† Православие в Томске / Новости / 6 октября Томск будет встречать Почаевскую икону Божией Матери

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
08.06.2022
Новый сайт Томской епархии начал свою работу
08.06.2022
Расписание архиерейских богослужений в праздник Святой Троицы
05.06.2022
Свято-Сергиевский храм г. Томска отметил свой юбилей архиерейским богослужением
03.06.2022
Проект Знаменского прихода получит финансирование в рамках грантового конкурса
03.06.2022
В праздник Вознесения Господня митрополит Ростислав возглавил богослужения в кафедральном соборе г. Колпашево
01.06.2022
Митрополит Ростислав: «Рай – это не что иное, как непрекращающаяся Пасха»
30.05.2022
Молебен старцу Феодору совершили на месте бывшей кельи в Хромовке
29.05.2022
Глава Томской митрополии совершит праздничные богослужения в г. Колпашево
28.05.2022
Представители Томской епархии завершили участие в ХХХ Международных образовательных чтениях "К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность"
26.05.2022
В Храме Христа Спасителя прошла встреча с Владимиром Легойдой
26.05.2022
Руководители епархиальных молодежных отделов приняли участие в молодежном интенсиве в Москве
25.05.2022
Представители Томской митрополии посещают секции, мастер-классы и совещания на ХХХ Международных образовательных чтениях в Москве
25.05.2022
Престольный праздник отметил храм святителя Николая в старинном томском селе
24.05.2022
Представители Томской епархии принимают участие в мероприятиях ХХХ Международных образовательных чтений в Москве
24.05.2022
В московском издательстве «Никея» вышла книга «Последнее письмо святого юриста Юрия Новицкого»
24.05.2022
Делегация Томской епархии приняла участие в пленарном заседании XXХ юбилейных Международных образовательных чтений
24.05.2022
В Никольском храме в с. Зырянское отметили престольный праздник
24.05.2022
Митрополит Ростислав вручил медаль святителя Макария (Невского) главе «Сибагро»
23.05.2022
Состоялся товарищеский футбольный матч команд воскресных школ двух томских храмов
23.05.2022
В день памяти святителя Николая Чудотворца в Богоявленском кафедральном соборе была совершена пресвитерская хиротония

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
22.09.2005
6 октября Томск будет встречать Почаевскую икону Божией Матери
 
Святыня пробудет в нашем богоспасаемом городе чуть больше недели до праздника Покрова Божией Матери. Перед этой иконой каждый день будет совершаться молебное пение с акафистом. С утра до вечера, когда открыт Богоявленский собор, все томичи будут иметь возможность помолиться Царице Небесной, испросить у Нее, заступничества и помощи, приложиться к Ее чудотворному Почаевскому образу и получить через него благословение.

06.10.2005г. город Томск встречает великую христианскую святыню – чудотворную Почаевскую икону Божией Матери.  В 18.00 часов в Богоявленском кафедральном соборе состоится торжественная встреча и первое богослужение перед чудотворным образом.

Пресвятая Богородица прославляется на Руси во многих иконах. Не случайно русскую землю именуют «домом Пречистой Богородицы», а те реки, которые со всех сторон опоясывают территорию Древней Руси, наши предки с любовью называли «поясом  Богоматери». Она как бы опоясывает наши земли, сохраняя их от врагов, несчастий и от всякого зла. Подобно солнцу, множеством своих лучей согревающему каждого человека и каждый участок нашей земли, Божия Матерь озаряет всю землю Русскую многочисленными Своими чудотворными иконами. Владимирская, Тихвинская, Смоленская, Донская, Казанская…  В честь последней в 1605 году  в Томске был основан мужской Богородице-Алексиевский монастырь, отмечающий в этом году свое 400-летие. В ознаменование празднования этого юбилея и прибывает в Томск одна из самых известных и почитаемых во всем мире  икон - Почаевский образ Богоматери, находящийся в Свято-Успенской Почаевской лавре.

Чудотворная икона Божией Матери появилась на Волыни в 1559 году. В это время возвращался из Москвы в Грецию митрополит Неофит. В гостеприимной Москве он находился по церковным делам. Проезжая недалеко от Почаева мимо поместья одной благочестивой женщины - Анны Гойской,  он остановился у нее на некоторое время. В благодарность за радушие и теплый прием Владыка благословил Анну древним образом Божией Матери, привезенным из Константинополя. Та с любовью приняла икону и поставила ее в святой угол.

Икона, изображающая Богородицу с Предвечным Младенцем на правой руке, сначала не вызывала особого внимания со стороны Анны и ее близких. Но со временем домочадцы стали замечать, что от образа Богородицы струится какой то тихий, необыкновенный свет. Вскоре, благодатная сила, исходящая от иконы, дала знать о себе первыми чудесами.

У Анны был родной брат Филипп Козинский, слепой от рождения. Врачи не могли оказать ему никакой помощи. Тогда Анна пригласила в дом священника  и перед иконой Богоматери был отслужен молебен. После усердной молитвы  Филипп с верой приложился к иконе и очи его открылись. Предстательством Заступницы рода христианского он прозрел! Слава об этой иконе стала распространяться по всем окрестным селениям. Один за другим к дому Анны Гойской потянулись люди для того, чтобы помолиться перед чудотворным образом, излить Пресвятой Богородице свои скорби и печали, испросить Ее помощи, заступления и поддержки. И многие получали желаемое.

Тогда Анна, считая себя недостойной хранить эту великую святыню в имении, берет святой образ Богоматери и с благоговением относит его на Почаевскую гору, передав его в вечное хранение монахам. Это произошло в 1597 году.  В Почаевском монастыре  чудеса от иконы Божией Матери еще более умножаются.

Особенной славой эта икона стала пользоваться после того, как  через нее были вразумлены наследники Анны Гойской, которые хотели поглумиться над святыней.  Андрей Фирлей, будучи лютеранином, ненавидел православие и не хотел терпеть нахождение рядом со своим имением православного Почаевского монастыря. Считая, что обитель перестанет существовать, если лишится главной своей святыни – чудотворной иконы – он ночью ограбил монастырский храм и ризницу, похитил святой образ, церковную утварь и облачения.  Но этого беззакония ему показалось недостаточно. Однажды Фирлей и его домочадцы решили поглумиться над святым образом. Облачив в священные одежды свою жену, дав ей в руки кадильницу, он с гостями стал глумиться над образом. Но Бог поругаем не бывает. Кощунники были поражены слепотой, а в жену Фирлея вошел злой дух и она начала бесноваться. Исцеление беззаконники получили только после раскаяния и возвращения в монастырь святой иконы.

Отовсюду потянулись в Почаев богомольцы, испрашивая помощи и заступления Царицы Небесной. Монастырская летопись того времени фиксирует огромное количество чудотворений, совершенных через икону.  Это исцеление различных недугов, избавление от смерти, сохранение от различных несчастий, разрешение жизненных проблем.  

Однажды Божия Матерь через свой образ защитила от погубления и свой монастырь. Во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нуреддина, захватив многие крепости и подвергнув разорению многие укрепленные города, подошли к Почаевскому монастырю. Эта обитель не была достаточно защищена, и поскольку пали более укрепленные крепости, то надеяться Почаеву на  силу оружия было бессмысленно. Защитники монастыря, во главе с игуменом Иосифом Добромирским, возложили все свое упование на Божию Матерь. На рассвете, когда должен был осуществиться штурм обители, иноки собрались в храме. Они усердно молились пред иконой Богородицы, совершили с ней Крестный ход вдоль стен монастыря, и, возвратив икону назад в церковь, стали петь акафист. Как только запели первое песнопение, в котором Богородица прославляется как особо избранная Богом воевода христианских воинств: «Взбранной Воеводе победительная...», над монастырем внезапно явилась Сама Пречистая Дева, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Рядом с Ней находился и Преподобный Иов Почаевский (+ 1551), кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу,  но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В панике они обратились в бегство. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда. Окончив там свои дни в покаянии и молитве, они были погребены возле стен Почаевской Лавры.

Еще один поразительный случай, о котором невозможно умолчать – это чудесное спасение одного из иноков Почаевской обители. В 1674 году, по делам монастыря он был вынужден отлучиться из обители, и нести послушание вне ее стен. В это время, турки совершили очередной набег на те селения и захватили инока в плен. Монах, закованный в тяжкие оковы, находился в сырой, мрачной темнице. Он молился Божией Матери, чтобы Пресвятая Богородица вспомнила о тех трудах и подвигах, которые он нес в Почаевском монастыре, чтобы Она не оставила его Своею милостью. И вот однажды, когда наступил праздник Успения Пресвятой Богородицы, престольный день Почаевской Лавры, инок стал приводить себе на память церковные службы и их торжественность. Лицо его оросилось слезами. Он стал взывать к Божией Матери: «О Владычице, защити того, кто верно служил тебе в обители Твоей! Помоги мне!» Вдруг, во время этой молитвы, он оказался в Почаевском монастыре, прямо в Успенском соборе среди молящихся, которые, увидев неизвестно откуда появившегося здесь, закованного в кандалы человека, также весьма изумились. Спасенный инок рассказал им о своем чудесном  избавлении! Оковы, которые были сняты с него, как свидетельство этого чуда, до сих пор хранятся в Почаеве, и всякий паломник может видеть их.

В 18 веке заступлением Пресвятой Богородицы от свирепствовавшей эпидемии был избавлен Киев. Когда в городе смертность достигла огромных масштабов, киевляне отправили в Почаев делегацию, заказавшую в монастыре список с чудотворной иконы. Иконописец кроме лика Богоматери изобразил на иконе и вторую монастырскую святыню – Стопу Божией Матери. Как только образ был доставлен из Почаевской Лавры в Киев, эпидемия прекратилась.

Поразителен случай обращения к праведной, благочестивой жизни  известного на Волыни XVIII века вельможи – графа  Николая Потоцкого. Он отличался особой жестокостью по отношению к крепостным крестьянам, не только за малейшую провинность подвергая их различным физическим наказаниям, но и  убивая некоторых из них. Однажды, когда он ехал недалеко от Почаевского монастыря, то по оплошности кучера повозка опрокинулась. Разгневанный Потоцкий, поднимаясь с земли, достал свое оружие, намереваясь застрелить бедного извозчика. Тот, обратившись взором в сторону Почаевского монастыря, видневшегося вдалеке, памятуя о своей больной жене и беспомощных детях, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!». И вдруг впервые никогда не отказывавшее раннее оружие графа дало осечку. Потоцкий пытался снова и снова застрелить кучера, но каждый раз его оружие давало осечку! Вразумленный этим чудом  граф не только оставил в живых крепостного, но и принес покаяние в своей прежней греховной жизни. Он отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители и служение несчастным. С тех пор он стал человеком кротким, смиренным и милосердным. На его средства построен огромный Успенский собор Лавры, в котором по сей день хранится Почаевская чудотворная икона.

Тысячи чудес, совершаемых от иконы, стали заноситься в особую монастырскую книгу. Вот некоторые из них, записанные в разные эпохи:

  1. В 1664 году Давид Гайдук, стадавший болезнью глаз и лишившийся зрения, омыв очи в воде со Стопы Богоматери и приложившись к чудотворной иконе, исцелился и стал видеть как прежде.
  2. В 1704 году на праздник Успения по причине сильной жары множество паломников столпилось у очень глубокого, 46-метрового монастырского колодца. Один мужчина по неосторожности упал туда. Об этом доложили игумену. Поскорбев о погибшем, игумен распорядился достать его тело. Но к общему удивлению мужчина оказался жив и здоров. Он рассказал, что когда полетел в колодец, то обратился с молитвой к Богоматери и был удержан невидимой силой, удержавшись за спускаемую веревку.
  3. В 1827 году предводитель дворянства Иосиф Крассовский получил исцеление по молитве перед Почаевской иконой от неизлечимой язвы, открывшейся на ноге.
  4. В 1833 году исцелилась от слепоты солдатская дочь Анна Афанасьевна Акимчукова. Она ослепла после перенесенной болезни оспы. Привезенная в Почаевский монастырь своей бабушкой, Агафьей Каминской, она омыла глаза в воде со Стопы Богородицы, помолилась перед иконой и прозрела.
  5. В 1848  году сильно заболела тифозной горячкой 14-летняя девочка Мария Дыбковская. Врачи предвещали неминуемую смерть. Ее мать, с верою в помощь Божию и царицы Небесной, помазала дочь маслом, освященным от чудотворной иконы, и дала обет посетить Почаев после выздоровления дочери. С этой минуты девочке стало легче и она быстро поправилась.

Среди огромного списка исцеленных и облагодетельствованных Божией Матерью людей чиновники и солдаты, врачи и крестьяне, помещики и учителя. Никому не отказывала в помощи Пресвятая Богородица, всем, приходящим к Ней с верою, подавала помощь и избавление.

