Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Среда, 20 марта 2019 года.
Новости
19.03.2019
Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» с. Кисловка отметил престольный праздник
18.03.2019
День православной книги отметили в храмах Томской епархии
18.03.2019
Представитель Томской епархии посетил пациентов Отделения детской гематологии
17.03.2019
Жизнь для Бога и ближних
17.03.2019
Представитель Томской епархии принял участие в XIV съезде муниципальных образований Томской области
16.03.2019
В Томской духовной семинарии состоится встреча с митрополитом Ростиславом, посвящённая Дню православной книги
16.03.2019
Хор Валаамского монастыря выступит в Томске с новой концертной программой «ЕСЕНИН»
16.03.2019
Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава в день памяти великомученика Феодора Тирона в Богородице-Алексиевском монастыре г. Томска
15.03.2019
Митрополит Ростислав совершил литургию Преждеосвященных даров в Богородице-Алексиевском монастыре
15.03.2019
Чтение Великого покаянного канона в Воскресенской церкви
14.03.2019
Митрополит Ростислав совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона в Александро-Невском храме
13.03.2019
Советник Президента России М.А. Федотов посетил строящийся храм на Каштачной горе
13.03.2019
В Томской епархии прошло собрание духовенства по тюремному служению
13.03.2019
Митрополит Ростислав совершил повечерие с чтением Великого канона в Петропавловском соборе
13.03.2019
Проповедь митрополита Ростислава после чтения Великого канона в Петропавловском соборе г. Томска
12.03.2019
В Томске пройдет конференция «Новомученики и исповедники Церкви Русской»
12.03.2019
Митрополит Ростислав совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского
11.03.2019
На месте разрушенного Троицкого кафедрального собора вновь зазвучали колокола
11.03.2019
Митрополит Ростислав возглавил вечерню с чином прощения в Богоявленском кафедральном соборе
11.03.2019
Анонс служения митрополита Ростислава в первую седмицу Великого поста

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 »
17.10.2012
Отзыв Преосвященного Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского, на проект "Положения о монастырях и монашествующих"
 
Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви в рамках обсуждения проекта "Положения о монастырях и монашествующих" опубликовал отзыв Преосвященного Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского. Целью Положения является определение основных положений монашеской (иноческой) жизни в монастырях Русской Православной Церкви в современных условиях.

Предложенный к обсуждению проект «Положения» в целом представляет собой, на наш взгляд, документ, верно выражающий общую идею монашества как "ответа любви" на божественный призыв. В соответствие с этой идеей основательно проработаны пункты, касающиеся различных сторон монашеской жизни.

Вместе с тем, думается, было бы полезно скорректировать отдельные, наиболее "пререкаемые", положения данного программного для дальнейшего становления русского монашества документа в духе не только устоявшейся в последние три столетия практики, но и той более чем полуторатысячелетней монашеской традиции, которая  является неотъемлемой частью Предания Церкви. Верность Преданию представляет собой необходимое условие для уврачевания немощей и восполнения оскудения современного русского иночества.

Вне всякого сомнения, абсурдна сама мысль о независимости монастыря от епархиального архиерея, поскольку, такая логика делает монастырь "независимым" и от Церкви, которая, по слову священномученика Игнатия Богоносца, "там, где епископ". Однако этому экклезиологическому контексту не противоречит идея избрания игумена (игуменьи) монастыря братией (сестрами) обители. В противном случае данная практика не имела бы широкого и долговременного распространения в истории Вселенской Церкви. Убежден, что за четверть столетия, в течение которого мы стали свидетелями бурного возрождения монастырей в Русской Церкви, сформировались объективные условия для признания права монашеской общины на избрание игумена (игуменьи) нормой церковной жизни.

Для предупреждения возможных искажений применения данной нормы, которых не без оснований в новейшей истории опасаются многие Преосвященные владыки, сознающие всю меру личной ответственности за мир и благоустроение вверенных им епархий, необходимо прописать в "Положении" те критерии, которым должны соответствовать как кандидат в игумена (игуменью), так и сами выборщики.

Кандидатом в игумена следовало бы предлагать монаха доброй иноческой жизни в священном сане (или, по крайней мере, без канонических или иных препятствий для рукоположения), имеющего не менее чем семинарское образование и не менее, нежели 10-летний монастырский (а не просто монашеский) "стаж". При этом братия обители в случае необходимости имели бы право пригласить отвечающего данным критериям человека и из другого монастыря с согласия его настоятеля и благословения управляющего той епархией, где находится такой монастырь, архиерея, если кандидат в священном сане. Избранного кандидата правящий архиерей представляет на утверждение в Священный Синод, что является формой согласования епископом кандидатуры новоизбранного игумена. В случае несогласия с итогами игуменских выборов, архиерей  мог бы, наложив вето, предложить общине монастыря провести повторные выборы, обосновав свое решение. В случае обоснованного несогласия монашеской общины с доводами архиерея или повторного отклонения правящим епископом избранного братией лица, дело должно быть передано на рассмотрение Священного Синода, резолюция которого является окончательной. Данная процедура может быть реализована и в женских обителях за исключением того, что касается священства и связанных с ним канонических норм. Отступление от указанных критериев при избрании игумена (игуменьи) возможны лишь с разрешения Священного Синода при наличии обоснованной инициативы монашеской общины, одобренной правящим епископом.

Для того чтобы избрание игумена (игуменьи) совершалось монашеской общиной наиболее осмысленно и ответственно, сама эта община должна быть устоявшейся, то есть такой, большинство насельников которой прожили в ней не менее 10 лет. К выборам следует допускать только насельников, имеющих постриг (по меньшей мере, рясофорный) и проживших в данном монастыре не менее 5 лет. Таковых должно оказаться в монастыре хотя бы 5 человек, из которых не меньше трех прожили в обители больше 10 лет. Если монашеская община не соответствует данным критериям, то игумен назначается Священным Синодом по представлению правящего архиерея в соответствие с указанными выше критериями.

Правящий архиерей сохраняет всю полноту канонической власти в вверенной его управлению епархии, в том числе и относительно монастырей. Но при указанном способе избрания игумена (игуменьи) можно отказаться от частной опеки монастырей со стороны епископа, выражающейся в утверждении им должностных лиц монастыря, и в первую очередь, духовника. Коль скоро в "Положении" духовным руководителем братства признается игумен, не целесообразно придавать через архиерейское утверждение особый статус его помощнику-"духовнику", тем самым порождая нездоровую ситуацию двуначалия в едином братстве, при которой у монастыря, по сути, появляется второй "игумен".

Рясофорный постриг следует сохранить в качестве первой ступени монашества, как это и принято в Русской Церкви. Постриг, хотя бы и без гласного произнесения обетов, сопряжен с невозвратным оставлением мира и позволяет, преодолев сомнения, глубже подготовиться к произнесению обетов, тогда как, облачение в рясу послушника не меняет принципиально его статуса и не возбраняет возвращения в мир. Правильнее было бы отказаться от практики пострижения в малую, а тем более в великую, схиму вне монастырей. Проходящих же церковное послушание вне обителей, в том числе в духовных учебных заведениях, в миссиях, на приходах, следует при их желании удостаивать рясофорного пострига, не связанного с принесением заведомо неисполнимых обетов. Таким рясофорным инокам должен быть открыт доступ ко всем иерархическим степеням, не исключая и епископской.

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????