Празднуя день памяти первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
В Петропавловском соборе вечером, накануне престольного дня, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав совершил Всенощное бдение с литией, а в сам день праздника Божественную литургию и Крестный ход в сослужении ключаря собора игумена Вениамина (Малеванникова), протоиерея Богдана Бида, наместника Богородице-Алексиевского монастыря игумена Силуана (Вьюрова), священников Андрея Самкова и Александра Маслича.
Краткая история храма:
Согласно устным преданиям и легендам старого Томска, местность, где был сооружен Петропавловский собор, с XVII века именовалась «Мухин Бугор» в память о грозном разбойнике Мухине, который со своей шайкой обитал здесь и отсюда делал набеги на купеческие обозы. Спустя некоторое время Мухин раскаялся, распустил шайку и свою часть награбленного добра стал тайно раздавать беднякам Томска. Шло время, город разрастался, и Мухин Бугор вошел в черту города. Население Мухина Бугра все острее начинало сознавать необходимость создания своего местного церковного прихода и сооружения храма.
31 мая 1909 года Высокопреосвященным Макарием (Невским), архиепископом Томским и Алтайским состоялась торжественная закладка новой церкви на Мухином Бугре. Постройка была разрешена Указом Томской Духовной Консистории. 19 сентября 1909 года за № 18271 выдана была храмоздатная грамота. Пятиглавая церковь, «каменная, трехпрестольная с таковою же колокольнею в связи», «тщанием многих благотворителей города Томска и прихожан» была полностью построена в 1911 году.
После прихода к власти в городе большевиков для храма начался период испытаний. С 1922 до 1924 года и с 1929 по 1937 храм был в подчинении у обновленцев. После массового уничтожения духовенства в 1937 году в Томских храмах священников уже не было и службы не совершались. В 1938 году на шесть дней ожила богослужебная жизнь храма. 8 февраля 1940 года церковь была закрыта и вскоре стала зернохранилищем Поросинского спиртзавода.
После знаменательной встречи в Кремле 4 сентября 1943 года иерархов Русской Православной Церкви Митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) с Председателем Совнаркома И.В.Сталиным взаимоотношения Церкви и государства значительно улучшились. Во всех епархиях быстро увеличивалось число открытых приходов (с января по ноябрь 1944 года было открыто более 200 церквей). Процесс возрождения церковной жизни дошел до Томска весной 1944 года, а 19 октября 1944 рода Петропавловский храм, первый в Томске, по просьбе верующих был официально возвращен Русской Церкви.
Отношение к этому храму и его престольному празднику у жители нашего града особенное. На протяжении полувека Петропавловский собор вместе с Троицкой церковью были единственными действующими храмами в Томске, поэтому многие жители города и окрестных поселков привыкли к ним, полюбили их. Храм стал центром благочиния, средоточием духовной жизни города. Сейчас будни в Петропавловском соборе на богослужении бывает от 10 до 30 человек, в воскресенье – до 700 человек, в крупные церковные праздники до 1500 человек. В течение дня храм постоянно открыт для молящихся. Каждый год многие томичи собираются 12 июля под сводами собора для того, чтобы помолиться Господу и его первоверховным апостолам в день их памяти, поклониться их честным мощам.
Несмотря на то, что с умножением количества восстановленных в Томске храмов значимость Петропавловского собора несколько уменьшилась, он по-прежнему остается самым большим и величественным храмом епархии, великолепно сохранившимся, практически не пострадавшим от каких-либо переделок или перестроек, дважды принимавшим под свои своды Первоиерарха Русской Православной Церкви. В соседстве с нововозведенными высотными зданиями Петропавловский собор не перестал быть архитектурной доминантой своего городского района и не утратил значения мощного духовного центра.
(Использованы данные из книги «Храмы Томска» прот. Олега Безруких)
|