Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Среда, 26 сентября 2018 года.
Новости
26.09.2018
Митрополит Ростислав возглавил вечернее богослужение в канун престольного праздника Воскресенской церкви.
26.09.2018
Руководители отделов Томской епархии обсудили планы мероприятий на предстоящий квартал.
25.09.2018
Вечер памяти новомученицы Татьяны Томской прошёл в с. Лоскутово.
25.09.2018
Митрополит Ростислав принял участие в праздновании пятилетия Колпашевской епархии.
24.09.2018
В престольный праздник Воскресенской церкви томичи впервые увидят воссозданные росписи верхнего придела.
24.09.2018
В Колпашево к 5-летию епархии принесены мощи святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
24.09.2018
23 сентября - день памяти новомученицы Татианы Томской (Гримблит)
21.09.2018
Архиерейское богослужение в г. Асино
21.09.2018
Престольный праздник Петропавловского собора г. Томска
21.09.2018
Митрополит Ростислав посетил новый храм в с. Мало-Жирово
21.09.2018
Молодежные клубы томских храмов приглашают на дни открытых дверей.
21.09.2018
Всенощное бдение в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы в Богоявленском соборе.
20.09.2018
Состоялось заседание Административного совета ТДС
19.09.2018
Для всех и каждого: в Томске открылся социальный погреб.
19.09.2018
О русском роке, блоге и Боге.
19.09.2018
Открыт приём заявок на организацию и проведение образовательных мероприятий Макариевских образовательных чтений
18.09.2018
Митрополит Ростислав возглавил Божественную литургию в храме при Кардиоцентре в Томске
17.09.2018
Массовое венчание прошло в Знаменском храме.
14.09.2018
Православная молодежь обсудила планы на предстоящий год.
14.09.2018
Литературный вечер, посвященный Старцу Феодору, прошел в «Лесной даче»

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 »
17.10.2012
Отзыв Преосвященного Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского, на проект "Положения о монастырях и монашествующих"
 
Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви в рамках обсуждения проекта "Положения о монастырях и монашествующих" опубликовал отзыв Преосвященного Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского. Целью Положения является определение основных положений монашеской (иноческой) жизни в монастырях Русской Православной Церкви в современных условиях.

Предложенный к обсуждению проект «Положения» в целом представляет собой, на наш взгляд, документ, верно выражающий общую идею монашества как "ответа любви" на божественный призыв. В соответствие с этой идеей основательно проработаны пункты, касающиеся различных сторон монашеской жизни.

Вместе с тем, думается, было бы полезно скорректировать отдельные, наиболее "пререкаемые", положения данного программного для дальнейшего становления русского монашества документа в духе не только устоявшейся в последние три столетия практики, но и той более чем полуторатысячелетней монашеской традиции, которая  является неотъемлемой частью Предания Церкви. Верность Преданию представляет собой необходимое условие для уврачевания немощей и восполнения оскудения современного русского иночества.

Вне всякого сомнения, абсурдна сама мысль о независимости монастыря от епархиального архиерея, поскольку, такая логика делает монастырь "независимым" и от Церкви, которая, по слову священномученика Игнатия Богоносца, "там, где епископ". Однако этому экклезиологическому контексту не противоречит идея избрания игумена (игуменьи) монастыря братией (сестрами) обители. В противном случае данная практика не имела бы широкого и долговременного распространения в истории Вселенской Церкви. Убежден, что за четверть столетия, в течение которого мы стали свидетелями бурного возрождения монастырей в Русской Церкви, сформировались объективные условия для признания права монашеской общины на избрание игумена (игуменьи) нормой церковной жизни.

Для предупреждения возможных искажений применения данной нормы, которых не без оснований в новейшей истории опасаются многие Преосвященные владыки, сознающие всю меру личной ответственности за мир и благоустроение вверенных им епархий, необходимо прописать в "Положении" те критерии, которым должны соответствовать как кандидат в игумена (игуменью), так и сами выборщики.

Кандидатом в игумена следовало бы предлагать монаха доброй иноческой жизни в священном сане (или, по крайней мере, без канонических или иных препятствий для рукоположения), имеющего не менее чем семинарское образование и не менее, нежели 10-летний монастырский (а не просто монашеский) "стаж". При этом братия обители в случае необходимости имели бы право пригласить отвечающего данным критериям человека и из другого монастыря с согласия его настоятеля и благословения управляющего той епархией, где находится такой монастырь, архиерея, если кандидат в священном сане. Избранного кандидата правящий архиерей представляет на утверждение в Священный Синод, что является формой согласования епископом кандидатуры новоизбранного игумена. В случае несогласия с итогами игуменских выборов, архиерей  мог бы, наложив вето, предложить общине монастыря провести повторные выборы, обосновав свое решение. В случае обоснованного несогласия монашеской общины с доводами архиерея или повторного отклонения правящим епископом избранного братией лица, дело должно быть передано на рассмотрение Священного Синода, резолюция которого является окончательной. Данная процедура может быть реализована и в женских обителях за исключением того, что касается священства и связанных с ним канонических норм. Отступление от указанных критериев при избрании игумена (игуменьи) возможны лишь с разрешения Священного Синода при наличии обоснованной инициативы монашеской общины, одобренной правящим епископом.

Для того чтобы избрание игумена (игуменьи) совершалось монашеской общиной наиболее осмысленно и ответственно, сама эта община должна быть устоявшейся, то есть такой, большинство насельников которой прожили в ней не менее 10 лет. К выборам следует допускать только насельников, имеющих постриг (по меньшей мере, рясофорный) и проживших в данном монастыре не менее 5 лет. Таковых должно оказаться в монастыре хотя бы 5 человек, из которых не меньше трех прожили в обители больше 10 лет. Если монашеская община не соответствует данным критериям, то игумен назначается Священным Синодом по представлению правящего архиерея в соответствие с указанными выше критериями.

Правящий архиерей сохраняет всю полноту канонической власти в вверенной его управлению епархии, в том числе и относительно монастырей. Но при указанном способе избрания игумена (игуменьи) можно отказаться от частной опеки монастырей со стороны епископа, выражающейся в утверждении им должностных лиц монастыря, и в первую очередь, духовника. Коль скоро в "Положении" духовным руководителем братства признается игумен, не целесообразно придавать через архиерейское утверждение особый статус его помощнику-"духовнику", тем самым порождая нездоровую ситуацию двуначалия в едином братстве, при которой у монастыря, по сути, появляется второй "игумен".

Рясофорный постриг следует сохранить в качестве первой ступени монашества, как это и принято в Русской Церкви. Постриг, хотя бы и без гласного произнесения обетов, сопряжен с невозвратным оставлением мира и позволяет, преодолев сомнения, глубже подготовиться к произнесению обетов, тогда как, облачение в рясу послушника не меняет принципиально его статуса и не возбраняет возвращения в мир. Правильнее было бы отказаться от практики пострижения в малую, а тем более в великую, схиму вне монастырей. Проходящих же церковное послушание вне обителей, в том числе в духовных учебных заведениях, в миссиях, на приходах, следует при их желании удостаивать рясофорного пострига, не связанного с принесением заведомо неисполнимых обетов. Таким рясофорным инокам должен быть открыт доступ ко всем иерархическим степеням, не исключая и епископской.

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????