19 января 2014г., в день Крещения Господня, богослужения прошли во всех храмах Томской епархии. В Богоявленском кафедрального соборе г. Томска, в престольный праздник этого храма, праздничные богослужения возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав.
Накануне вечером томский преосвященный в сослужении духовенства собора совершил праздничное Всенощное бдение, а в сам день праздника — раннюю Божественную литургию и чин великого водоосвящения.
За Божественной литургией был поставлен по чтеца и иподиакона Страшков Олег Петрович - студент четвертого курса Томской духовной семинарии.
Православная Церковь празднует Святое Богоявление или Крещение Господне 19 января (6 января ст. стиля). Богоявлением праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна водах Иордана, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Именно с этого события начинается общественное служение и проповедь Иисуса Христа. На Иордане Его увидели и за Ним последовали Его будущие ученики и апостолы.
Особенностью богослужений этого дня является чин водоосвящения , который называется Великим из-за его особой торжественности и важности воспоминаемого события. Водосвятие совершается дважды. Первый раз воды освящаются в Крещенский Сочельник (накануне праздника Богоявления). История Церкви и отсылает нас к тем временам, когда в этот день совершались крещения оглашенных (людей готовящихся стать христианами) и вода освящалась для совершения таинства. Второе же, совершаемое в сам праздник на реках, прудах, колодцах, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления , выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский Крестный ход имеет наименование Крестного хода на Иордан.
И в сочельник, и в сам день праздника Крещения Господня при освящении воды читаются одни и те же молитвы и Святая вода, освящённая в эти дни, имеет одинаковые благодатные свойства. Ее пьют с молитвой для прибавления духовных сил и здоровья, окропляют ею жилища. Эта вода остается свежей в течение всего года и более. О чудесных свойствах Крещенской воды говорит уже святитель Иоанн Златоуст в конце IV века: «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников». По традиции Святая вода раздаётся в храмах не только в сам праздник, но и в течение нескольких последующих дней, для того, чтобы набрать её смогли все желающие.










|