Чудеса от иконы Божией Матери не оскудевали на протяжении многих и многих веков. Эти чудеса были настолько явными и поразительными, что приводили в удивление не только православных, но и иноверцев.  Римокатолики, видя эти поразительные чудеса, совершаемые перед древним Почавским образом Богоматери, также признали его чудотворным. В начале XIX века из Ватикана в Почаев Римский папа Климент ХIY передал две драгоценные короны, которые были прикреплены к  иконе над головами Божией Матери и Младенца Христа. В римской церкви существовал обычай короновать те иконы, которые официально признавались римской церковью чудотворными.

Не только в древние времена Почаевская икона Богоматери была источником милости Божией. И в настоящее время летопись чудотворений ежегодно  пополняется сотнями удивительных  свидетельств.

17 июня 1950 года в Почаевскую лавру из Оренбурга при помощи попутчицы с большим трудом добралась монахиня Варвара, долгие годы страдавшая болезнью ног и передвигавшаяся с помощью костылей. Усердно помолившись Пресвятой Богородице и приложившись к Ее чудотворной иконе, Варвара моментально исцелилась. Ее костыли, как напоминание об этом чуде и до сих пор стоят в Лавре около святого образа.

Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав также рассказал о явлении чудесной помощи Царицы Небесной, посредством Ее Почаевского образа. «В 1998 году будучи епископом Магаданским и Чукотским, я с пастырским визитом посетил чукотский поселок Эгвекинот, где проводил богослужения и проповедовал Слово Божие. Однажды после Литургии ко мне подошла женщина с 5-летней дочкой и рассказала о поразительном чуде, произошедшем в ее жизни. Эта женщина прожила в браке около десяти лет, но не имела детей. Первоначально врачи обнадеживали молодую чету, говоря, неимение у супругов детей в течение 5 лет еще не считается неизлечимым бесплодием. Им оказывалась медицинская помощь.  Но время шло, все медицинские средства оказались бессильными и, в конце концов, врачи сказали супругам, что детей у них никогда не будет. Когда никакой надежды иметь ребенка не осталось,  их соседка привезла из Почаева святой воды со Стопы Божией Матери и небольшую иконочку, освященную у чудотворного образа. Супруги с верой горячо помолились, испили стопочной воды,  и  долгожданное зачатие ими ребенка произошло! Через 9 месяцев у них родилась дочь, с которой и пришла мать к приехавшему в поселок епископу рассказать о чуде».

На Голгофе, умирающий за грехи человечества Спаситель мира, увидев стоящих  у Креста  Матерь Свою и апостола Иоанна Богослова, сказал Пречистой Деве, взором указывая на ученика: «Жено! Се, сын Твой!»  В лице Своего ученика Господь наш Иисус Христос всех верующих в Него людей вверил попечению Своей Матери. И она непрестанно заботится об укреплении нашей веры, об умножении благочестия среди людей, призывает к исправлению заблудших, утешает скорбящих, поддерживает изнемогающих. В октябре этого года Пречистая Богоматерь посещает и Томскую землю посредством Своей прославленной чудотворной иконы.  Окажемся ли мы достойными милостей Царицы Небесной? Будет ли способной наша  душа вместить обильно подаваемую благодать?  Это зависит от нас и обращенности наших сердец к Богу.

Празднование Почаевской иконе Божией Матери совершается 5 августа и в день Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября.

    Благодатный свет Почаевской обители.

Вместе с принятием христианства возникла на Руси и тяга к монашеству. Сначала люди поодиночке собирались в лесах и пещерах, чтобы поработать Господу, угодить Ему подвигом воздержания, умерщвления страстей, поста и молитвы. Шли века и возникли крепкие монашеские общины, выросли обители, во множестве собирающие богомольцев на церковные богослужения. Таким и было начало монашеской жизни на горе Почаевской.

Начало этой обители было положено еще учениками святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (+IXв.), проповедовавших истину Евангелия Христова среди славянских народов. Ученики этих славянских просветителей пришли в Западные области нынешней Украины, на Волынь, и поселились там в пещерах одной скалы, которая именовалась Почаевской горой. Иноки нашли себе убежище в этих пещерах, чтобы проводить здесь время в богомыслии, молитве, чтении Священного Писания. Таким образом, и было положено начало пустынножительного монашества на Почаевской горе. Но монастыря тогда еще не было, он возник намного позднее.

В 1240 году  полчища татар пришли на Русскую землю и разорили многие города, в том числе и Киев. Уцелевшие иноки Киево-Печерской Лавры вынуждены были на какое-то время оставить свою родную обитель и искать более спокойных мест для своих молитвенных уединенных подвигов. Некоторые из них ушли на запад Руси в Галицию и на Волынь, к горе Почаевской. Множество пещер, которыми была испещрена гора, напомнили им те Киевские пещеры, в которых они когда-то жили. Принеся с собой строгий аскетический дух преподобных Антония и Феодосия Печерских, они облюбовали пещеры Почаевские, и поселились в них.

