Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Вторник, 19 февраля 2019 года.
Новости
18.02.2019
Храм при Регентско-певческой школе отметил первый престольный праздник
18.02.2019
Начался подготовительный этап к Великому посту
18.02.2019
В Томске пройдет XI Международная православная выставка-форум «От покаяния к воскресению России»
18.02.2019
Десять фактов из жизни святителя Феодосия Черниговского
17.02.2019
Священники, врачи и социальные работники обсудят профилактику абортов в Томске
16.02.2019
Глава Томской митрополии возглавит торжества по случаю престольного праздника храма свт. Феодосия Черниговского
16.02.2019
Митрополит Ростислав отслужил молебен в строящемся храме деревни Крутоложное
15.02.2019
В праздник Сретения Господня митрополит Ростислав возглавил литургию в храме села Первомайского
15.02.2019
Великий праздник накануне весны
14.02.2019
В день Трёх святителей в Томске совершена Божественная литургия на греческом языке (видеозапись)
14.02.2019
Авторы альбома «Благословенный Нарым» рассказали о его создании и продолжении проекта
14.02.2019
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи
13.02.2019
Знаменитая группа ЮДИ рассказала молодёжи о своём пути к Богу
12.02.2019
Трёхсвятительский храм Томска отметил престольный праздник
12.02.2019
Томская православная молодёжь посетила Бутовский полигон и другие святые места столицы
12.02.2019
Миссионеры Томска рассказали землякам о подвиге новомучеников
11.02.2019
В Томске презентуют научно-популярный иллюстрированный альбом «Благословенный Нарым: история Православия в Нарымском крае»
11.02.2019
Архиереи Томской митрополии возглавят литургию на греческом языке
11.02.2019
Тимирязевский храм святителя Николая Чудотворца стал победителем городского конкурса
11.02.2019
У «Камня скорби» села Первомайского помянули жертв политических репрессий

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 »
01.02.2014
Близится к завершению работа над иконостасом в Богородице-Алексиевском монастыре
 
31 января, на иконостас Казанского придела храма Казанской Божией Матери Богородице-Алексиевского монастыря были установлены резные тябла (деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон -- прим. ред.). Таким образом, близится к завершению работа над иконостасом, начатая в 2005 г. усилиями иконописцев Георгия Родионова и Николая Трофимова.

В связи с этим дадим подробное описание иконостаса Казанского придела, но вначале скажем несколько слов об иконостасе вообще.

Иконостас: богословское осмысление (цит. по: Алла Бородина Иконостас // журнал Искусство №5, 2008).

Иконостас является одним из важнейших и обязательных элементов православного храма. Иконостас представляет собой перегородку, отделяющую алтарь от средней части храма (нефа), и состоящую из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон. Последняя характеристика и дала название «иконостас», обозначающее «стояние образов, или икон» (от греч. eikonostasis: икона — изображение, образ + stasis — место стояния).

В основу иконостаса легли три идеи, взаимодействие которых дало нам то, что мы видим сегодня в православных храмах и называем иконостасом.

Первая, древнейшая из основополагающих идей иконостаса связана с представлением о священном месте, обособленном от привычного суетного мира и доступном лишь посвященным. Новозаветный храм сохраняет традиции устроения ветхозаветной скинии собрания и откровения, преобразовав ее в свете совершившегося искупления человечества Спасителем мира и открытия Царства Небесного. Образ скинии, полученный на Синае пророком Моисеем, был воплощением идеи обособления священного места для пребывания Бога и общения с ним человека. Скиния (разбираемый переносной храм) имела три главные части: Святое Святых, Святилище и двор скинии. Самая сакральная часть скинии — Святое Святых — символизировала Небесное Божие Царство, поэтому в Святое Святых ветхозаветного храма никто не входил, кроме первосвященника, которому позволялось входить туда только один раз в году. Здесь хранился Ковчег Завета.

Святое Святых закрывалось «глухой» завесой, отделяя Царство Божие от остального мира, даже от Святилища, в котором ежедневно утром и вечером на жертвеннике воскурений Богу возжигалась благовонная смола — фимиам. Образ и устроение скинии были перенесены на ветхозаветный храм, построенный в Иерусалиме сыном царя Давида Соломоном.

В православном храме Святому Святых соответствует алтарь. До пришествия Христа и искупления Им грехов человеческих никто не мог войти в Царствие Небесное, даже праведники, поэтому Святое Святых было закрыто. С христианством в мир входит новая идея, идея Нового Завета — искупления и открытия Царства Небесного всем людям через искупительную жертву Христа.

Одна из важнейших религиозно-философских мыслей теперь доступна каждому в образе: Божие Царство есть, но оно было в Ветхом Завете закрыто, представляя величайшую тайну Бога — тайну божественного слова и жертвенной любви, творящих и сохраняющих мир. Об этом говорили лишь пророки.

Согласно Священному Писанию, во время искупления, после слов Спасителя: «Свершилось», солнце померкло, произошло землетрясение и завеса в Иерусалимском храме разорвалась надвое. Царство небесное открылось, через жертвенную любовь Спасителя вошло в мир. И человек через веру во Христа открывает Святое Святых — свое сердце — прежде всего для себя и для мира. В христианине, как в храме, есть Царство Небесное, пребывает Бог, общается с человеком и через человека — с миром. Сравнивая назначение частей ветхозаветного и новозаветного храмов, мы видим, как символично воплотились слова Евангелия: «приблизилось Царствие Небесное».

Новая идея открытости прежнего сакрального бытия должна была отразиться в устроении храма, в отношениях между алтарем и нефом (прежних Святого Святых и Святилища). Начинается взаимодействие двух идей – открытости и тайны.

Итак, тайна Божественного Творчества и спасения открылась, но вместе с тем все же остается тайной. Она открывается для верующих во Христа в их религиозном опыте, постепенно, через Таинства церкви, осознание грехов, покаяние, проверку своей любви к Богу и людям, и это открытие беспредельно и неравномерно для людей, познание Бога бесконечно и зависит от самого человека и промысла Божиего. И может ли Таинство Евхаристии — тайна жертвы Бога, постоянно за мир приносимая, – совершаться на глазах у всех людей, среди которых могут быть и неверующие, и только начинающие свой путь во Христе? Но главное — где та мера, которую можно применить к людям, пришедшим в храм? Кто может присутствовать, с благоговейным трепетом принося молитву, а кто может помешать, отвлечь священника от важнейшего из всех дел человеческих — молитв, совершения Таинства церковного?

Конечно, такая мера есть только у живого Бога. И устанавливать такую меру по человеческому соизволению — это значит возвращаться вспять, от благодати — к закону, да еще установленному людьми, мешать освобождению своего сердца для Божиего руководства.

Отрывок из текста, написанного в IV в., позволяет почувствовать, как в те времена христиане переживали, воспринимали Евхаристию: «Страх и трепет охватывает священника в этот ужасный для него и для мирян час. В своем необычайном качестве и в своей должности вселяя ужас даже серафимам, стоит сын из праха земного как искупитель, охваченный великим страхом. Грозный Царь, мистически принесенный в жертву и погребенный, и — испуганные зрители, трепещущие от страха перед Господом». Алтарь означал Божественный престол, вызывающий священное содрогание, а Евхаристия проходила как «вселяющее страх таинство».

И с течением времени стала использоваться завеса (катапетасма), которую задергивали во время совершения таинства. Довольно рано, судя по описанию церковного писателя IV в. епископа Евсевия Кесарийского, появилась так называемая преграда — низкая перегородка с дверцами посередине. Изображения таких преград нередко встречаются в древних росписях храмов, особенно в композициях евхаристии. Позднее на эту низкую преграду стали ставить иконы, обычно две, справа и слева от Царских врат.

