21 февраля состоялась очередная встреча православного дискуссионного клуба «Светлое кино», на которой демонстрировался фильм выдающегося шведского режиссера Иргмана Бергмана «Седьмая печать».
Вопрос веры и безверия занимает в творчестве Бергмана особое место. Родился он 14 июля 1918 г. На мировоззрение Иргмана огромное влияние оказал отец – лютеранин, глава приходского совета, человек очень жесткий, способный наказать сына за малейший проступок. По собственному признанию, Бергман потерял веру в 8 лет. Вся последующая долгая жизнь (прожил 89 лет) была долгим возвращением к вере. Творческой плодовитости Бергмана может позавидовать любой художник – 62 фильма (причем сценарии к большинству из них – его собственные). Также ему принадлежат более 170 театральных постановок.
«Седьмая печать» - один из центральных фильмов Бергмана. По словам режиссера, благодаря ему он избавился от собственного страха смерти.
Идея фильма основана на книге Откровения Иоанна Богослова. В Апокалипсисе говорится о «книге в деснице у Сидящего на престоле, описанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» (Откр. 5, 1). Снятие печатей Христом сопровождается очистительными карами: войнами, голодом, мором, землетрясением, падением звезд. После снятия седьмой печати «сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8, 1)
Эта безмолвная тишина на небе означает то, что перед последней, самой страшной карой, суд Божий над миром задерживается. «Как бы полчаса» даны для того, чтобы каждый имел возможность обратиться с молитвой к Богу и попасть в число запечатленных, облеченных в белые одежды, которым «Бог отрет всякую слезу с очей» (Откр. 7.17).
Эта мысль положена в основу фильма. Сюжетный фон его – окончание крестового похода, который не только разбил все иллюзии, но сокрушил весь уклад жизни, перевернул все мировосприятие главного героя – рыцаря Антония Блока. Он потерял смысл жизни, которая стала ему не нужна, и оттого он безразличен как к жизни, так и к смерти. Когда рыцарь видит Смерть, он говорит ей: «мое тело боится, а я не боюсь» - настолько глубок его внутренний кризис, что он рад избавиться от мучающих его вопросов о смысле жизни.
Но его жизнь-игра продолжается, и он направляется вглубь страны (или вглубь себя).
Его поиски смысла наталкиваются на все более и более мрачные картины. Бергман рисует фантасмагорическую картину «пира во время чумы». Так он наверно сам переживал царящую в то время, в конце 50-х гг, атмосферу приближающейся ядерной войны.
Бергман на вопрос рыцаря Антония Блока «Есть ли Бог, я хочу это знать», дает неоднозначный ответ, который зашифрован в самой ткани фильма. Зритель призван разгадать заложенную в фильме идею режиссера.
На обсуждении фильма в кинозале зрелищного центра «Аэлита» присутствовали приглашенные гости – священник Михаил Фаст, диакон Роман Штаудингер, а также студенты Томкой Духовной семинарии и студенты томских ВУЗов.
Вступительное слово было произнесено диаконом Романом. Он сразу поставил акцент на нравственную сферу восприятия фильма.
После просмотра обсуждение началось с выступления отца Михаила. Он обозначил главный обсуждаемый вопрос – отношение главного героя к смерти, а, следовательно, и к смыслу жизни.
Во время обсуждения были затронуты такие извечные темы, как «отношение человека к смерти», «можно ли познать Бога, и как этого достичь» и «что такое знание как таковое».
В конце сформировались два основных мнения об идее фильма. Первое: рыцарь Антоний Блок победил смерть через спасение семьи актеров с говорящими именами: Иоф (Иосиф) и Мия (Мария). В конце фильма они с младенцем оказываются на залитой солнцем поляне.
Второе мнение: в образе главного героя нельзя увидеть духовный рост. Его главный вопрос: «Есть ли Бог, я хочу это знать» - остался без ответа.
Следующий показ фильма в киноклубе «Светлое кино» состоится на Масленице, 6 марта. Зрителю предлагается отдохнуть и вместе с тем задуматься над вопросом пути к Богу, посмотрев фильм режиссера Кахи Кикабидзе «Седьмой день». Начало сеанса – 19.00.
|