Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Вторник, 19 февраля 2019 года.
Новости
18.02.2019
Храм при Регентско-певческой школе отметил первый престольный праздник
18.02.2019
Начался подготовительный этап к Великому посту
18.02.2019
В Томске пройдет XI Международная православная выставка-форум «От покаяния к воскресению России»
18.02.2019
Десять фактов из жизни святителя Феодосия Черниговского
17.02.2019
Священники, врачи и социальные работники обсудят профилактику абортов в Томске
16.02.2019
Глава Томской митрополии возглавит торжества по случаю престольного праздника храма свт. Феодосия Черниговского
16.02.2019
Митрополит Ростислав отслужил молебен в строящемся храме деревни Крутоложное
15.02.2019
В праздник Сретения Господня митрополит Ростислав возглавил литургию в храме села Первомайского
15.02.2019
Великий праздник накануне весны
14.02.2019
В день Трёх святителей в Томске совершена Божественная литургия на греческом языке (видеозапись)
14.02.2019
Авторы альбома «Благословенный Нарым» рассказали о его создании и продолжении проекта
14.02.2019
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи
13.02.2019
Знаменитая группа ЮДИ рассказала молодёжи о своём пути к Богу
12.02.2019
Трёхсвятительский храм Томска отметил престольный праздник
12.02.2019
Томская православная молодёжь посетила Бутовский полигон и другие святые места столицы
12.02.2019
Миссионеры Томска рассказали землякам о подвиге новомучеников
11.02.2019
В Томске презентуют научно-популярный иллюстрированный альбом «Благословенный Нарым: история Православия в Нарымском крае»
11.02.2019
Архиереи Томской митрополии возглавят литургию на греческом языке
11.02.2019
Тимирязевский храм святителя Николая Чудотворца стал победителем городского конкурса
11.02.2019
У «Камня скорби» села Первомайского помянули жертв политических репрессий

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 »
01.02.2015
Смоленская икона «Одигитрия» в Москве впервые будет выставлена без оклада
 
Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после двухлетней реставрации возвращается на свое историческое место в кафедральный Успенский собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ с 1 по 10 февраля будет находиться в Храме Христа Спасителя в Москве.

Историческая справка

Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон «Одигитрии» Смоленской, которая была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом. По преданию, икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне в нише, над главными городскими воротами.

Башня пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 - 1611 гг, однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. После освобождения города в 1654 году царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву перед иконой «Одигитрии». В 1729 г. к башне пристроили деревянную церковь Рождества Богородицы, где и был помещен «годуновский» список, от которого стали происходить исцеления. В начале XIX века деревянная церковь была заменена каменной и освящена в честь иконы «Одигитрии» Смоленской.

Во время Отечественной войны 1812 года икона была вывезена из Смоленска отступавшими русскими войсками, а накануне Бородинской битвы, по приказу главнокомандующего М.И.Кутузова, ее торжественно, с крестным ходом, проносили перед рядами всей армии вдоль боевой линии Бородинской позиции и отслужили перед образом молебны, на одном из которых присутствовал М.И.Кутузов со всем генеральским составом. 10 (23) ноября 1812 года, после трехмесячного пребывания в русской армии, получивший особое почитание образ был возвращен в Смоленск.

Второй раз икона побывала на Бородинском поле в 100-летний юбилей Отечественной войны в 1912 году, где во время праздничных торжеств перед ней молился император Николай II.

Третий раз она оказалась на Бородино в 2012 году во время торжественных мероприятий празднования 200-летнего юбилея войны с Наполеоном.

Ход реставрационных работ

В октябре 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Смоленская икона Божьей Матери поступила на реставрацию в темперный отдел Института реставрации (ГосНИИР) из Успенского кафедрального собора г. Смоленска.

На реставрацию икона поступила под плотным слоем многочисленных записей и сильно потемневших лаковых плёнок, поверх которых фон был выкрашен грубой серебристой краской. Поэтому по внешнему виду невозможно было составить какое-либо представление о художественных особенностях подлинного древнего изображения на иконе, невозможно было видеть подлинные краски древнего произведения.

Перед реставраторами ГосНИИР были поставлены две ключевые задачи, которые решались с учётом особого статуса иконы, имеющей первостепенное историко–культурное, научное и художественное значение, а также почитающейся как чудотворная святыня Смоленской земли. Во-первых, было необходимо максимально тщательно и чрезвычайно осторожно провести раскрытие иконы от потемневших лаков и позднейших поновлений. Во-вторых, надо было окончательно развеять сомнения о времени появления данной иконы в Смоленске, которое предание связывает с вкладом царя Бориса Годунова.

Уже предварительное обследование памятника (рентгенографирование, съемка в УФ- и ИК-лучах) отразили сложнейшую картину сохранности авторской живописи иконы, наличие многочисленных разновремённых записей и грунтовых чинок. Поэтому на первом расширенном реставрационном Совете (23.11.2012), на котором присутствовали представители всех ведущих реставрационных организаций Москвы, было решено проводить раскрытие всей живописной поверхности произведения с использованием бинокулярного микроскопа. Применение микроскопного контроля позволило работать с микроповерхностью красочного слоя иконы за гранью возможностей обычного человеческого зрения. Этим было обеспечено максимально высокое качество расчистки.

За два полных года реставраторы проделали огромный объём работы, который потребовал значительных усилий и применения всего спектра профессиональных навыков и новейших научно-реставрационных методов. Одновременно на иконе трудились по четыре – пять реставраторов, и, в то же время, их работа была построена по чёткому, предварительно продуманному  плану, который был соотнесён с графиком проведения фотофиксаций и приборно-технологических исследований. Реставрационная документация по иконе включает в себя помимо традиционной текстовой части и фотографий общих видов также подробнейшую специальную съёмку (макросъёмку и фотофиксацию микрофрагментов), что позволяет тщательнейшим образом отразить всю сложность проведённых реставрационных процессов.

Особенности авторской живописи

Послойное раскрытие живописи (согласно порядку поновительских слоёв) под микроскопом позволило установить, что сохранившиеся левкас и красочный слой состоят из участков, относящихся к разным временным интервалам. Наиболее древняя часть изображения, соответствующая традиции раннего XVII века, это участки с изображением фона, нимбов, лика Богоматери и правой руки Младенца. Другая, большая по площади часть живописи – изображения одежд и рук Богоматери, одежд и рук Христа – относится, вероятнее всего, к первой трети XVIII столетия. К сожалению, приходится констатировать, что лик Младенца является наиболее поздней чинкой с дописью, относящейся уже к XIX веку.

Авторская живопись лика Богоматери была покрыта тремя слоями сплошных записей, кроме этого на ней насчитывалось еще до пяти чинок и прописей. Фон находился под пятью слоями записей, нимбы под тремя, на одеждах присутствовали один-два поновительских слоя. Раскрытие показало, что икона неоднократно поновлялась (не менее 16 раз), а это свидетельствует о её особом почитании и благоговейном отношении как к чудотворной святыни.

Комплексное приборно-технологическое исследование по разработанной специалистами Института реставрации методике позволило определить материалы всех красочных слоёв и грунтов на иконе, как авторских, так и более поздних поновительских. А, главное, в ходе этого исследования удалось выявить материалы и особенности техники письма подлинных участков изображения, которые хронологически совпали с началом XVII столетия. Это обстоятельство свидетельствует, что перед нами список Смоленского образа, который оказался в Смоленске в начале XVII в. Следовательно, икона, с большой долей вероятности, может рассматриваться как вклад 1602 года царя Бориса Годунова.

В ходе проведенных восстановительных работ была проведена такжеи  полная реставрация оклада иконы, который был создан на пожертвования верующих в 50-е  годы XX века. Оклад серебряный, позолоченный, весом 25 кг, в настоящий момент смонтирован на специальный щит.

Источник: Синодальный информационный отдел Московского Патриархата

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????