† Православие в Томске / Новости / Вербное воскресенье: радоваться или плакать?

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
29.03.2021
«Православный взгляд»: смех и грех
28.03.2021
В Неделю 2-ю Великого поста томичи соборно прославили Небесного покровителя митрополита Ростислава
25.03.2021
Открыт прием заявок на участие в XXXI Духовно-исторических чтениях памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия
25.03.2021
Студенты факультета психологии и специального образования ТГПУ совершили экскурсию по архитектурному комплексу ТДС
24.03.2021
В воскресной школе Свято-Троицкой церкви состоялась межшкольная интеллектуальная игра «День православной книги – 2021»
23.03.2021
В Александро-Невском храме молитвенно прославили подвиг 40 Севастийских мучеников
21.03.2021
Митрополит Ростислав совершил чин Торжества Православия в Богоявленском соборе
20.03.2021
Представители Томской епархии приняли участие в мероприятии, посвященном патриотизму
20.03.2021
Митрополит Ростислав совершил литургию Преждеосвященных Даров в Богородице-Алексиевском монастыре
19.03.2021
В СИЗО-1 прошло мероприятие, посвященное Дню православной книги
18.03.2021
Завершилось чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского на первой седмице святой Четыредесятницы
17.03.2021
Митрополит Ростислав прочитал третью часть великого покаянного канона
17.03.2021
Глава Томской митрополии совершил первую Литургию Преждеосвященных Даров в наступившей святой Четыредесятнице
16.03.2021
ОРОИК Томской епархии начал цикл мероприятий, посвященных Дню православной книги
16.03.2021
Митрополит Ростислав совершил чтение Великого канона во вторник 1-й седмицы Великого поста в Петропавловском соборе г. Томска
15.03.2021
Глава Томской митрополии возглавил вечерню с чином прощения в Богоявленском кафедральном соборе
14.03.2021
Свято-Троицкий приход дружно отметил Масленицу
13.03.2021
Дан старт подготовке XXXI Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
09.03.2021
В Томске завершился Съезд православной молодёжи Сибири
09.03.2021
Митрополит Ростислав совершил Литургию в Петропавловском соборе г. Томска

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
12.04.2014
Вербное воскресенье: радоваться или плакать?
 
13 апреля 2014 года празднуется Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье.Это один из самых трагичных праздников церковного года. И хоть «трагичный» и «праздник» слова с трудом сочетающиеся, однако, они оба отражают переживание этого события. Что радостного, а что грустного в этом празднике, и при чем здесь верба - об этом наша статья.

Священная история

В праздник Входа Господня в Иерусалим вспоминается одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа. За пять дней до крестной смерти Христос в сопровождении учеников и народной толпы пришел в древний город Иерусалим. Приближался праздник иудейской Пасхи, и со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. Люди, встречающие Господа, постилали на Его пути свои одежды и срезанные пальмовые ветви, радостно восклицая: «Осанна!», что значит «спасение, радость, слава». Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей. По мнению многотысячной толпы, Христос должен был освободить их от римского господства, стать царем, решить их проблемы. Богатые стелили перед Ним на землю ковры, середняки бросали цветы, бедные же, клали под ноги Царю пальмовые ветви. В наших широтах пальмы не растут, и памятуя это событие, их заменяют вербами.

Спустя 6 дней, та же толпа повернулась к Нему враждебным, ненавидящим лицом и вместо «Осанна!» уже кричала перед Пилатом: «Распни Его! Распни!»

Так кричали люди, надежд и ожиданий которых Христос не оправдал. Им хотелось, чтобы Он взял в свои руки господство и земную власть, а в Его планах было спасение всего рода человеческого от грехов их. Народ жаждал воцарить Его на троне, а Он сказал: «Царство Мое не от мира сего». Вместо свободы от римского ига Господь принес свободу от греха, вместо обеспеченной жизни - жизнь вечную. Трагедия явилась в том, что все это виделось иерусалимлянами, поглощенными сиюминутными заботами, как малозначимое.

С тех пор миновало почти две тысячи лет. Но вновь и вновь наполняются храмы желающими разделить боль и радость этого события. Подобно жителям Иерусалима, люди приходят с вербами в храмы встречать Христа, как если бы мы жили две тысячи лет назад, и Он спускался с Елеонской горы нам навстречу.

2000 лет спустя

Что изменилось с тех времен? У нас появился праздник, в который с разными чаяниями несутся на освящение в храм вербы. С надеждами, как и тогда, что может перестанет пить муж, перестанут болеть ноги, повысят зарплату, дочка выйдет замуж, чтоб колорадский жук не поел картофель…

Да и к кому еще пойти, как не к Богу, просить о том, что не в нашей власти. В молитве «Отче наш», которую дал Сам Христос, мы просим у Небесного Отца и Царства Божиего, и простого хлеба. Но прежде все-таки Небесного Царства. Также как дети, которым нужны прежде всего папа и мама, и только потом игрушки.

«Всего этого ищут язычники и Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», - говорится в Евангелии.

Вербное воскресенье – не вполне подходящее название. За ним скрыта уже одна из трагедий, когда верба вышла на первый план, а суть осталась после. Ведь какими только суевериями ни окутаны освященные вербы! За один день они превращаются в средство от всех бед: становятся обладателями целительной силы от болезней и бесплодия, дарят успех при важных сделках, помогают встретить суженного. К несчастью, освященные вербы становятся даже атрибутом для заговоров и приворотов. Одним словом, просто приди в Вербное воскресенье в храм, освяти вербы и проблемы решатся сами собой. Не нужно ни молитвы, ни поста, ни труда. Так бывает, когда для человека, следующего этим нехристианским верованиям, земное куда важнее горнего. Равно, как и 20 веков назад, хочется урвать свой кусочек блага и только.

«Люди в церкви часто просят Того, кто им неинтересен, не мил, не люб, не понятен, безразличен и даже страшен. Точно такие же люди, две тысячи лет назад, вышли к вратам Иерусалима встречать не Христа, а свою мечту. Они для Бога придумали имя, свойства и написали сценарий. Но оказалось Богу не нужны наши сценарии. У Него собственный замысел о мире и о нас», - написал в одной из статей священник Константин Камышанов.

Когда свято место пусто

Немногим позже Евангелие повествует, как приближаясь к Иерусалиму, Христос сказал: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Вот, оставляется вам дом ваш пуст». Пустота эта может истолковываться различно, от истории целого народа до частной жизни. Иудеи преследовали Христа, предали, распяли, и спустя 70 лет от Иерусалима не осталось, как написано, и камня на камне, одна Стена плача. Также и для каждого человека: изгоняя Бога из своей жизни, в доме души воцаряется пустота.

«Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь. - пишет митрополит Антоний Сурожский. - Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может превратить страшную пустыню в цветущий сад. Единственное, что может помочь человеческой жизни стремиться полноводной рекой к своей цели, — это присутствие Живого Бога, дающего вечное содержание всему временному».

Грустно, что нам также, как и две тысячи лет назад хочется земного, насытить свою временную нужду, не вдаваясь в сферу вечного, с которой чуть раньше или чуть позже, но всем предстоит встретиться. Это попытка заполнить бездонную душу крохотными утешениями исключительно от земных интересов.

Но в Вербное воскресение можно ощутить предпасхальную радость оттого, что Спаситель в мир пришел, а с ним и смысл этой жизни. Можно пережить и скорбь, потому что бессмертную душу окутывает плен грехов, суеты и на небо взгляд не часто поднимается. И слезы, и ликованье уместны, лишь бы не пригрелось в душе в этот день эгоистичное равнодушие.

Страстная неделя

За Вербным воскресеньем начинается Страстная седмица. Это самая важная неделя всего года, посвященная воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа.

В первые три дня, с Великого Понедельника по Великую Среду, Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великую Среду вспоминается предательство Христа Иудой Искариотом, вечером совершается последняя большая исповедь. На следующий день утром, в Великий Четверг, все исповедовавшиеся причащаются. Этот день носит название также Чистого четверга, однако это название не означает, что в Чистый четверг следует убираться в доме, мыться. Чистым он называется, потому что люди приходят в храм, исповедуются и причащаются – очищают душу.

День Великой Пятницы строго постный: не вкушается никакая пища, это день великой скорби о Господе, принявшем смерть ради нашего спасения. День Великой Пятницы посвящен воспоминанию Крестных страданий и смерти Иисуса Христа. В середине дня совершается дополнительная служба с выносом Плащаницы.

На Литургии Великой Субботы уже читается Евангелие о Воскресении Христовом. Великая Суббота – также день покоя, размышления о тайне Бога, сошедшего ради нас во ад. В ночь с субботы на воскресенье храмы открыты и полны людьми, праздничное пасхальное богослужение идет почти до самого утра...

 

Подготовила: Олеся Мазалова

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru