† Православие в Томске / Новости / Православные верующие вступили в Великий пост

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
08.06.2022
Новый сайт Томской епархии начал свою работу
08.06.2022
Расписание архиерейских богослужений в праздник Святой Троицы
05.06.2022
Свято-Сергиевский храм г. Томска отметил свой юбилей архиерейским богослужением
03.06.2022
Проект Знаменского прихода получит финансирование в рамках грантового конкурса
03.06.2022
В праздник Вознесения Господня митрополит Ростислав возглавил богослужения в кафедральном соборе г. Колпашево
01.06.2022
Митрополит Ростислав: «Рай – это не что иное, как непрекращающаяся Пасха»
30.05.2022
Молебен старцу Феодору совершили на месте бывшей кельи в Хромовке
29.05.2022
Глава Томской митрополии совершит праздничные богослужения в г. Колпашево
28.05.2022
Представители Томской епархии завершили участие в ХХХ Международных образовательных чтениях "К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность"
26.05.2022
В Храме Христа Спасителя прошла встреча с Владимиром Легойдой
26.05.2022
Руководители епархиальных молодежных отделов приняли участие в молодежном интенсиве в Москве
25.05.2022
Представители Томской митрополии посещают секции, мастер-классы и совещания на ХХХ Международных образовательных чтениях в Москве
25.05.2022
Престольный праздник отметил храм святителя Николая в старинном томском селе
24.05.2022
Представители Томской епархии принимают участие в мероприятиях ХХХ Международных образовательных чтений в Москве
24.05.2022
В московском издательстве «Никея» вышла книга «Последнее письмо святого юриста Юрия Новицкого»
24.05.2022
Делегация Томской епархии приняла участие в пленарном заседании XXХ юбилейных Международных образовательных чтений
24.05.2022
В Никольском храме в с. Зырянское отметили престольный праздник
24.05.2022
Митрополит Ростислав вручил медаль святителя Макария (Невского) главе «Сибагро»
23.05.2022
Состоялся товарищеский футбольный матч команд воскресных школ двух томских храмов
23.05.2022
В день памяти святителя Николая Чудотворца в Богоявленском кафедральном соборе была совершена пресвитерская хиротония

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
23.02.2015
Православные верующие вступили в Великий пост
 
22 февраля 2015 года митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил вечерню с чином прощения в Богоявленском соборе г. Томска. За богослужением в кафедральном храме города собралось духовенство и прихожане томских и северских храмов для того, чтобы, следуя слову Святого Евангелия, испросить прощения друг у друга и получить благословение на молитвенные труды в дни Великого поста.

По окончании вечерни митрополит Ростислав обратился к собравшимся с назидательным словом:

«С трепетом в сердце, дорогие братья и сестры, каждый год вступаем мы в поприще святаго и Великого поста. Наверное, каждый из нас ощущает тоже самое, что в библейские, далекие времена испытывали израильтяне, долгие годы томившиеся в египетском рабстве, и, наконец, изводимые из этого дома рабства Моисеем и ведомые к земле обетованной. Так и мы, дорогие братья и сестры, вступаем во Святый и Великий пост преисполненные надежды. Надежды на великое милосердие Божие, которое для нас является основанием, уверенностью, твердостью в том, что и наша с вами жизнь может быть изменена.

Мы живем в XXI веке, во время бурного развития техники, различных компьютерных технологий. В настоящее время, наверное, уже трудно найти человека, который бы не пользовался компьютером. И каждый из нас знает, что периодически и компьютер может давать сбои. Программы перестают должным образом работать, и в таком случае человек перезапускает или перезагружает компьютер для того, чтобы снова программы приобрели рабочий характер.

Вот нечто подобное происходит и в нашей с вами жизни. Наполняясь грехом по немощи нашей, по слабости, а иногда и по лукавому произволению, мы нарушаем Божественные заповеди, часто попираем свою совесть, и наша жизнь засоряется грехом всё больше и больше. А, засоряясь грехом, она оказывается все менее и менее способной отображать Божественную Славу Божию.

Человек всё дальше и дальше удаляется от Бога, всё более и более через грех погружается в погибель. И вот, когда наша жизнь становится совсем не соответствующей тому евангельскому идеалу, который нам начертал наш Спаситель, то тогда и наша жизнь требует некоторой перезагрузки. И Господь даёт нам такую возможность. Он даёт нам такой шанс, когда дарует нам это великое и спасительное время Великого поста. Когда мы можем заново «перезапустить» нашу жизнь, когда, оставив грех, оставив за спиной страсти, которым служили мы, мы можем начать жизнь по Богу, новую жизнь. Такую, какую ожидает от нас Господь.

Очень часто в нашем секулярном, далёком от церкви мире раздаются реплики против святого и Великого поста. Некоторые люди, не желающие поститься, для оправдания своего собственного небрежения и беспечности задают, казалось бы, резонный вопрос: «Но разве Богу не безразлично, что мы едим? Не более ли значимо для Бога, если жизнь наша будет благочестива? Может быть лучше нам позаботиться не о том, чтобы воздерживаться от мяса, молока и другой скоромной пищи, а о том, чтобы любить людей? Чтобы совершать добрые дела, помогать нуждающимся? А, может быть, вот это Богу куда более ценно чем то, что мы едим или что пьем?»

Казалось бы, справедливый упрёк, но, на самом деле, за этими словами кроется полное непонимание духовной жизни. Ведь для того, чтобы творить добро, это добро должно быть производным сердца нашего, преисполненного любви. А любовь есть совокупность и вершина всех добродетелей. А добродетели не могут возобитать в сердце человека, где одновременно гнездится зависть, лукавство, злоба, блуд, лихоимство, сребролюбие. Эти страсти полностью изгоняют любовь и другие добродетели из нашей жизни. Прежде чем служить другим, прежде чем обогатить окружающих нас людей, человеку необходимо сперва самому запастись духовным богатством.

Преподобный Серафим говорит: «Ты сначала сам стяжи Дух мира, и тогда уже вокруг тебя спасутся тысячи!» Куда проще спасать других, куда проще другим указывать, как они должны жить, что они должны делать и что не должны делать. Куда сложнее начать с самих себя. И вот Церковь нас призывает в эти дни обратить пристальное внимание на нашу с вами духовную жизнь. И, внимательно посмотрев на нее, обнаружить в ней не достоинства, не какие-то преимущества, а, наоборот, изъяны. Те духовные болячки, которые мешают нам приблизиться к Богу или, хотя бы, сделать еще один шаг навстречу к Богу.

«Путь к Богу, – говорили древние мудрецы, – лежит через познание самого себя. Познай самого себя и ты познаешь Бога». Каким образом? Человек, который начинает внимательно вглядываться в свою собственную жизнь, если он не лукавит, если он честен перед самим собой, то, конечно же, в жизни своей он обнаруживает много духовных язв и пороков. Это состояние видения человеком самого себя таким, каким он есть на самом деле, и называется смирением. Только смирившись, только увидев себя во всей своей полноте такими, какие мы есть, человек может сделать следующий шаг навстречу Господу. Только тот человек, пораженный болезнью, которому поставлен верный диагноз, только этот человек может приступить к уврачеванию своей болезни. До тех пор, пока он думает, что он и так здоров, он не будет лечиться, а значит не ведомая, но прикровенно существующая в нем болезнь будет развиваться, изнутри сжирать этого человека. Чтобы это не произошло, Церковь и призывает нас увидеть свои собственные грехи, но не для того, чтобы, увидев их, ужаснуться и впасть в уныние. А для того, чтобы, взглянув на безграничное милосердие Божие, сделать всё от нас зависящее, чтобы лекарство, предлагаемое нам милосердным Богом, было приложено к язвам нашей души.

Этим Великим постом все мы с особым усердием будем ходить в храмы Божии. Не случайно ведь Великий пост начинается с особых служб первой недели Великого поста, на которые хотел бы я обратить особое внимание наше, и, особенно, на вечерние службы в первые четыре дня Великого поста, когда во всех храмах на повечерии читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Он является своего рода камертоном правильной духовной жизни, которую мы должны проводить Великим постом. Он задаёт тон этой жизни, он даёт нам верное направление, он является своего рода компасом, который не позволяет нам заблудиться на пути Святого и Великого поста. Он помогает нам разобраться в нашей жизни, расставить всё по полочкам и приступить к покаянию и исправлению нашей жизни.

Поэтому призываю, дорогие братья и сёстры, каждого из вас, несмотря ни на обременённость домашними делами и заботами, ни служебными обязанностями, постараться в первые дни Великого поста неопустительно посещать Покаянный канон Андрея Критского, который является нам тем необходимым подспорьем в духовной жизни, без которого трудно начать основательно Святый и Великий Пост.

Приходя в храм, мы конечно же будем приносить перед Богом наше покаяние в грехах наших, осознавая наше несовершенство и недостоинство пред Богом, будем у Бога испрашивать прощение. И Господь, как любящий Отец, подобный тому евангельскому отцу, про которого слышали мы несколько недель назад в притче о блудном сыне, Он готов нас принять в Свои Отеческие объятья, даже несмотря на то, что мы расточили его имение и не сохранили благодатных даров Духа Святаго. Но прощение наше Господь поставил в прямую зависимость от нашей с вами готовности прощать других людей».

Владыка напомнил евангельскую притчу о должниках, в которой один должник умолил своего заимодавца простить ему великодушно весь долг, и тут же, по пути домой, в такой же точно ситуации, когда просят позволить отсрочить выплату уже у него, он ведёт себя совершенно иначе – он грозится посадить своего должника в темницу, пока тот не отдаст всего долга.

«Эти должники – мы с вами, – подчеркнул владыка – конечно, мы с вами несовершенны, и, в силу своего несовершенства, мы причиняем обиды друг другу, раним друг друга, доставляем неприятности, но всё это ничто по сравнению с тем, какую рану наносим мы нашему Спасителю, когда преступаем Его святые заповеди и грешим. Но Господь готов простить нам эти грехи, когда сами мы готовы простить другим людям. Состояние жестокосердия, непрощения, является мерзким пред Богом и его Пречистой Матерью. Посмотрите, сколько случаев в истории Церкви является для нас назиданием в том, что прощение ближних угодно Богу, и как неугодно жестокосердие».

Митрополит Ростислав привел в пример чудо, явленное от иконы Божией Матери «Знамение», когда суздальцы напали на Новгород, желая разграбить город. Новгородцы не захотели оказать сопротивление, да и силы были неравны. Они пытались усовестивить суздальцев, вынесли икону Богородицы и поставили на воротах, но и это не остановило суздальцев. Они отправили шквал стрел в сторону Новгорода, одна из которых попала в лик Божией Матери. От удара икона развернулась и повернулась лицом к новгородцам, Матерь Божия показала, что она отвращается от тех, кто таит злобу в сердце и обращается к тем, кто исполнен братолюбия. Несмотря на неравные силы, новгородцы разгромили суздальцев и отогнали их от своих приделов.

Упомянул владыка и о том, что в молитве «Отче наш», которую все мы читаем каждый день есть слова «и прости нам согрешения наша как и мы прощаем должникам нашим», и если мы читаем эту молитву в состоянии непримирённости, вражды, то молитва служит нам же осуждением, т.к. приобретает другой смысл – не прощай нас, потому что не прощаем и мы.

Владыка привел в пример историю о двух монахах, упомянутых в патерике Киево-Печерской лавры – иеромонахе Тите и иеродьяконе Евагрии, которые были друзьями, но дьявол посеял между братьями настолько сильную вражду, что они не могли даже смотреть друг на друга. Были готовы даже не посещать церковь, если другой там служил или молился. Монастырские старцы увещевали их, но безрезультатно. И тут, монах Тит настолько сильно заболел, что оказался при смерти, а смерть часто отрезвляет человека. Оказавшись перед лицом смерти, он увидел себя со стороны, своё состояние непримирённости, которое разверзает перед ним бездну погибели. Тогда он стал посылать к Евагрию братий, с просьбой чтобы тот пришёл к нему. Но Евагрий отказывался, и монахи силой привели его в келью умирающего Тита. Тит просил у Евагрия прощения, но тот. даже при виде умирающего, пребывал в ожесточении и произнес слова: «Не прощу тебя ни в сём веке, ни в будущем». И вдруг – умирающий Тит поднялся с одра, а Евагрий – тут же пал замертво.

Этот случай произвел такой сильное впечатление на братию Киево-Печерского монастыря, что те стали держаться обычая мириться друг с другом в тот же самый день, если и происходила между ними какая-либо ссора. Поэтому неслучайно, накануне Великого Поста Церковь установила день, когда мы можем попросить друг у друга прощения. Даже в тех случаях, когда нам кажется, что мы не виноваты.

В заключении своей проповеди митрополит Ростислав напомнил, что пост – не только время воздержания от скоромной пищи, но и время добрых дел, и передал призвание Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на сбор средств для страждущих Донбасса.

Во время совершения Чина прощения покаянные молитвенные песнопения исполняли четыре хора - мужской хор пастырского отделения ТДС под руководством Баёвой М.А., хор регентской школы ТДС под руководством Сёминой О.Ю., хор Богоявленского собора под руководством Медюхи О.М. и хор Петропавловского кафедрального собора по руководством Бида Р.Ф.

Подготовила: Юлия Шапкина
Фото: Павел Сушил

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru