26 апреля, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых Жен-мироносиц, Божественную литургию в Казанском храме Богородице-Алексиевского монастыря возглавил преосвященный Силуан, епископ Колпашевский и Стрежевской.
Его Преосвященству сослужили игумен монастыря Кирилл (Умрилов), секретарь Колпашевской епархии иеромонах Симеон (Койнов), духовенство обители и Богоявленского собора г. Томска.
Фото: tbam.ru














По окончании Божественной литургии был совершен традиционный для обители чин о Панагии. Сущность чина о панагии заключается в том, что из храма по окончании литургии износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы, в монастырскую трапезу, там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Святой Троицы и молитвою Пресвятой Богородице просфору возвышают (поднимают) над иконами Их и вкушают от нее.
Смысл чина, очевидно, — живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресвятой Богородицы. На такое знаменование чина указывает и предание о возникновении его, помещенное в Псалтири следованной. По Симеону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Святую Троицу и потому что Она родила нам Хлеб животный».
Ближайшая цель чина — настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в настоящее богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона (на Пасху и с целою песнью канона).
«Панагия» (παναγία — «Всесвятая»), или «Пресвятая» (Псалтирь следованная, л. 135 об.) — наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» (Псалтирь следованная, л. 136) это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресв. Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор). (Приводится по Михаил Скабалланович "Толковый Типикон. Чин о панагии").
|