропавловского собора протоиерея Александра Пивоварова архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев) рукоположил Александра Сапожкова в сан диакона.
Чтобы не ставить благополучие родителей и родственников под удар бдительного в идеологических вопросах светского начальства, диакон Александр ничего не сообщил родным о своем новом церковном служении и тайно, взяв с собой только самое необходимое, уехал в Рубцовск, где настоятелем храма был хорошо ему знакомый священник. Однако, по прошествии нескольких месяцев из-за сложившихся обстоятельств (трудные были времена) диакон Александр был вынужден оставить церковное служение и вернуться в Томск на прежнюю работу.
В дальнейшем он, бывая на богослужениях, исполнял в алтаре Петропавловского собора обязанности пономаря, но не мог из-за угрозы притеснений со стороны местных уполномоченных по делам религии совершать диаконское служение. В Томске долгое время среди верующих многие и не подозревали, что хорошо им известный Александр Сапожков – диакон.
Тайный диакон смиренно переносил трудности, в свободное от работы время спешил в храм, ревностно выполнял алтарные послушания, любил богослужение. Трогательно было наблюдать, как он, будучи уже в преклонном возрасте, во время чтения Великого покаянного канона св. Андрея Критского на каждом тропаре хоть и с трудом, но делал земные поклоны (в то время, как другие ограничивались поясными). Свою любовь к церковной службе он сохранил до самых последних дней своей жизни.
Новые настоятели Петропавловского собора – архимандрит Роман (Жеребцов), затем протоиерей Леонид Хараим стали все чаще и чаще допускать диакона Александра к участию в совершении богослужения. Тогда-то многие с удивлением и узнали, что он – диакон.
Болезни и скорби
Однако желание отца Александра о полноценном диаконском служении не осуществилось даже в последующие более благоприятные времена. Из-за инсульта у него нарушилась четкость речи и координация движений. А в 1994 году после очередного тяжелого инсульта у него была парализована левая сторона тела, ему была дана 2-я группа инвалидности и оформлена пенсия. Оправившись от болезни, он с непослушной левой рукой, волоча левую ногу, часто падая, тем не менее, продолжал, хоть и реже чем раньше, приходить в церковь на службу. Теперь его любимым местом молитвы стал восстановленный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского, тот самый, в закрытом помещении которого он когда-то бывал в качестве рабочего-типографа.
В 1996 году 16 ноября диакон Александр пережил новую скорбь – кончину жены. Валерия Викторовна была до конца своей жизни преданной и верной ему супругой. Отец Александр в своих воспоминаниях всегда с горячей любовью отзывался о ней. У них не было детей. Оставшись один, отец Александр очень мужественно и трезво пережил это расставание. Позже он говорил, что скоро они вновь встретятся, что, возможно, не долго придется ждать. Каждый раз перед сном он, глядя на стоящую рядом фотографию супруги, говорил: «Спокойной ночи, Лера!». Отпевание усопшей совершил близко знавший их семью иеромонах Мелхиседек (Свистелин).
Глубокая и искренняя вера в Бога помогла отцу Александру пережить все выпавшие на его долю скорби, сохраняя при этом доброту сердца и ясность ума. Необходимо отметить его поразительную память, удивлявшую всех, кто его знал. Отец Александр мог легко назвать по именам многих священнослужителей и мирян, живущих и давно почивших, точно указать даты происшедших в их жизни событий. Порой его в шутку называли «ходячим справочником». Пережитые трудности не смогли как-либо отрицательно повлиять на свойства его души.
Кончина
Последние дни своей жизни диакон Александр освятил службами в храме. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) он в церкви св. Александра Невского служил свою последнюю Литургию, хоть и с трудом, но самостоятельно прочитал малую ектению, причастился Пречистых Таин Тела и Крови Христовых, а после вышел держать плат для причастников. Перед службой он, по обычаю, попросил у всех членов Церкви прощения и тем самым словно бы начал готовиться к своему исходу из мира.
На следующий день (воскресенье) он по причине открывшегося кровотечения из носа не смог придти на службу. Тем не менее, собрав все силы, он пришел в понедельник 6 декабря в день памяти св. князя Александра Невского на престольный праздник в свой любимый храм и усердно молился за литургией, которую совершил Высокопреосвященный Ростислав, Архиепископ Томский и Асиновский.
В среду он попросил Нину Александровну (мать покойной супруги), которая помогала ему в последние годы, постирать ему подрясник, так как готовился пойти в пятницу 10 декабря на престольный праздник в Знаменский храм. Однако этот постиранный подрясник потребовался, чтобы облечь тело почившего диакона для отпевания.
8 декабря 2004 года около семи часов вечера отец Александр вошел на кухню, чтобы послушать по радио новости (он всегда со вниманием относился к событиям в мире, сопереживал, постоянно совершал молитвы о где-либо трагически погибших людях). Так, сидя на стуле, с тревогой слушая новости, добрый диакон навсегда уснул. Врачами был поставлен диагноз: отек головного мозга.
10 декабря в 13 часов в Богородичном приделе Петропавловского собора Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав совершил отпевание диакона Александра Сапожкова. Прощаться с отцом Александром, выразить сочувствие родственникам пришло много духовенства и прихожан, хорошо знавших и любивших его. Владыка Ростислав в надгробном слове охарактеризовал почившего диакона Александра как глубоко и искренне верующего христианина, отличавшегося терпением, смирением, и образцовым усердием к церковному богослужению.
Вечная память усопшему!
|