Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Среда, 13 декабря 2017 года.
Новости
12.12.2017
В Доме-интернате «Лесная дача» прошла Божественная литургия с участием томских волонтеров
11.12.2017
Митрополит Ростислав освятит храм на Каштачной горе
11.12.2017
В храме св. Александра Невского прошла благотворительная ярмарка «Младенец – дар Небес»
11.12.2017
Престольный праздник Знаменского храма
09.12.2017
Священник Томской епархии принял участие во встрече губернатора Томской области с членами Общественной палаты
09.12.2017
Томская духовная семинария приглашает на мероприятия
08.12.2017
В Томске появилась выставка, посвященная канонизированным юристам
08.12.2017
Митрополит Ростислав возглавит богослужение в Знаменской церкви
07.12.2017
В Томской области возводится храм в честь великомученицы Екатерины
07.12.2017
Престольный праздник отметил храм в Новониколаевке Асиновского района
06.12.2017
Храм святого благоверного Александра Невского отметил престольный праздник
05.12.2017
В Северске открылась православная фотовыставка
04.12.2017
Архиереи Томской митрополии приняли участие в торжественном богослужении в Храме Христа Спасителя
04.12.2017
6 декабря – престольный праздник храма святого благоверного князя Александра Невского
04.12.2017
Томские школьники приняли участие в Олимпиаде по основам православной культуры
03.12.2017
C Праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы!
02.12.2017
Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
02.12.2017
Жизнь и подвиги русских святых. В Томске прошли VII Открытые Житийные чтения
02.12.2017
Священник принял участие в обсуждении вопросов социализации бывших заключенных
01.12.2017
В Томске состоялся круглый стол по патронажному служению

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 »
17.12.2007
Рецензия на газету «Добрята»
 
В последнее время в образовательных учреждениях г. Томска широко и настойчиво распространяется газета «Добрята», выходящая при поддержке Департамента образования Администрации г. Томска. Тираж газеты в середине 2007 г. достиг 11 тысяч экземпляров. Учредителем и издателем названной газеты является ООО «Твердыня», образованное «академиком» Г.С. Горчаковым. Из того же круга вышла внедрённая в образовательный процесс в ряде томских школ Рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Дорогою добра» (изд-во «Твердыня», 2007).

Оба издания как будто направлены на духовное развитие и нравственное воспитание школьников. И в газете, и в связанной с ней Рабочей тетради присутствуют темы любви к Родине, уважения к различным культурам и языкам, расширения кругозора и совершенствования творческих способностей детей. Однако тот уровень, на котором авторы пытаются раскрывать указанные темы, и та мировоззренческая ориентация, которая неявным образом внедряется в сознание читателей, вызывают и удивление, и протест. Вот несколько примеров.


1. Пропаганда язычества

Национальные традиции русского народа в газете связываются, прежде всего, с языческой (политеистической) мифологией, которая подается исключительно в положительном ключе, с явным желанием сформировать позитивную установку в отношении данного религиозного течения. Например, в № 2 за 2006 г. в разделе «Культура» детям рассказывается о происхождении мира из яйца, в котором был заключен бог по имени Род; от имени этого божества произвольно изводится ряд слов русского языка и санскрита (с. 6). В том же номере повествуется о языческой богине любви Ладе (хотя ранее она подана как богиня судьбы) и ее семействе, - и все это в связи с рассказом о кириллической букве «Л» (с. 7). Повествуется о Стрибоге как о «добром» боге (№ 8 за 2005 г., с. 6), о родословной и приключениях «млада божича» Коляды с прямым славословием ему: «Слава, слава Коляде - победителю!» (Рабочая тетрадь, с. 30). Форма буквы «У» трактуется как «человек, протянувший руки к солнцу - Ра» (№ 1 за 2007 г., с. 7). С именем того же египетского бога связывается не только само солнце, но и такие понятия, как «радость», «радуга», «растение», «красота» и «разум»! (Рабочая тетрадь, с. 21). Подлинно русские имена в подаче авторов газеты оказываются исключительно языческими (№ 8 за 2005 г., с. 7).


2. Дискредитация науки

Запросто говорится, что «когда-то в русской азбуке было 147 букв» (№ 15 за 2004 г., с. 7). В разделе «Мир науки» сообщаются не научные, а скорее оккультные «сведения»; так, из этого раздела можно узнать, что «вода может слышать и запоминать» и что «это доказали учёные» (№ 1 за 2007 г., с. 8); что в Калифорнии происходят сверхъестественные явления - по дну высохшего озера «ползут камни», а учёные при этом находятся «в замешательстве» (№ 8 за 2007 г., с. 8); что «сознание живёт само по себе», без всякой связи с мозгом (№ 9-10 за 2004 г., с. 16); что душа переселяется из умершего человека в родившегося (№ 3 за 2006 г., с. 8), а на Солнце появилась гигантская трещина, которая, тем не менее, «собственно трещиной не является», а предстает неким «необычным явлением», природа которого «неясна» (там же); что устами десятилетней японки говорят ее умершие бабушка и дедушка (№ 9 за 2005 г., с. 8) и т.п. Слово «культура» вульгарно интерпретируется как соединение понятий «культ» (почитание) и «ур» (огонь, свет), что в результате дает нужный авторам смысл «огнепоклонство» (Рабочая тетрадь, с. 23). Филологический произвол прикрывается фразами о развитии «этимологического чутья», о понимании «своих корней в широком смысле слова» (Рабочая тетрадь, с. 2) и прочим ненаучным вздором. При этом детей хотят уверить в том, что именно так надо «постигать мир ПРАВИЛЬНЫХ мыслей и слов», узнавать «ИСТИННОЕ значение» того или иного слова, постигая посредством такой квази-науки «законы устройства окружающего мира» (Рабочая тетрадь, с. 3). Авторы газеты, увлекшись оккультным «знанием», явно потеряли ориентацию в реальности. Так, Сибирский федеральный округ в газете называется «Новосибирским региональным округом» (№ 8 за 2007 г., с. 17).

Как же в детской газете, ориентированной, казалось бы, на просвещение и «духовное развитие» школьников, могут публиковаться сведения, дискредитирующие статус научного знания и одновременно превозносящие героев и сюжеты политеистической мифологии?

Все становится ясным из статьи идейного вдохновителя «Добрят» г-на Горчакова «Боевой путь газеты "Знамя Майтрейи"». Мы узнаем, что газета Горчакова (который считает себя последователем Рерихов, с чем большинство рериховцев не согласно) изначально ориентирована на то, чтобы «дать читателям возможность оценки событий с точки зрения эзотерических знаний», то есть представить реальность в свете оккультизма. Главным авторитетом провозглашается «Майтрейя», названный «Великим Учителем» (Майтрейя - в буддийской традиции имя «Будды будущего»). Важным звеном в деятельности г-на Горчакова является «разоблачение тактики темных сил», к которым он относит несогласных с ним участников рериховского движения. Не последнее место занимает и вербовочная работа с детьми из томских школ. В этом направлении «работа началась»; в частности, горчаковцы готовят к изданию «новый мировоззренческий букварь» (видимо, для тех же несчастных оболваненных «добрят»). Сам Горчаков откровенно об этом пишет: для «быстрейшей популяризации идей Учения в научной среде был создан Институт Человекознания»; «работа Института Человекознания потребовала издания детской газеты-журнала», которая под названием «Добрята» и выходит «в рамках педагогической лаборатории Института» (являясь, по убеждению г-на Горчакова, «лучшим в мире детским изданием»). В этой газете можно публиковать любые материалы, «лишь бы выдерживался дух Учения», признается Горчаков. Итак, из слов самого «академика» следует, что детская газета «Добрята» является носителем и распространителем «учения», источником которого называется Будда будущего Майтрейя; эта газета является печатным органом «Института Человекознания», созданного для «популяризации» того же оккультного «учения». Это пропагандируемое Горчаковым учение - «Учение Огня», религиозная доктрина пантеистического типа с элементами политеизма. Указанная доктрина, по утверждению Горчакова, не может оставаться на уровне теории, но должна быть воплощена в жизнь, в «живые дела». Среди этих «дел», сформулированных «академиком» и выраженных им в форме задач возглавляемого им движения, названы следующие:

«Создание учебно-методического центра по разработке вопросов нового образования и воспитания на базе Института Человекознания»;

«Создание первого опытного международного научно-образовательного производственного комплекса ДОБРОГРАД, в котором бы от малых лет готовились новые поколения строителей Нового Мира»;

«Создание своих производственных структур или подчинение уже существующих производственных структур для этих целей», а в перспективе - создание «международной производственной сети».

Цель всех этих действий - «помочь Майтрейе построить Новую Культурную страну». Именно для этого Горчаков хочет сформировать «духовного человека», человека «решений пламенных и поступков огненных», который «не ждет стечения обстоятельств», а действует во имя Майтрейи; такое действие и есть, по словам Горчакова, «волевое осуществление действия Общего Блага». А газета «Добрята», таким образом, есть печатный орган, призванный под видом просвещения и организации досуга вербовать (вовлекать в оккультную организацию) малолетних строителей горчаковских коммун-доброградов, типично сектантских «городов всеобщего счастья». Такова, по словам самого Горчакова, подлинная миссия газеты «Добрята», получившей широчайший и беспрепятственный доступ в томские школы.

Поэтому особо зловеще звучит радость по поводу того, что «нас становится больше», что школа за школой организуют кружки «юных журналистов» (№ 15 за 2004 г., с. 4) и фотокружки (№ 8 за 2005 г., с. 3) под той же вывеской «добрят». Девиз детской газеты «Мы строим Добрый мир!» понятен из контекста откровений «академика» Горчакова: ясно, кто такие «мы» и какой «мир» эти «мы» строят. Прикрываясь стремлением к «духовно-нравственному совершенствованию» учащихся, деятели горчаковской религиозной секты при попустительстве или прямой поддержке руководителей городского департамента образования и Дворца творчества детей и молодежи внедрились в образовательное пространство Томска.

Заместитель Председателя Комиссии Общественной Палаты Томской области по культуре, сохранению культурного и духовного наследия, развитию гражданского общества, вопросам толерантности и свободы совести, информационной политике и свободе слова, член Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Администрации Томской области, член Правления Томского регионального отделения Российского детского фонда, декан философского факультета Томского государственного университета доктор философских наук, профессор С.С. Аванесов

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????