26 октября, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. В этом году исполнилось 10 лет со дня возрождения Иверской часовни в Томске.
Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный г. Томска, игумен Богородице-Алексиевского мужского монастыря архимандрит Силуан (Вьюров), секретарь Томской епархии протоиерей Виктор Сиротин, духовенство Богоявленского собора.
За Божественной литургией архиепископ Ростислав рукоположил в сан диакона выпускника Томской духовной семинарии Александра Лазарева.
По окончании Литургии Богослужения продолжились в Иверской часовне, где в течение всего дня ежечасно совершались молебны с акафистами духовенством приходов Томской епархии.

 











В этом году исполнилось 10 лет со дня возрождения Иверской часовни в г. Томске.
30 июня 2002 года Томск встречал великую святыню – Иверскую икону Божией Матери, доставленную в наш город со Святой горы Афон (Греция), где она была написана в благословение благочестивым жителям Сибири.
Сама Иверская икона почитается как величайшая святыня во всем мире. Первые сведения об этом образе восходят к 9 веку. В то время в малоазийском городе Никее жила благочестивая вдова со своим сыном. У них в доме и хранилась икона Пресвятой Богородицы. При императоре Феофиле (829 - 842), который был последователем иконоборческой ереси, началось преследование тех, кто почитал святые иконы. Однажды воины по приказу императора уничтожавшие святые изображения, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Произошло чудо - тотчас из пораженного места потекла кровь. След от копья и запекшиеся подтеки крови до сих пор сохранились на этой прославленной иконе. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), пошла к морю, опустила икону в воду и сказала: “Матерь Божия, я больше не могу хранить Твой образ. Сама сохрани его”. К удивлению женщины и ее сына икона не упала на воду, но поднявшись вертикально, поплыла в сторону Запада. Позднее икона приплыла к Афонскому гористому полуострову, с древнейших времен заселенному монахами. Это одно из немногих мест в мире, где обильно явлена сила Божия. Афон – земной Удел Божией Матери. Здесь проповедовала Евангелие Пресвятая Богородица во время Своей земной жизни. Позднее Афонский полуостров заселили монахи. До настоящего времени здесь в 20 монастырях, многочисленных скитах и пустынных келиях подвизаются православные монахи со всего мира. К одной из таких иноческих обителей – монастырю Иверон, основанному некогда грузинскими монахами - и приплыла по морю святая икона Богоматери. Сама Пресвятая Богородица явилась иноку – преподобному Гавриилу, и повелела идти на берег моря и принять святыню. Монахи вышли из монастыря, подошли к берегу и увидели вдали, над водою огненное сияние, а в пламени – икона Пресвятой Девы Марии. С благоговением монахи приняли икону как дар свыше. С молитвами и духовными песнопениями они принесли образ в монастырь и поставили его в храме. Наутро из церкви икона исчезла. После поисков ее нашли на монастырской стене. Не понимая, кто бы мог перенести туда икону – монахи вернули ее на прежнее место, но на следующий день икона снова оказалась над монастырскими вратами. Так было многократно. После чего вновь Богоматерь явилась преподобному Гавриилу и сказала: “Оставьте мой образ на воротах обители. Я не хочу, чтобы вы меня хранили, но я буду вашей Хранительницей и Вратарницей”. Тогда при святых вратах обители была сооружена небольшая церковь, где до сих пор и находится чудотворный образ. Много удивительных знамений и чудес явила Богородица через Свою икону. Не раз она спасала Иверский монастырь, исцеляла неизлечимых больных, защищала обидимых. Греки назвали Иверскую икону “Портаитисса”, что значит Вратарница.
Патриарх Московский и всея Руси Никон, слыша про многочисленные чудеса, являемые от святой Иверской иконы, испросил у Афонских монахов список для России. Иноки с постом и молитвой приступили к исполнению просьбы Патриарха. В 1648 году икона (точный список с чудотворного образа) была написана, освящена на Афоне и отправлена в Россию. Этот образ поставлен был в специально построенной для него часовне у Воскресенских ворот, главных ворот на Красную площадь г. Москвы. Икона стала хранительницей Кремля, Красной площади, Москвы и всей России. От этого списка стали также совершаться чудеса. Слава об иконе быстро распространялась по Русской земле. Дошла эта известность и до Сибири.
В 1858 году в Томске на центральной площади также возводится Иверская часовня – копия московской. По просьбе томичей из Москвы доставляется в эту часовню Иверская икона. От святого образа и в Томске стали совершаться многочисленные чудеса. Ни одного важного дела томские жители не начинали без молитвы перед этой святыней. С любовью они называли часовню “духовными вратами Томска”, а Иверскую икону – “Томской градодержательницей”.
В 1933 г. Иверская часовня была разрушена, а находившаяся в ней икона бесследно исчезла. Но в наше время возвращаются многие святыни. И мы стали свидетелями возвращения в Томск Иверской иконы Божией Матери.
В начале 2002 года началось восстановление Иверской часовни в г.Томске. Тогда же епископ Томский и Асиновский Ростислав обратился с просьбой к монахам Иверского Афонского монастыря в Греции о написании для томской часовни точного списка с древнего чудотворного образа, и по сей день хранящегося в Ивероне. Написание иконы было поручено афонскому монаху – иеродиакону Евсевию, живущему в пустынной келие, приписанной к Иверскому монастырю. С молитвою и постом монах приступил к работе. Летом того же года икона была готова. За святыней, через которую благословение Святой Горы преподавалось нашему городу, всем сибирякам, был откомандирован Наместник Богородице-Алексиевского монастыря Томска игумен Силуан, которого сопровождал один из прихожан обители. Игумен Силуан так описывает свой приезд на Афонскую гору: “Оказавшись на Афоне, мы сразу направились в Иверский монастырь, где надеялись найти иконописца, который написал икону для Томска. Там мы не без труда объяснили монахам, что нам нужно. Большим препятствием являлось незнание греческого языка, а слабое знание английского хотя помогало в общем, но в частностях этого было уже недостаточно. Тем не менее, иверские монахи нас поняли и дали координаты того, кого мы искали. Узнав о цели нашей поездки, они открыли для нас тот храм, где находится сама чудотворная икона. Это - небольшая церковь, которая расположена у старых монастырских ворот. В ней у левого столба перед иконостасом находится Иверская икона Пресвятой Богородицы: потемневший от времени лик Богоматери древнего письма с большими немного печальными глазами, старинная серебряная риза, по которой тянутся нити драгоценного убора, составленного из благодарных приношений, вырезанный из афонского каштана киот, украшенный множеством мерцающих лампад. Сердце замерло в благоговейном трепете от соприкосновения с величайшей святыней. Мы восприняли это как благословение Преблагой Игуменьи Афона на наше пребывание в Ее уделе. Рассеялись все опасения и в душе утвердилась уверенность, что то дело, ради которого мы сюда прибыли, будет иметь благоуспешное завершение”. Помолившись перед этой всемирно известной святыней, паломники направились в келию Иоанна Предтечи, в которой жил и подвизался монах-иконописец. Эта келия находится минутах в сорока от Иверского монастыря, на склоне, спускающемся прямо к обители. Это уединенное место непросто даже найти. Но вот томичи добрались до нее и были радушно встречены монахом-иконописцем, отцом Евсевием. Немного отдохнув, игумен Силуан с попутчиками долго беседовали с отцом Евсевием об иконе. Для него эта работа очень значима – много труда было вложено в нее. Отец Евсевий изучал иконопись в Афинах еще до Афона под руководством одного из известных в Греции иконописцев. Потом он ушел на Афон, где живет уже более 10 лет, пять из которых - в келии Иоанна Предтечи. Ему приходилось писать разные иконы, но Иверскую он писал в первый раз, почему и вложил в эту работу все свои духовные силы и умения.
Списки с Иверской иконы делались на Афоне и раньше, но все они имеют значительные расхождения с первообразом. Отец Евсевий поставил перед собой задачу как можно точнее передать тот образ, который находится в Иверском монастыре, то есть саму чудотворную икону. Однако на пути к осуществлению этой задачи существуют две преграды.
Первая заключается в том, что древний Иверский образ от времени, а прошло уже более тысячи лет с тех пор, как он был написан, сильно потемнел. Никто его никогда не расчищал, не реставрировал. Поэтому палитра красок при изготовлении списка воссоздается, по сути, заново, в меру опыта и понимания современного иконописца. Однако здесь нет произвола, потому что иконописец руководствуется дошедшей до нас с глубокой древности традицией, соотнося и выверяя каждый свой шаг не только с Иверской иконой, но и с другими образцами древней канонической церковной иконописи.
Второй преградой на пути воссоздания первообраза в списке является то, что древняя Иверская икона заключена в красивый старинный серебряный оклад, который, закрывает все изображение, кроме лика, даже руки. Эту ризу никто никогда не снимал, поэтому что под ней - остается только догадываться. Отец Евсевий считает, - и этому есть примеры, - что древняя риза во многом повторяет находящийся под ней образ. Поэтому при написании иконы он воспроизвел живописными средствами многие элементы оклада: особый узор по нимбу, складки одежд, общие очертания фигур Богоматери и Богомладенца.
Впрочем, ценность этой иконы заключена не в абсолютной идентичности внешнему облику афонского первообраза, а в духовной причастности святогорской Святыне. По нижнему полю иконы иеродиакон Евсевий сделал памятную надпись на греческом языке, которая может быть переведена так: “При патриаршестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АлексияII, благочестивым попечением преосвященнейшего епископа Томского и Асиновского Ростислава, во освящение верующих людей всей Сибири недостойной рукой иеродиакона Евсевия Святогорца”.
Помолившись перед написанной для Томска иконой, паломники посетили еще ряд афонских обителей, а затем вернувшись в скит Иоанна Предтечи, стали готовить икону к перевозке. Сначала образ был привезен в Иверский монастырь. Новонаписанную икону афониты внесли в храм и приложили ее к древнему чудотворному образу. Так наша томская икона восприняла на себя благословение старинной святыни. Освященная, она была перевезена в порт, и на корабле доставлена в греческий город Уранополис. Оттуда икону перевезли в аэропорт Фессалоник. Затем святыню и паломников самолет доставил в Москву, откуда авиакомпания “Сибирь” перевезла святой образ в Томск.
Рано утром 30 июня 2002 года в томском аэропорту святую икону встретил епископ Ростислав с духовенством. После совершения перед нею краткого молебна, икону привезли к началу богослужения в Петропавловский собор г.Томска. Тысячи верующих пришли встретить в это воскресное утро великую святыню. Храм не вмещал всех желающих. По окончании Божественной Литургии с Крестным ходом икону пронесли по улицам города и поместили в Архангельском приделе Богоявленского собора, где святыня ожидала завершения восстановительных работ в Иверской часовне. А 13 октября 2002 года, когда отделочные работы были завершены, святую икону перенесли с Крестным ходом на место ее постоянного пребывания. Снова томская святыня заняло свое прежнее место, то, на котором она пребывала в дореволюционное время, а через эту икону Сама Пресвятая Богородица вновь взяла под защиту Томск, как и прежде став его “градодержательницей”. В часовне перед Иверской иконой день и ночь неугасимо горят лампады. С 10-00 до 18-00, когда часовня открыта, множество томичей и гостей города заходят туда, чтобы испросить помощи и заступничества Царицы Небесной. И Божия Матерь никого не обделяет Своей милостью и материнской заботой.
|