Так включается третья идея иконостаса — иконы как окна в духовный мир. Находясь в средней части храма, верующие не просто отгорожены от алтаря, а стоят перед историей спасения человечества и перед духовным миром, заглянуть и войти в который каждый человек может благодаря множеству окон, роль которых выполняют иконы, образы иконостаса. Так найдено равновесие между необходимостью сохранения духа благоговения при совершении таинства Евхаристии и возможностью присутствия и участия в нем каждого верующего, и при этом меру достойности их участия знает только Бог.

Иконостас Казанского придела Богородице-Алексиевского монастыря

В XV–XVI вв. складывается русский тип иконостаса — высокий иконостас. Русский иконостас устроен наиболее сложно и в отличие от греческого характеризуется строгим горизонтальным и вертикальным построением. Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Классический высокий иконостас включает пять ярусов икон. Иконостас Казанского придела является четырехъярусным (отсутствует праотеческий ряд).

Иконостас Казанского придела написан в "рублевском" стиле и строго соответствует канонам. Вместе с тем он обладает некоторыми ярко выраженными "монашескими" особенностями.

 

Нижний ряд— местный

В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх Евангелистов. Символически Царские врата означают вход в Царство Божье. Благовещение знаменует начало спасения человечества и одновременно воплощает ту самую весть, которая была возвещена миру Евангелистами. Над Царскими вратами изображено "Причащение апостолов" в знак того, что в алтаре происходит причащение священников, а на солее перед Царскими вратами – причащение верующих. Столбики, обрамляющие Царские врата, носят изображения святых, много писавших о сокровенной духовной жизни, особенно "умной" молитве: Григория Паламы, Максима Исповедника, Григория Синаита, Каллиста Цареградского, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова. Справа от Царских врат находится икона "Спас Нерукотворный", слева — икона Казанской Божией Матери, которой и посвящен придел. На дьяконских дверях изображены святые архидиаконы Стефан и Евпл. Слева от северной дьяконской двери находится икона преподобных Пахомия Великого и Антония Великого, а справа от южной диаконской двери - икона преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Эта довольно необычная тематика связана с желанием подчеркнуть, что в Богородице-Алексиевском монастыре стремятся сочетать лучшие традиции общежительной и отшельнической монашеской жизни. Как известно, образец отшельнической жизни в древней Церкви явил собой преподобный Антоний Великий, а в Русской Церкви - Нил Сорский. Соответственно, образцами устроителей общежительных монастырей являются Пахомий Великий и Иосиф Волоцкий.

 

Второй ряд — деисус, или деисусный чин

Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». Смысловым центром этого ряда является икона "Спас в силах", представляющая Спасителя в образе грозного Судии, явившегося судить мир. Основная тема деисусного чина – моление церкви за мир. Достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят престолу Христа-Судии, испрашивая снисхождения к собранной в храме церкви земной. Справа и слева изображены иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, архангела Михаила, апостола Петра и Григория Богослова; справа — Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостола Павла и святителя Николая.

Третий ряд — праздничный

В праздничном ряду изображаются те события, которые являются значимыми этапами Божественного домостроительства спасения. В нём помещены иконы двунадесятых праздников: Благовещения, Рождества, Сретения, Богоявления, Преображения, Входа во Иерусалим и Вознесения, а также иконы Распятия, Воскресения Христа («Сошествие во ад»), "Уверение Фомы" и "Сошествие Святого Духа на апостолов".

Четвертый ряд — пророческий

В центре этого яруса помещен образ Богоматери «Знамение». Изображение Богоматери с Младенцем Еммануилом на лоне знаменует исполнение предсказаний ветхозаветных праотцев и пророков и указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом.Справа и слева от иконы "Знамение" изображены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств: слева - царь Давид, Исаия, Иеремия и Даниил; справа - царь Соломон, праотец Иаков, Гедеон и Иезекииль.

В символическом смысле иконостас, так же как и храм, представляет собой образ церкви. Однако если храм есть литургическое пространство, включающее в себя собрание верных, то иконостас показывает становление церкви во времени от Адама до Страшного суда, являя собой образ будущего богообщения в новом преображенном мире.

Иеромонах Паисий (Одышев).

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????