Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Среда, 20 марта 2019 года.
Новости
20.03.2019
Томский священник провёл беседу с воспитанниками Кадетского корпуса
19.03.2019
Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» с. Кисловка отметил престольный праздник
18.03.2019
День православной книги отметили в храмах Томской епархии
18.03.2019
Представитель Томской епархии посетил пациентов Отделения детской гематологии
17.03.2019
Жизнь для Бога и ближних
17.03.2019
Представитель Томской епархии принял участие в XIV съезде муниципальных образований Томской области
16.03.2019
В Томской духовной семинарии состоится встреча с митрополитом Ростиславом, посвящённая Дню православной книги
16.03.2019
Хор Валаамского монастыря выступит в Томске с новой концертной программой «ЕСЕНИН»
16.03.2019
Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава в день памяти великомученика Феодора Тирона в Богородице-Алексиевском монастыре г. Томска
15.03.2019
Митрополит Ростислав совершил литургию Преждеосвященных даров в Богородице-Алексиевском монастыре
15.03.2019
Чтение Великого покаянного канона в Воскресенской церкви
14.03.2019
Митрополит Ростислав совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона в Александро-Невском храме
13.03.2019
Советник Президента России М.А. Федотов посетил строящийся храм на Каштачной горе
13.03.2019
В Томской епархии прошло собрание духовенства по тюремному служению
13.03.2019
Митрополит Ростислав совершил повечерие с чтением Великого канона в Петропавловском соборе
13.03.2019
Проповедь митрополита Ростислава после чтения Великого канона в Петропавловском соборе г. Томска
12.03.2019
В Томске пройдет конференция «Новомученики и исповедники Церкви Русской»
12.03.2019
Митрополит Ростислав совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского
11.03.2019
На месте разрушенного Троицкого кафедрального собора вновь зазвучали колокола
11.03.2019
Митрополит Ростислав возглавил вечерню с чином прощения в Богоявленском кафедральном соборе

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 »
26.10.2012
Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери
 
26 октября, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. В этом году исполнилось 10 лет со дня возрождения Иверской часовни в Томске.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный г. Томска, игумен Богородице-Алексиевского мужского монастыря архимандрит Силуан (Вьюров), секретарь Томской епархии протоиерей Виктор Сиротин, духовенство Богоявленского собора.

За Божественной литургией архиепископ Ростислав рукоположил в сан диакона выпускника Томской духовной семинарии Александра Лазарева.

По окончании Литургии Богослужения продолжились в Иверской часовне, где в течение всего дня ежечасно совершались молебны с акафистами духовенством приходов Томской епархии.


 

 

 

 

В этом году исполнилось 10 лет со дня возрождения Иверской часовни в г. Томске.


30 июня 2002 года Томск встречал великую святыню – Иверскую икону Божией Матери, доставленную в наш город со Святой горы Афон (Греция), где она была написана в благословение благочестивым жителям Сибири.

Сама Иверская икона почитается как величайшая святыня во всем мире. Первые сведения об этом образе восходят к 9 веку. В то время в малоазийском городе Никее жила благочестивая вдова со своим сыном. У них в доме и хранилась икона Пресвятой Богородицы. При императоре Феофиле (829 - 842), который был последователем иконоборческой ереси, началось преследование тех, кто почитал святые иконы. Однажды воины по приказу императора уничтожавшие святые изображения, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Произошло чудо - тотчас из пораженного места потекла кровь. След от копья и запекшиеся подтеки крови до сих пор сохранились на этой прославленной иконе. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), пошла к морю, опустила икону в воду и сказала: “Матерь Божия, я больше не могу хранить Твой образ. Сама сохрани его”. К удивлению женщины и ее сына икона не упала на воду, но поднявшись вертикально, поплыла в сторону Запада. Позднее икона приплыла к Афонскому гористому полуострову, с древнейших времен заселенному монахами. Это одно из немногих мест в мире, где обильно явлена сила Божия. Афон – земной Удел Божией Матери. Здесь проповедовала Евангелие Пресвятая Богородица во время Своей земной жизни. Позднее Афонский полуостров заселили монахи. До настоящего времени здесь в 20 монастырях, многочисленных скитах и пустынных келиях подвизаются православные монахи со всего мира. К одной из таких иноческих обителей – монастырю Иверон, основанному некогда грузинскими монахами - и приплыла по морю святая икона Богоматери. Сама Пресвятая Богородица явилась иноку – преподобному Гавриилу, и повелела идти на берег моря и принять святыню. Монахи вышли из монастыря, подошли к берегу и увидели вдали, над водою огненное сияние, а в пламени – икона Пресвятой Девы Марии. С благоговением монахи приняли икону как дар свыше. С молитвами и  духовными песнопениями они принесли образ в монастырь и поставили его в храме. Наутро из церкви икона исчезла. После поисков ее нашли на монастырской стене. Не понимая, кто бы мог перенести туда икону – монахи вернули ее на прежнее место, но на следующий день икона снова оказалась над монастырскими вратами. Так было многократно. После чего вновь Богоматерь явилась преподобному Гавриилу и сказала: “Оставьте мой образ на воротах обители. Я не хочу, чтобы вы меня хранили, но я буду вашей Хранительницей и Вратарницей”. Тогда при святых вратах обители была сооружена небольшая церковь, где до сих пор и находится чудотворный образ. Много удивительных знамений и чудес явила Богородица через Свою икону. Не раз она спасала Иверский монастырь, исцеляла неизлечимых больных, защищала обидимых. Греки назвали Иверскую икону “Портаитисса”, что значит Вратарница.

Патриарх Московский и всея Руси Никон, слыша про многочисленные чудеса, являемые от святой Иверской иконы, испросил у Афонских монахов список для России. Иноки с постом и молитвой приступили к исполнению просьбы Патриарха. В 1648 году икона (точный список с чудотворного образа) была написана, освящена на Афоне и отправлена в Россию. Этот образ поставлен был в специально построенной для него часовне у Воскресенских ворот, главных ворот на Красную площадь г. Москвы. Икона стала хранительницей Кремля, Красной площади, Москвы и всей России. От этого списка стали также совершаться чудеса. Слава об иконе быстро распространялась по Русской земле. Дошла эта известность и до Сибири.

В 1858 году в Томске на центральной площади также возводится Иверская часовня – копия московской. По просьбе томичей из Москвы доставляется в эту часовню Иверская икона. От святого образа и в Томске стали совершаться многочисленные чудеса. Ни одного важного дела томские жители не начинали без молитвы перед этой святыней. С любовью они называли часовню “духовными вратами Томска”, а Иверскую икону – “Томской градодержательницей”.

В 1933 г. Иверская часовня была разрушена, а находившаяся в ней икона бесследно исчезла. Но в наше время возвращаются многие святыни. И мы стали свидетелями возвращения в Томск Иверской иконы Божией Матери.

В начале 2002 года началось восстановление Иверской часовни в г.Томске. Тогда же епископ Томский и Асиновский Ростислав обратился с просьбой к монахам Иверского Афонского монастыря в Греции о написании для томской часовни точного списка с древнего чудотворного образа, и по сей день хранящегося в Ивероне. Написание иконы было поручено афонскому монаху – иеродиакону Евсевию, живущему в пустынной келие, приписанной к Иверскому монастырю. С молитвою и постом монах приступил к работе. Летом того же года икона была готова. За святыней, через которую благословение Святой Горы преподавалось нашему городу, всем сибирякам, был откомандирован Наместник Богородице-Алексиевского монастыря Томска игумен Силуан, которого сопровождал один из прихожан обители. Игумен Силуан так описывает свой приезд на Афонскую гору: “Оказавшись на Афоне, мы сразу направились в Иверский монастырь, где надеялись найти иконописца, который написал икону для Томска. Там мы не без труда объяснили монахам, что нам нужно. Большим препятствием являлось незнание греческого языка, а слабое знание английского хотя помогало в общем, но в частностях этого было уже недостаточно. Тем не менее, иверские монахи нас поняли и дали координаты того, кого мы искали. Узнав о цели нашей поездки, они открыли для нас тот храм, где находится сама чудотворная икона. Это - небольшая церковь, которая расположена у старых монастырских ворот. В ней у левого столба перед иконостасом находится Иверская икона Пресвятой Богородицы: потемневший от времени лик Богоматери древнего письма с большими немного печальными глазами, старинная серебряная риза, по которой тянутся нити драгоценного убора, составленного из благодарных приношений, вырезанный из афонского каштана киот, украшенный множеством мерцающих лампад. Сердце замерло в благоговейном трепете от соприкосновения с величайшей святыней. Мы восприняли это как благословение Преблагой Игуменьи Афона на наше пребывание в Ее уделе. Рассеялись все опасения и в душе утвердилась уверенность, что то дело, ради которого мы сюда прибыли, будет иметь благоуспешное завершение”. Помолившись перед этой всемирно известной святыней, паломники направились в келию Иоанна Предтечи, в которой жил и подвизался монах-иконописец. Эта келия находится минутах в сорока от Иверского монастыря, на склоне, спускающемся прямо к обители. Это уединенное место непросто даже найти. Но вот томичи добрались до нее и были радушно встречены монахом-иконописцем, отцом Евсевием. Немного отдохнув, игумен Силуан с попутчиками долго беседовали с отцом Евсевием об иконе. Для него эта работа очень значима – много труда было вложено в нее. Отец Евсевий изучал иконопись в Афинах еще до Афона под руководством одного из известных в Греции иконописцев. Потом он ушел на Афон, где живет уже более 10 лет, пять из которых - в келии Иоанна Предтечи. Ему приходилось писать разные иконы, но Иверскую он писал в первый раз, почему и вложил в эту работу все свои духовные силы и умения.

Списки с Иверской иконы делались на Афоне и раньше, но все они имеют значительные расхождения с первообразом. Отец Евсевий поставил перед собой задачу как можно точнее передать тот образ, который находится в Иверском монастыре, то есть саму чудотворную икону. Однако на пути к осуществлению этой задачи существуют две преграды.

Первая заключается в том, что древний Иверский образ от времени, а прошло уже более тысячи лет с тех пор, как он был написан, сильно потемнел. Никто его никогда не расчищал, не реставрировал. Поэтому палитра красок при изготовлении списка воссоздается, по сути, заново, в меру опыта и понимания современного иконописца. Однако здесь нет произвола, потому что иконописец руководствуется дошедшей до нас с глубокой древности традицией, соотнося и выверяя каждый свой шаг не только с Иверской иконой, но и с другими образцами древней канонической церковной иконописи.

Второй преградой на пути воссоздания первообраза в списке является то, что древняя Иверская икона заключена в красивый старинный серебряный оклад, который, закрывает все изображение, кроме лика, даже руки. Эту ризу никто никогда не снимал, поэтому что под ней - остается только догадываться. Отец Евсевий считает, - и этому есть примеры, - что древняя риза во многом повторяет находящийся под ней образ. Поэтому при написании иконы он воспроизвел живописными средствами многие элементы оклада: особый узор по нимбу, складки одежд, общие очертания фигур Богоматери и Богомладенца.

Впрочем, ценность этой иконы заключена не в абсолютной идентичности внешнему облику афонского первообраза, а в духовной причастности святогорской Святыне. По нижнему полю иконы иеродиакон Евсевий сделал памятную надпись на греческом языке, которая может быть переведена так: “При патриаршестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АлексияII, благочестивым попечением преосвященнейшего епископа Томского и Асиновского Ростислава, во освящение верующих людей всей Сибири недостойной рукой иеродиакона Евсевия Святогорца”.

Помолившись перед написанной для Томска иконой, паломники посетили еще ряд афонских обителей, а затем вернувшись в скит Иоанна Предтечи, стали готовить икону к перевозке. Сначала образ был привезен в Иверский монастырь. Новонаписанную икону афониты внесли в храм и приложили ее к древнему чудотворному образу. Так наша томская икона восприняла на себя благословение старинной святыни. Освященная, она была перевезена в порт, и на корабле доставлена в греческий город Уранополис. Оттуда икону перевезли в аэропорт Фессалоник. Затем святыню и паломников самолет доставил в Москву, откуда авиакомпания “Сибирь” перевезла святой образ в Томск.

Рано утром 30 июня 2002 года в томском аэропорту святую икону встретил епископ Ростислав с духовенством. После совершения перед нею краткого молебна, икону привезли к началу богослужения в Петропавловский собор г.Томска. Тысячи верующих пришли встретить в это воскресное утро великую святыню. Храм не вмещал всех желающих. По окончании Божественной Литургии с Крестным ходом икону пронесли по улицам города и поместили в Архангельском приделе Богоявленского собора, где святыня ожидала завершения восстановительных работ в Иверской часовне. А 13 октября 2002 года, когда отделочные работы были завершены, святую икону перенесли с Крестным ходом на место ее постоянного пребывания. Снова томская святыня заняло свое прежнее место, то, на котором она пребывала в дореволюционное время, а через эту икону Сама Пресвятая Богородица вновь взяла под защиту Томск, как и прежде став его “градодержательницей”. В часовне перед Иверской иконой день и ночь неугасимо горят лампады. С 10-00 до 18-00, когда часовня открыта, множество томичей и гостей города заходят туда, чтобы испросить помощи и заступничества Царицы Небесной. И Божия Матерь никого не обделяет Своей милостью и материнской заботой.

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????