У истоков многих обителей стоит чудо, явление самой Пресвятой Богородицы, или же особое Ее присутствие, как, например, на святой горе Афон. С чуда начинается и духовная история Почаевской Лавры.

Однажды, вскоре после того, как иноки поселились на Почаевской горе, совершая ночное молитвенное правило, они увидели, что извне в их пещеры струится какой-то необычайный свет. Выйдя, они увидели на вершине горы как бы сияющий огненный столп. У подножия горы  пасли овец пастухи. Имя одного из них сохранила для нас церковная история. Его звали Иоанн Босый. Прозвище Босый он получил за свою бедность, по причине которой большую часть года ходил босым. И вот эти пастухи также увидели необычаянное сияние на вершине Почаевской скалы и решили подняться туда и посмотреть, что же происходит. Когда иноки и пастухи оказались на вершине горы, то увидели в огненном столпе стоящую Богородицу. На голове Ее была корона, а в руке скипетр. Она молилась своему Божественному Сыну за весь род христианский. Иноки и пастухи, опустившись на колени, также присоединились к молитве Божией Матери. Когда видение прекратилось, монахи и пастухи подошли к месту явления Богородицы  и к величайшей своей радости увидели отпечатавшейся на камне скалы след правой стопы Богоматери. С любовью облобызали они этот святой отпечаток, который неожиданно стал наполняться водой. Это было еще одним чудом, ведь Почаевская гора является самой высокой возвышенностью той местности, в окрестности которой нет никакой воды. И до настоящего времени вода эта не оскудевает в стопе Богородицы! Обильно Божия Матерь преподает ее всем приходящим в святую Почаевскую Лавру, всем, которые чтут Ее возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа и всех кто призывает на молитвенную помощь Ее – заступницу мира и молитвенницу о всех нас.

Над этой стопой Царицы Небесной, на вершине Почаевской горы в XVIII веке, на средства графа Потоцкого, сооружен величественный Успенский собор. Там, в четырехугольном отверстии пола под красивой серебряной сенью можно видеть эту вершину горы и эту Стопу, всегда источающую целебную воду. Рядом всегда дежурит один из иноков обители, который раздает всем богомольцам святую воду со Стопы Богородицы.

Величествен этот Успенский собор Почаевской Лавры! Его уподобляют вознесенному кораблю, называют грандиозным и парящим. Собор поражает воображение мощью, гармонией и тяжеловесным изяществом. Но он не подавляет приходящих к нему, а напротив, сообщает им легкость в молитве. Есть соборы, архитектурная особенность которых легкость и простота. Успенский собор Почаевской Лавры – это богатство красок, живописи и геометрических форм.

Над царскими вратами величественного иконостаса главного придела Успенского собора помещена чудотворная Почаевская икона Божией Матери. Принадлежащая к числу наиболее чтимых святынь Русской Православной Церкви, она известна всему миру: ее чтут в России и Сербии, в Болгарии и Боснии, Германии и Америке, других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий и даже иноверцы. Икона укреплена на иконостасе при помощи особых лент и в торжественные моменты богослужения эту святыню опускают на расстояние, доступное для благоговейного прикосновения верующим. Более 400 лет пребывает эта чудотворная икона в Почаевской Лавре, источая обильные благодеяния притекающим к ней, и молящимся Царице Небесной с верою, надеждою и любовью.

Справа от главного придела Успенского собора, находится еще одна чтимая святыня Лавры, - это список с чудотворного Почаевского образа Божией Матери. Икона эта больших размеров, чем первообраз. Ее особенностью является то, что кроме Богородицы с Предвечным Младенцем на иконе изображена Стопа Божией Матери, напоминающая о главном чудесном событии, положившем начало созданию великого монастыря.

Под самым Успенским собором, на месте старинного кладбища, где были обнаружены нетленные мощи препододного Иова, игумена Почаевского, расположена Пещерная церковь. Здесь нет электричества и используется только свечной свет.

В середине храма, немного выдаваясь вперед, (так как гора имеет округлую форму) расположен вход в пещеру преподобного Иова. Над входом, в некотором углублении – одна из древнейших икон святого почаевского инока. Нависшие темно-серые каменные своды соседствуют с выполненною из серебра ракой святого. Здесь находится знаменитая его пещера, куда и по сей день может с трудом попасть человек. На целые дни и даже недели оставлял игумен свою братию для подвига беспрерывной молитвы, во время которой не раз сподоблялся созерцания неизреченного Фаворского света. Фреска над гробницей отсылает нас к блаженной кончине Преподобного. Долгим веком Господь благословил своего угодника. Преподобный Иов прожил ровно 100 лет. За неделю до кончины он получил откровение о точном дне своей смерти. И 28 октября 1651 года он сам отслужил Литургию и безболезненно, мирно отошел ко Господу.

Почти восемь лет пролежало в земле тело Преподобного. В это время люди видели необычный свет над его могилой. И вот однажды святой явился во сне  Киевскому митрополиту Дионисию со словами: «Тобою Бог хочет открыть кости мои». Митрополит был человек достаточно просвещенный, он узнал старца, но не спешил следовать сну. Видение повторилось еще и еще. И на третий раз Преподобный уже пригрозил владыке наказанием. В тот же день митрополит отправился в Почаевскую обитель и повелел открыть гроб святого. Мощи были найдены нетленными, и от них исходило благоухание. После обретения святых мощей стали происходить от них исцеления страждущих.

Мы как бы читаем житие святого в обратном порядке. До обретения святости была жизнь, полная стремления к ней. Родился Преподобный в 1551 году и был назван Иоанном. Десяти лет оставил он дом и тайно удалился в ближайший монастырь. На 12 году жизни Иоанн был пострижен в монахи с именем Иов. В 30 лет он был рукоположен в сан священника, а после этого пострижен в великую схиму с именем Иоанн, в память Предтечи Христа. Однако в народном почитании за ним сохранилось имя Иов. Некоторое время он был игуменом Дубенского монастыря. Строгий к себе, Преподобный решил отправиться на гору Почаевскую, чтобы сделаться простым иноком. Но Промысел Божий судил иначе. Братия, почувствовав в нем великую духовную силу, единодушно поставила его игуменом. Иов был настоящим организатором возрастающей Почаевской обители. Он воздвиг каменный Свято-Троицкий собор, а потом еще несколько меньших церквей. Создал Почаевскую типографию, и много писал в защиту Православия, противостоя распространению унии и засилью римокатоликов. В 1620 году он принимал участие в Киевском Соборе.

Путь из Пещерной церкви пролегает по длинному коридору, стены которого были расписаны Лаврскими живописцами. Здесь взору предстает целый сонм святых в земле Российской просиявших в подвигах веры и благочестия. Подобно воинам выстроились святые угодники вдоль коридора, и создается впечатление, что стоят они на страже православной веры, и защищают от врагов это святое, благословенное место.

 Возведенная в разные эпохи, разными зодчими, Лавра сложилась как единое архитектурное и духовное целое, которое, как и всякий живой организм продолжает расти, и развиваться по сей день.

На протяжение многих веков Свято-Успенская Почаевская Лавра была и остается – нерушимым оплотом православия в землях западной Украины, там, на границе, где всегда, во все времена шла ожесточенная духовная битва за Русь Святую. Совсем недавно в статусе монастыря произошло благодатное изменение – он стал ставропигиальным, т.е. подчиненным непосредственно Предстоятелю Украинской Православной Церкви, митрополиту Киевскому и всея Украины, блаженнейшему Владимиру. В этом залог того, что Почаевская Лавра будет по прежнему оставаться оплотом канонического православия, нести миру свет Евангельской истины.

Кто хоть раз входил в ограду Почаевской Лавры, приобщался ее святыням, не забудет об этом никогда. Посещение обители становится источником для духовного возрастания. Всякий паломник, побывавший в Почаевской Лавре, возвращается оттуда духовно более зрелым, состредоточенным на молитве, более устойчивым перед лицом соблазнов окружающего мира.

С первого появления на горе Почаевской и поныне Божия Матерь является источником многих чудес. С молитвой и верой идут сюда люди со своими нуждами, прошениями, со всем, что есть на сердце, чтобы прикоснуться к святыне, испить воды на горе Почаевской, попросить благословения Пресвятой Девы, Ее Покрова и заступничества.

«Воспеваем вси неизреченное снисхождение Твое, Дева Чистая, яко с высоты Небесной снизошла еси на святую гору Твою, из камени нам воду источающи, еяже цельбоносную силу во всем мире славно прославила еси».

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru