Сегодня мы вспоминаем великий подвиг наших святых Кирилла и Мефодия и говорим о том великом значении, которое их подвиг имел для становления славянских народов и особенно России, для развития духовности, культуры, образования, религиозности. Вне всякого сомнения, и подвиг велик, и они принесли России великую духовность. Но мы часто произносим это слово, не понимая, что это такое. Духовность определяется в разных учениях по разному. И мы знаем, что марксистско-ленинский материализм определял духовность и сознание как функцию высокоорганизованной материи, развившейся в процессе эволюции; и в процессе эволюции человек произошел от обезьяноподобного существа и по существо ныне вновь превращается, извините меня, в обезьяноподобное существо.
Но христианство имеет совершенно иное понимание о духовности. Апостол Иоанн Богослов сказал, что Бог есть дух, и что Бог создал весь мир и сотворил человека уже отдельно от творения растительного и животного мира. Сказано: «И сотворил Бог человека из праха земнаго и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою». Вот дыхание жизни, дыхание Бога в человеке есть дух, есть душа. Но Бог не оставил человека, и человек находился в определённых взаимоотношениях (правда в разное время – в разных взаимоотношениях) с Богом, но Бог никогда не оставлял человека. И вот отношение этих духовных сущностей: Бога и человека, отношения эти и составляют явление духовности.
Мы часто говорим: «Посмотрите какой человек высокодуховный: он хорошо знает поэзию, знает музыку, литературу», а этому высокодуховному человеку ничто не стоило бросить семью, изменить жене… И это духовность?!!
Истинная духовность, основанная на взаимоотношении человека и Бога рождает духовные отношения, а связанные не отношении с Богом – и общественные, социальные отношения в обществе. На основе христианской духовности эти отношения порождают высокую нравственность, образование, культуру.
Россия до определённого времени была одной из самых культурных стран. Наша культура считалась высочайшей культурой в мире, образование наше было высочайшим. Теперь уже мало кто знает, что образование носит сугубо религиозный характер. Образование всегда понималось как становление образа Божия в человеке, в младенце, в ребёнке, в подростке, и образование всегда сочеталось с религиозным воспитанием.
Ныне мы совсем забыли об этом значении образования, и нынешняя школа, и нынешняя семья не несут, к сожалению, образовательной функции. Более того, семья ныне практически перестала существовать. По мнению учёных-социологов, психологов, обществоведов семью ныне претерпела не только кризис, но претерпевает крах: ибо 60-70% первично заключаемых браков распадается, 60% вторично и третично заключаемых браков распадается тоже. Таким образом, брак практически прекратил своё существование как социальный институт, и сохраняется лишь частично.
Образование, нравственность, культура – они зиждутся на религиозной духовности. И когда общество исполнено религиозной духовности, оно является процветающим обществом.
Большое значение святые отцы придавали воспитанию ребёнка в любви к Богу, любви к людям. Святитель Феофан Затворник говорил, что для воспитание ребёнка необходимо создать особую атмосферу любви и веры, и если семья воспитывает младенца в любви и вере, то здесь прекрасно действует благодать Божия и на ребёнка и на семью.
Зачатие ребёнка должно проходить с молитвой! Не просто как какое-то совокупление, а именно как величайший акт религиозности должно происходить зачатие ребёнка! Когда ребёнок ещё находится в утробе матери, его уже необходимо воспитывать в духе любви к Богу, к людям, в духе добра, ибо младенец в утробе матери уже воспринимает мир, уже воспринимает информацию, исходящую не только из духовного состояния матери, но и внешнего мира, а тем более – отца.
Наконец, рождение ребёнка – это праздник любви в семье, затем крещение – величайший праздник семейный, и большая, большая, трудная работа по воспитанию ребёнка именно в атмосфере любви к Богу, к родителя, к людям, в духе христианских добродетелей.
Но что даёт нам жизнь без Бога? Ныне, когда в течение почти столетия российский народ был лишён свободного доступа в храмы, был лишён воспитания ребёнка в духе христианской любви, в духе христианской духовности, и после падении Советского Союза, произошёл духовный вакуум. Но вакуума быть не может, поэтому стала развиваться суррогатная духовность, искривлённая духовность, ненормальная духовность.
После падении Советской власти прошла духовная агрессия в России. В 1994 году только за один год и только через Сибирь прошло 200 тысяч проповедников сомнительной духовности и с запада, и с востока. За это время Запад потратил на становление этой суррогатной духовности в виде деструктивной религиозности, т.е. в виде деструктивных сект и оккультизма более 150 миллиардов долларов! Это мало кто знает, но это факт.
В результате этого произошла переоценка нравственных ценностей, и то, что раньше считалось добрым и хорошим, стало «злым и плохим»; то, что раньше считалось плохим, стало «добрым и хорошим». Наше образование потеряло свою главную сущность – воспитание детей. Всё-таки, что бы там не говорили, но в Советском Союзе (не будем давать ему общую оценку), были положительные моменты, и воспитание детей в школах было! Я на себе это знаю хорошо: да, меня школа воспитывала, меня воспитывала и пионерия, меня воспитывал и комсомол. И хорошо было бы возродить ныне организации детские и молодёжные, подобные пионерии и комсомолу, которые бы несли духовную воспитательную сущность. Я не говорю, что надо возродить пионерию и комсомол, но возродить подобные организации.
Наша культура превратилась в антикультуру: мы восприняли с Запад страшную деструктивную культуру, которая делалась для молодёжи, но не молодёжью. В результате переоценки нравственных ценностей и распада культуры стал развиваться безнравственный образ жизни, стали развиваться такие общественные пороки, как сексуальная вседозволенность и извращения, падение семейно-брачных отношений, стала развиваться проституция – до сих пор до 4% женщин детородного возраста занимаются этой «профессией», их даже стали официально называть работницами уличного секса и стали даже требовать создание профсоюза для них!
Насилие, преступность, у нас по официальным данным 6 миллионов наркозависимой молодёжи, а смертность – огромная! Наркозависимый на героине живёт в среднем 5-6 лет. Это значит, что в течение 6 лет круг наркозависимых обновляется: одни вымирают или попадают в места лишения свободы, а на их место приходят новые, те, которые раньше не были наркозависимыми. На самом деле я считаю, что наркозависимость гораздо больше распространена у нас. Я читал лекции во многих университетах России и мне приходится много беседовать, общаться с молодёжью, и я в ужас пришёл, ибо курение так называемой «травки» настолько широко распространено, что сами студенты говорят мне: «Ну что вы, отец Анатолий! Курение «травки» - это обычное явление среди студентов».
Но это «обычное явление» с медицинской точки зрения – страшное явление. Я – невропатолог, в 1991 году мы на кафедре нервных болезней бывшего 2-го медицинского института провели томографическое исследование головного мозга лиц, употребляющих препараты марихуаны и установили, что в подавляющем большинстве случаев через 2 года после начала курения «травки» развиваются начальные явления атрофии головного мозга, а через 5 лет эти явления значительно выражены с физиологическими и психиатрическими нарушениями. И этот студент уже не может выполнять своей нормальной функции – обучения в университете. Он сильно деградирует, развивается деградация личности. Нам говоря, что в Средней Азии все люди курят «травку». Ну и пускай курят! Мы-то – Россия, а не Средняя Азия! И мы, я в этом уверен, в интеллектуальном отношении развиваемся гораздо выше, чем, простите меня, чем народы Средней Азии.
Чтобы преодолеть этот духовный барьер, внутри которого развивается наша молодёжь, надо личности прорваться в духовно-религиозную среду, которая несёт здоровый образ жизни, которая не даёт развиваться нравственным порокам.
А насколько огромное отрицательное значение для развития духовности и интеллектуальности имеет для детей ранний секс! Нам, врачам и педагогам хорошо известно, что дети, вступающие рано в половые связи, развиваются в духовно-интеллектуальном отношении гораздо хуже нормальных детей, учатся слабее, поведение их хуже, они часто становятся объектом и субъектом криминальных структур. И что важно, к 25-30 годам у этих молодых людей развивается импотенция, а у девушек – дизминорея и аминорея, и эти молодые люди уже не могут рожать детей.
А теперь давайте посмотрим на лестницу смерти нашей современной молодёжи.
Специальные исследования показали, что средний возраст начала курения наших детей - 11 лет: в 11 лет многие наши дети, но не все, начинают курить. В 12 лет большинство наших детей - 50% мальчиков и 25% девочек - начинают уже употреблять алкогольные напитки. А когда учёные сравнили две группы детей: курящих и некурящих, то оказалось, что шанс стать наркоманом в группе курящих в 55 раз чаще, чем в группе некурящих. А в группе курящих и употребляющих алкогольные напитки шанс стать наркоманом в 100 раз выше, чем в группе некурящих и не употребляющих алкоголь.
В 13-15 лет начинают уже курить «травку» - марихуану. В 14-15 лет начинают пробовать героин, в 15-20 лет развивается упорная наркомания, а далее – уже кладбище, смерть, потому что, к сожалению, выживаемость на опийных наркотиках в 1990-х годах составляла 7-8 лет, а теперь – не более 5-6 лет!
Этого мало: 6 мая 2004 года наше родное правительство ввело постановление №231, которое разрешило (хотя наркотики запрещены) употреблять среднюю дозу 0,1 грамма героина и ношение при себе до 10 разовых доз! В результате этого, как мы и говорили и как предупреждали, увеличилась смертность в России: за неполный 2004 год – в 2 раза, а в некоторых районах – в 3-4 раза! И ныне смертность от наркотиков в Москве превышает смертность 2003 года в 4 раза, а в Московской области превышает в 8 раз!
Но и этого мало: наше родное правительство разрешает в наших аптеках свободную, без рецептов продажу в аптеках лекарственных препаратов, содержащих малые количества наркотиков. Так, например, препарат коаксил не является наркотическим веществом, но при больших дозах при введении внутривенно он вызывает сильнейшую зависимость и очень выраженный наркотический эффект. При этом коаксил приводит к тяжелому поражению крупных магистральных сосудов конечностей и глаз. Развиваются тяжёлые флегмоны, гангрены: из-за этого только в одном отделении сосудистой хирургии 15-й городской больницы г.Москвы в 2006 году было ампутировано 208 конечностей, в г.Сургуте – ампутация 250 конечностей у лиц, потребляющих коаксил.
Таким образом, духовность является основой нормального, здорового развития нашего общества. Но мы не хотим с вами нормального развития духовности: как мы получим нормальную духовность без обучения? Семья не несёт, не выполняет этой функции, семья развалена; школа тоже не выполняет, т.к. в школе запрещают вводить даже такой предмет, как История православной культуры!
Три года назад я был в Магадане и случайно попал на собрание педагогов Магаданской области. Когда директора школ узнали, что у них на собрании присутствует о.Анатолий Берестов, они встали и просили меня: «Уважаемый отец Анатолий! Мы знаем, что вы вращаетесь в высоких кругах в Москве, бываете в Государственной Думе, бываете на заседаниях правительства Москвы. Передайте этим высокопоставленным людям, что нужно срочно вводить не Историю православной культуры, а Закон Божий! Иначе мы уже это поколение наших детей потеряем, а следующего поколения детей у нас уже не будет!»
И действительно, если темпы развития наркозависимости будут такими же, у нас уже через 10-15 лет у нас не кому будет рожать, у нас некого будет учить, некому будет учиться. При этом мы не разрешаем вводить в школах обучение религиозных предметов.
В тоже время Министерство Просвещения и Образования издаёт такие страшные учебники для вузов, как, например, изданный в 1998 году учебник «Духовная валеология», автор которого, Илья Максимович, в предисловии о себе пишет, что он в этой жизни не относит себя ни к одной национальности и ни к одной народности земного человечества и считает себя махатмой, выходцем из Шамбалы. Этот «глубоко научный» опус и рериховско-теософский «шедевр» он посвятил Блаватской и Рерихам.
Согласно этого учебника, призванного у обучению студентов, наша планета Земля претерпела в своё время вторжение иных цивилизаций, в том числе с Марса и Фаэтона… Согласно этого учебника, земляне произошли от лунных духов – лунных петрисов – на 7 лунах (у нас, оказывается, не одна Луна, а семь!) и вот, они переходил с одной луны на другую, и наконец, на Землю, и на Земле уже происходило дальнейшее эволюционное - типично по Дарвину - становление человечества…
Но известно ли вам, что многие учёные мира собирают подписи для ООН с целью запретить преподавание в школах теории Дарвина (кстати никакой такой теории нет, еть только гипотеза Дарвина). Наукой генетикой установлено, что человечество не произошло от обезьяноподобного предка. Ныне генетика совершенно точно установила, что человечество произошло от Адама и Евы – так условно назвали учёные первых прародителей, и что интересно, эти, вычисленные генетиками Адам и Ева, в генетическом отношении резко отличаются от всего животного мира и, прежде всего, от обезьян и обезьяноподобных предков. Даже свиньи в генетическом отношении ближе к человеку, чем обезьяны и обезьяноподобные предки
Подумать только: это вся эта ахинея, эта «Духовная валеология» рекомендована Министерством Образования РФ в качестве учебника для вузов!
Мы не разрешаем вводить в школах изучение даже истории православной культуры или, скажем, культуры мусульманских народов, в тоже время в школы внедряются оккультные, сектантские программы, которые разрешаются Министерством Образования для введения их в школы!
Итак, если мы не будем развивать духовность, если мы не дадим духовно-религиозное воспитание нашим детям, нашему обществу придёт конец. Давайте запомним всё-таки, что без Бога – не до порога!
Спасибо за внимание.
Источник: "Томские Епархиальные Ведомости"
|