19 января Православная Церковь празднует Святое Богоявление. Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна водах Иордана, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
Господь крестился не из-за того, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы открыть таинство Святой Троицы, освятить всю водную стихию, подать нам образ и пример Крещения для обновления и восстановления через Христа человеческого естества, пораженного грехом.
Вода, освященная в этот день, получает Божие благословение и обретает особые благодатные свойства. «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» (Святитель Иоанн Златоуст)
Сам чин водоосвящения в день Крещения Господня называется Великим из-за его особой торжественности и важности воспоминаемого события. Первое великое водоосвящение бывает накануне праздника в храме, а другое – (в самый праздник) часто под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных (людей готовящихся стать христианами) и уже, впоследствии, обращено в воспоминание крещения Господня; второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан.
Священники многих храмов освящают воду в реках и озерах. В них делаются проруби – «Иордани», в которых окунаются верующие. Святая вода выступает средством освящения и вовлечения человека в общение с Богом. В Томске ежегодно в крещенских купаниях участвует большое число желающих (порядка 200-300 человек) в нескольких местах на р.Ушайке (в районе деревень Корнилово, Протопопово, Заварзино, Степановке) и на р.Томи.
Крещенские купания — это не долг, не церковный канон, а добрая народная традиция. Прежде всего в Крещение православный человек должен быть в храме, принять участие в богослужении, по возможности исповедаться и причаститься, набрать Святой Воды.
|