† Православие в Томске / Новости / Архиепископ Ростислав: «Пост – это сражение за нашу с вами бессмертную душу»

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
06.12.2014
Митрополит Ростислав совершил Литургию в с. Новониколаевка
05.12.2014
Митрополит Ростислав: Господь призывает к святости каждого верующего в Него
05.12.2014
В селе Ярское совершен молебен в честь престольного праздника
05.12.2014
Студенты из Вьетнама стали победителями и призерами Регионального конкурса проектов «Русская культура: традиции и ценности»
05.12.2014
Объявлены итоги областного конкурса на лучшие молодежные социальные проекты
04.12.2014
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы митрополит Ростислав возглавил богослужения в Богоявленском соборе
02.12.2014
На базе отдела по делам молодёжи Томской епархии открылся «Координационный центр молодёжной работы Сибирского федерального округа»
01.12.2014
Проект томских волонтеров поможет в выборе профессии
27.11.2014
Сладкое варенье – людям в утешение!
23.11.2014
В Богашево освящён храм в честь томской святой - новомученицы Татианы
22.11.2014
Церковь собрала свыше 56 миллионов рублей на помощь беженцам с Украины
22.11.2014
В Томской епархии освящен храм, построенный по "арктической" технологии
22.11.2014
Авторы лучших работ конкурса-квеста «Томск православный» отмечены дипломами VII Макариевских педагогических чтений
21.11.2014
Митрополит Ростислав совершил Божественную литургию в Турунтаево
21.11.2014
Отдел по делам молодёжи Томской епархии награждён дипломом I Международного съезда православной молодёжи
19.11.2014
Патриарх Кирил: Церковь возлагает надежду на молодежь
19.11.2014
Адаптационный лагерь «Пристань» принимает участие в Областном конкурсе палаточных лагерей
14.11.2014
Актуальные вопросы взаимоотношения Церкви и общества рассмотрели на совещании в Москве
14.11.2014
Уникальная выставка открылась в музее Томской духовной семинарии
13.11.2014
Известный российский адвокат, эксперт по сектам Александр Корелов выступил в Томске

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
20.03.2013
Архиепископ Ростислав: «Пост – это сражение за нашу с вами бессмертную душу»
 
Проповедь архиепископа Томского и Асиновского Ростислава, произнесённая 17 марта 2013 года на Чине прощения в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Благодарение Богу, дорогие отцы, братья и сестры, что Он привёл нас к этому спасительному и в простоте своей торжественному и трепетному преддверию Святого Великого Поста. Господь привёл нас к тому времени, которое по милости Божией даровано нам как обновляющая нас и спасительная сила. Предлежит нам Великий Пост, который установлен Церковью, и который Святыми Отцами всегда рассматривался не только и не столько как воздержание от тех или других видов пищи. Пост это духовный труд, это духовный подвиг, или, если хотите, это духовная битва — сражение за нашу с вами бессмертную душу. Это сражение за ту Землю Обетованную, которую Господь по милости Своей приготовил каждому из нас от создания мира, но войти в которую не может ничто скверное или нечистое.

Зная немощь естества человеческого и удобопоползновенность его ко греху, Господь по милости Своей даровал нам покаяние, которым мы можем обновить нашу жизнь, а значит убрать с нашего жизненного пути те преграды, которые мешают нам приблизиться к Богу. Сегодня за вечерним богослужением мы слышали слова прокимна: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша!». Так вот Великий пост это взыскание Бога. Бога, которого потеряла душа, впадающая в грехи и попирающая Святые Божественные Заповеди. Великий пост это шанс, который наш Небесный Отец даёт своему блудному сыну или дочери, чтобы мы с вами вернулись в Отчий Дом, и в полноте насладились любовью и милостью Нашего Небесного Отца.

Но вступая в Великий Пост, мы должны хорошо понимать что же такое покаяние. Многие, к сожалению, считают, что покаяние может быть исчерпано констатацией факта нашей греховности. Многие считают, что покаяться — значит придти на исповедь и просто взять и перечислить те грехи, которые у нас есть. На самом деле конечно же этого не достаточно. Вот это осознание греха, когда мы приходим на исповедь и пытаемся сбросить с себя тяготящую нас греховную ношу, за всем этим должно стоять во первых сознание того, что эти грехи отравляют нашу жизнь, убивают эту жизнь духовную и от Бога удаляют нас. Ибо грех это есть вражда к Богу. И если мы коснеем во грехе, значит из чад Божиих становимся врагами Божьими. И вот когда мы это начинаем понимать и желаем изменить нашу жизнь – вот тогда и начинается для человека покаяние.

Но прежде чем покаяться, прежде чем это осознать, необходимо увидеть наши собственные грехи. Часто у нас с вами нет глубокого покаяния потому, что нет видения нашей греховности. Нам кажется, что в нашей жизни всё не так уж плохо. А если мы и видим, что в нашей жизни что-то не так, что наша жизнь наполнена какими-то треволнениями, печалями, скорбями, то причину всего этого мы видим не в нашей греховности, а в каких-то внешних факторах Поэтому вырваться из этого замкнутого круга, освободиться от тех цепей, от тех оков греховных, которыми мы оказываемся окованными, возможно только тогда, когда мы увидели эти оковы, когда мы поняли, что мы в плену греха. Поняв это человек может начать каяться. Свободы жаждет только тот, кто понимает, что находиться в плену. Поэтому уже сегодня только что мы прочитали удивительную молитву, составленную преподобным Ефремом Сирином, повторять которую мы будем на протяжении всего Великого Поста. Она завершается словами, призывом, воплем души к Богу: «Господи, даждь ми зрети моя прегрешения!» И Господь даёт нам как бы некоторую лакмусовую бумажку, благодаря которой мы можем и проверить себя самих — видим мы грехи или нет. Это заключено в следующих словах: «И не осуждати брата моего». Потому что если мы продолжаем кого-то осуждать – навряд ли мы тогда видим свои собственные грехи.

Редко найдётся человек, который заболел смертельной болезнью, неизлечимой, тяжкой болезнью, навряд ли такой человек, будет слишком сокрушаться и печалиться о том человеке, у которого заболел, например, зуб. Для человека болезнь которого неизлечима и смертельна в сравнении с его болезнью, это кажется такой мелочью, которая не подлежит даже какому-нибудь обсуждению. Так и человек, который познал свою греховность не будет осуждать своего ближнего.

Когда мы пристально сквозь увеличительное стекло рассматриваем недостатки окружающих нас людей и не видим своих собственных грехов. В этом для нас нет никакой пользы, а только духовный вред. А вот когда мы увидели свои грехи, в этом открывается для нас великая польза, потому что узнав о своей болезни мы можем приступить к её излечению.

Великий Пост, как мы сказали, это время покаяния. Осознав, что перед Богом мы далеко не совершенны, что у нас множество грехов, что мы не достойны как и евангельский мытарь возвести очей наших к небу, к Богу – мы будем приступать ко Господу с покаянием. И вот тут мы должны вспомнить о том, что мера прощения, которую уготовал нам Господь, напрямую зависит от того насколько мы прощаем сами.

Сегодня утром, когда мы были за Божественной Литургией, то слышали слова Господа и Спасителя Нашего Иисуса Христа: «Аще будете прощать людям прегрешения их, то и Отец Ваш Небесный простит вам прегрешения ваши. Аще не будете прощать людям прегрешения их, то и Отец Ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших». В другом месте Господь говорит: «Какою мерою мерите, такой и вам отмерится». Если мы со строгостью и непониманием относимся к нашим ближним, пытаясь взыскать с них по полной то, что полагается от них, то тогда мы не можем рассчитывать на милость и от Бога. Блаженны милостивые потому, что они помилованы будут, говорит нам Господь. И в этом убеждают нас многочисленные примеры из житий святых, которых мы обычно вспоминаем в Прощёное воскресенье. Это и древние истории Киево-Печерского патерика, связанные с двумя монахами Киево-печерской лавры Евагрием и Титом, один из которых не хотел простить другого и увидел страшный конец своей жизни, ибо был поражён праведным судом Божиим. И многие другие примеры.

Если мы жестокосердны, если мы не прощаем, то от нас отворачивается Господь. Он удаляется от нас. Когда мы прибываем с кем-то во вражде, то отворачивается от нас и Пресвятая Богородица. Об этом красноречиво свидетельствует один из эпизодов нашей отечественной истории. Это было в XII веке, когда Русь, разделённая на множество княжеств удельных утратила своё единство. Князья враждовали друг с другом, вели кровопролитные междоусобные войны за наделы, за земли. Лилась ни в чём неповинная братская христианская кровь. Конечно это было неугодно в очах Божиих.

И вот в то самое время однажды Суздальский князь вместе со своим войском приступил к Новгороду Великому для того, чтобы разорить и ограбить этот богатый древний русский город. Новгородцы не видя другой силы, которая могла бы их защитить кроме Бога и Пресвятой Богородицы, чувствуя свою правоту в том, что не они со враждой пришли к кому-то, а к ним, в их дом пришли непрошеные гости с враждебными целями, усердно стали молиться перед местночтимой иконой Пресвятой Богородицы «Оранта». Совершив с ней Крестный ход вокруг городских стен, они вынесли эту икону и поместили на городской стене.

Эта икона, с которой обычно ходили на Крестные ходы в Новгороде, была утверждена на древке, и новгородцы выставили её ликом, направленным к суздальцам, чтобы те устыдились хотя бы лика Божией Матери и прекратили вражду и из сынов брани соделались сынами мира. Но это не тронуло суздальцев. Они бросились как лютые звери на новгородцев, причём начали пускать свои стрелы не только в ни в чём не повинных людей, но стрелы полетели и в образ Пречистой Девы Марии. Одна из этих стрел вонзилась прямо в икону и произошло чудо: эта утверждённая на древке икона развернулась, тыльной стороной повернулась к суздальцам, а лицом обратилась к осаждённым новгородцам. И новгородцы увидели как из очей Пресвятой Богородицы текут слёзы, которыми оплакивает она находящихся во вражде грешников. Это ободрило новгородцев. И те несмотря на то. Что силы их были более скудными дали отпор суздальцам, которые потерпели сокрушительное поражение.

Если мы с вами, дорогие братья и сестры, не хотим чтобы от нас отвернулся Господь, чтобы лик Божией Матери не отвернулся от нас так, как от суздальцев некогда согрешивших грехом братской ненависти к собратьям своим, то также должны примириться друг с другом. Причём Церковь призывает нас не только самих простить всех обидчиков, но и самим испросить прощения. Притом испросить прощения и в том случае, когда по нашему мнению правда на нашей стороне. Вспомним слова Господа из Евангелия, который сказал, что если ты принёс к алтарю свой дар и там вспомнил, что брат твой имеет нечто на тебя, то оставь свой дар и пойди прежде примирись с братом, и тогда принеси дар свой Богу. Святые Отцы обращая внимание на эти слова Христовы говорят: «Посмотрите! Господь не сказал, что если ты вспомнил, что враждуешь на кого-то, тогда оставь дар. Он сказал, что если не ты, но на тебя кто-то имеет вражду, если кто-то имеет нечто на тебя – тогда оставь свой дар». Поэтому мы всегда должны быть готовыми сделать первыми шаг.

Преподобный Антоний Великий, подвижник христианской древности, призывает христиан к тому, чтобы они стали детьми мира. «Будьте готовы на всякое слово, которое скажут вам люди (видимо имеется в виду слово грубое, неприятное, дерзкое), – говорит Антоний Великий, – в ответ сказать прости». И тем самым, говорит преподобный, будет утолена язва греха.

Иногда обида, которая находит место в сердце человека, зависит от того, что порой мы очень многого ожидаем от окружающих нас людей. Мы забываем о том, что живём в мире, полном несовершенства. Требуем и ожидаем от людей понимания, любви, сочувствия. Конечно так оно и должно быть, но к сожалению не всегда так бывает. Поэтому преподобный авва Дорофей даёт ещё один удивительный совет, который может пригодиться каждому, кто желает проводить жизнь духовную. Он говорит так: не ожидай ни от кого ни любви ни внимания. Потому, что если не найдёшь, не обнаружишь их, то будет смущаться сердце твоё. Но, продолжает святой отец, ты сам окажи ближним любовь. И успокоишься.

И так мы не должны искать от других кого-то особенного к нам отношения. Есть оно — хорошо, нет — то мы должны думать: «А достойны ли мы его?». А вот к нам, к себе самим должны предъявлять строгие требования, являть любовь и к тем кто нас любит, и к тем, кто к нам безразличен, и даже к тем, кто к нам враждебен. Такую заповедь мы получили от Бога. И сегодня в преддверии Великого Поста прежде чем приступить к Богу и у него испрашивать прощения в грехах наших мы собрались, чтобы испросить прощения друг у друга. Да укрепит нас в этом Господь! Чтобы мы сегодня из под сводов этого храма вышли обновлёнными, чтобы никто из нас не ушёл из этого места, сохранив за своей пазухой какой-нибудь холодный камень обиды или вражды по отношению к кому бы то ни было. Даже если нет здесь того, с кем бы нам следовало примириться в первую очередь, мы должны это сделать в душе своей – от сердца всего просить и испросить прощения.

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru