По благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского в нынешнем году состоялся четвёрный миссионерский Крестный ход по рекам Томь и Обь, традиционно посвящённый летней памяти святителя Николая Мир Ликийского чудотворца. Об итогах этого миссионерского путешествия нам рассказал протоиерей Алексий Бервено, руководитель миссионерского Отдела Томской Епархии и координатор водного Крестного хода.
- Отец Алексей, чем нынешний миссионерский Крестный ход отличался от предыдущих?
- Прежде всего своей противосектантской направленностью. Во всех правобережных населённых пунктах по Оби уже давно самые различные сектантские группы, по большей части представители тоталитарных сект, проводят с населением огромную работу: летом на больших кораблях, зимой на дорогостоящей автотехнике. Очень часто они представляются православными. Так, например, мы выяснили, что в этом году «православными» были пасторы «Слова жизни». Эти люди, имея мощнейшую финансовую поддержку из-за рубежа, скупают недвижимость в сёлах, где нет церквей, организовывают молитвенные дома, проводят свою деятельность, маскируясь под гуманитарные, детские и молодёжные программы. Поэтому нам необходимо было перестроиться и ввести некоторые нововведения в нашей работе. Конечно, уже само наше появление перед жителями этих отдалённых сёл, прибытие к ним православных святынь, позволяют людям хотя бы сделать выбор между сектантством и православием. Но все-таки одного этого уже мало.
- А какие именно нововведения были введены в вашей работе?
- Впервые мы стали приглашать к общению представителей иных конфессий и проводить беседы на предмет выяснения того, что нас разделяет. Эти беседы проводились в клубах и сельских библиотеках и назывались межконфессиональным диалогом. Не могу сказать, что на них приходило много сектантов. В основном, особенно в крупных населённых пунктах, они договаривались межу собой не являться на наши беседы. Уклончивость от прямого общения явно показывает ложность сектантских убеждений. Но в небольшом количестве они все-таки присутствовали, и я считаю это хоть маленькой, но победой, поскольку такой «очная» встреча наиболее ярко высвечивает их несостоятельность. Кроме того, многие православно верующие получили необходимый инструктаж против навязчивых сектантов. Нововведением явилось и то, что мы укомплектовывали сельские библиотеки православной литературой, взамен уже имеющейся во многих местах сектантской.
- Расскажите подробнее о маршруте
- Маршрут Крестного хода составил 2700 км со средней скоростью движения по воде 45 км/ч. Две трети всего маршрута находились в штормовых условиях. В этом году Крестный ход прошёл в два этапа. Первый состоялся в мае, второй – в августе. Причина – поломка нашего катера.
В день летней памяти святителя Николая Чудотворца – 22 мая на катере «Святая Домна Томская» мы вышли из Томска. Владыка Ростислав напутствовал нас молебном. В Крестном ходе приняли участие Председатель миссионерского Отдела Томской епархии прот.Алексий Бервено, настоятель Одигитриевского прихода с.Зоркальцево иерей Максим Миронов, настоятель храма Архангела Михаила с.Турунтаево иерей Иоанн Фонтош, настоятель Спасского прихода с.Каргасок игумен Феодор (Прокопов), а также выпускник ТДС Алексей Гончаров. Традиционно Крестный ход освящала икона святителя Николая из с.Семилужки – точная копия чудотворной иконы этого великого угодника Божия, некогда пребывавшая в этом селе, и исчезнувшая бесследно в лихолетье XX века. Также в поездку было взято миро святителя Николая от его мощей, почивающих в итальянском городе Барии, 500 экземпляров Евангелия, большое количество миссионерской антисектантской литературы и икон святителя Николая, маленькие иконы Спасителя и Божией Матери, церковные свечи. Общий вес превысил 200 кг. Всё это на протяжении маршрута мы распространяли бесплатно – раздавали людям, размещали в сельские библиотеки и сельские клубы для того, чтобы всякий желающий мог узнать азы православия.
На первом этапе путешествия мы дошли до Каргаска. Посетили Моряковку, Самуськи, Орловку, Козюлино, Красный Яр, Никольское, Кривошеино, Молчаново, Могочино, Колпашево, Инкино, Парабель, Нарым, Шпалозавод и Каргасок. Во всех населённых пунктах совершались Крестные ходы с иконой святителя Николая, служились Божественные Литургии, каждый молящийся был помазан миром, благословлён духовной литературой.
Второй этап Крестного хода был начат 6 августа с того места, где произошла в мае текущего года поломка катера – села Каргаска. Мы прошли от Каргаска до Стрежевого, посетив сёла Тымск, Вертикос, Новоникольское, Назино, Лукашкин Яр, Александровское. Потом от Стрежевого назад вернулись в Каргасок, зашли в реку Тым, посетив село Усть-Тым. К сожалению, мы не смогли пройти далее до Молодёжного, по причине отсутствия там горючего. Вернувшись опять в Каргасок, мы отправились по реке Васюган до Среднего Васюгана, посетив на этом маршруте село Большая Грива, село Берёзовка, село Усть-Чижапка. Население вышеуказанных сёл составляло от 300 до 3000 человек.
Если в прошлые годы мы ходили с некоей помпезностью, с ансамблем городской филармонии и др.службами, то ныне миссионерский Крестный ход был направлен целиком на противосектантскую работу. В частности, такая работа была проведена против пастырей секты называемой «Слово Жизни». Они продвигались примерно по такому же маршруту на большом корабле, называемом «Благовест». В населённых пунктах, мы разъясняли жителям пагубность этого еретического учения, распространяли замечательную брошюру Александра Дворкина «Как уберечься от тоталитарных сект». Непосредственно с этой сектой наша встреча произошла в с.Новоникольском, где те только пришвартовались и собрали было вокруг себя сельскую общественность. Но когда мы подошли на своём катере и встали в Крестный ход с иконой святителя Николая – все люди отошли от них и пошли за нами.
И представляете, именно в этот момент в Каргаске была угнана наша машина, на которой мы приехали туда для начала второго этапа миссионерского путешествия. Оказавшись много раз перевёрнутой, она пострадала настолько, что восстановлению уже не подлежит. Узнав об этом мы посчитали свершившееся настоящей диавольской местью за свою противосектантскую работу.
- Скажите, а как вы проводили богослужения в этих отдалённых местах?
- Обычно во второй половине дня мы проводили Крестный ход с чудотворной иконой Святителя Николая по улицам села с пением молебна и акафиста святителю Николаю, а утром следующего дня в сельских клубах служили божественную Литургию.
Также мы сделали традиционную остановку на острове Назинский, называемом островом смерти, где в прошлом году был установлен наш православный Поклонный крест. Хочу напомнить, что этот остров смерти хранит в себе около пяти тысяч погибших, невинно замученных людей, репрессированных. В этом году была высокая вода, весь остров был затоплен и наш крест стоял под водой около двух месяцев. Сейчас, в августе, мы посмотрели на него, он находится в целости и сохранности.
Большие трудности пришлось испытать от неблагоприятных погодных условий. По всему маршруту от Каргаска до Стрежевого попадали в очень серьёзные штормовые условия. Волна достигала полутора-двух метров и даже накрывала наш катер. Были и аварийные ситуации: не однократно нам заливало водой бензобаки. Приходилось в экстремальных условиях прямо в шторм, посреди Оби в холодный ветер (температура всего +5, +7) делать остановку и производить ремонт. А когда уже возвращались с Миссионерского Крестного хода, на пути от Кривошеино до Томска мы попали в самый сильный шторм, такой, что волной даже выбило лобовое стекло в катере. Хорошо, что всю эту воду, которая попала нам в салон, удалось откачать помпой, а лобовое стекло, далее по маршруту мы вставили.
- Что ещё можно выделить из ярких событий нынешнего Крестного хода?
- Установку Поклонного креста в районном селе Александровском. Он был изготовлен районной администрацией и предпринимателями, под руководством настоятеля – иерея Алексея Хуторянского. Совершенно не предугадано, именно в этот день мы прибыли в Александровское. Всеми нами – шестью священниками крест был освящен и торжественно установлен на единственной дороге, ведущей в это село. Иным способом добраться до Александровского возможно только по воде.
Хотелось бы поблагодарить от Миссионерского отдела Епархии за деятельную помощь в проведении Крестного хода игумена Феодора (Прокопова) настоятеля Спасского прихода с.Каргасок, игумена Стефана (Баранникова) настоятеля церкви святителя Николая в г.Стрежевом, и всех батюшек, которые принимали участие в этом водном Крестном ходе за их воистину бескорыстное миссионерско-апостольское служение, которое было совершено.
- Как вас встречали?
- На Богослужения и духовные беседы приходило очень много желающих. Священников не хотели отпускать, люди подолгу не расходились, как малые дети, изголодавшиеся по общению с кем-то самым родным и очень близким... А некоторые из с.Александровского, после услышанных бесед поехали за нами далее – в Стрежевой, где также присутствовали на этих беседах. И мы видели, насколько необходимо нашему народу общение именно православного священника! Те верующие, которые предоставляли сектантам своё жильё для ночлега или более продолжительной остановки, покаялись в этом, осознав свою ошибку. Ведь такая милостыня – уже соучастие в погибельном деле еретической проповеди. Замечено, когда приезжаем мы, православные – свои, родные, у селян наступает чёткое протрезвление. Даже порой какого-то заумного слова с цитатами им и не надо произносить. Они просто увидели православного батюшку, поговорили с ним о своих проблемах связанных с семьёй, работой, здоровьем. И такое общение со священником, облачённым в рясу, с крестом, с душой открытой страждущему, производит поистине неизгладимое впечатление. Потом просвещённый человек уже никогда не обратится к тем гладко выбритым, с лоснящимися физиономиями служителям «Слова жизни», просто не воспримет их всерьёз.
Ведь православный священник – это душа русского человека! Своё, родное! Одно дело приехали какие-то проповедники из Америки или из Германии, другое дело – наши! Когда люди видят красоту православного богослужения, и участвуют в нём, слышат проповедь священника, их души преображаются. Сектанты же на сцене проводят какой-то спектакль, после которого говорят: «А теперь покаемся!», и по одному выводят людей на сцену, где каждый должен перед всеми присутствующими в чём-то покаяться. Другое дело – исповедь у православного священника: вот, подошёл человек к батюшке, который накрыл его епитрахилью, высказал наедине с Богом свои грехи, выслушал душеполезный совет, и услышал над собой разрешительную молитву, прочтённую священником. Люди начинают сравнивать: или какое-то сценическое безумство, или настоящее церковное Таинство. И, конечно, в душе человека происходит полный разворот на 180 градусов – в сторону Православия.
- Не трудно ли вам было?
- Ощутили в себе по-настоящему апостольскую благодать, такое особенное Божие благословение. Понимаете, когда по-настоящему вырываешь ещё не окрепшие человеческие души из диавольских цепких когтей, когда эти души обращаешь к Богу, ограждая от сектантской лжи и душепагубных ересей, которые как раз и являются такими диавольскими уловками, то воистину ощущаешь невыразимое словами благословение Божие. Чувствуется и дерзновение в молитве и благоустроение на всех делах, которые мы все совершаем. Вообще эти Крестные ходы в таких экстремальных условиях – самая настоящая закалка тела и духа.
- Какие планы на будущее?
- Был намечен новый план мероприятий уже на зиму, чего ранее не было в нашей практике. В частности до Молодежного, оказывается, есть хороший «зимник» – зимняя дорога. Планируем от Каргаска пройти по этой дороге на машине и Средний и Новый Васюган, зайти в Тымск, Усть-Тым, Лукашкин Яр и, конечно, в Молодёжный, где нога православного священника не ступала ещё никогда.
Беседовал Вячеслав Владимиров Источник: «Томские Епархиальные ведомости»
|