В последнее время в образовательных учреждениях г. Томска широко и настойчиво распространяется газета «Добрята», выходящая при поддержке Департамента образования Администрации г. Томска. Тираж газеты в середине 2007 г. достиг 11 тысяч экземпляров. Учредителем и издателем названной газеты является ООО «Твердыня», образованное «академиком» Г.С. Горчаковым. Из того же круга вышла внедрённая в образовательный процесс в ряде томских школ Рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Дорогою добра» (изд-во «Твердыня», 2007).
Оба издания как будто направлены на духовное развитие и нравственное воспитание школьников. И в газете, и в связанной с ней Рабочей тетради присутствуют темы любви к Родине, уважения к различным культурам и языкам, расширения кругозора и совершенствования творческих способностей детей. Однако тот уровень, на котором авторы пытаются раскрывать указанные темы, и та мировоззренческая ориентация, которая неявным образом внедряется в сознание читателей, вызывают и удивление, и протест. Вот несколько примеров.
1. Пропаганда язычества
Национальные традиции русского народа в газете связываются, прежде всего, с языческой (политеистической) мифологией, которая подается исключительно в положительном ключе, с явным желанием сформировать позитивную установку в отношении данного религиозного течения. Например, в № 2 за 2006 г. в разделе «Культура» детям рассказывается о происхождении мира из яйца, в котором был заключен бог по имени Род; от имени этого божества произвольно изводится ряд слов русского языка и санскрита (с. 6). В том же номере повествуется о языческой богине любви Ладе (хотя ранее она подана как богиня судьбы) и ее семействе, - и все это в связи с рассказом о кириллической букве «Л» (с. 7). Повествуется о Стрибоге как о «добром» боге (№ 8 за 2005 г., с. 6), о родословной и приключениях «млада божича» Коляды с прямым славословием ему: «Слава, слава Коляде - победителю!» (Рабочая тетрадь, с. 30). Форма буквы «У» трактуется как «человек, протянувший руки к солнцу - Ра» (№ 1 за 2007 г., с. 7). С именем того же египетского бога связывается не только само солнце, но и такие понятия, как «радость», «радуга», «растение», «красота» и «разум»! (Рабочая тетрадь, с. 21). Подлинно русские имена в подаче авторов газеты оказываются исключительно языческими (№ 8 за 2005 г., с. 7).
2. Дискредитация науки
Запросто говорится, что «когда-то в русской азбуке было 147 букв» (№ 15 за 2004 г., с. 7). В разделе «Мир науки» сообщаются не научные, а скорее оккультные «сведения»; так, из этого раздела можно узнать, что «вода может слышать и запоминать» и что «это доказали учёные» (№ 1 за 2007 г., с. 8); что в Калифорнии происходят сверхъестественные явления - по дну высохшего озера «ползут камни», а учёные при этом находятся «в замешательстве» (№ 8 за 2007 г., с. 8); что «сознание живёт само по себе», без всякой связи с мозгом (№ 9-10 за 2004 г., с. 16); что душа переселяется из умершего человека в родившегося (№ 3 за 2006 г., с. 8), а на Солнце появилась гигантская трещина, которая, тем не менее, «собственно трещиной не является», а предстает неким «необычным явлением», природа которого «неясна» (там же); что устами десятилетней японки говорят ее умершие бабушка и дедушка (№ 9 за 2005 г., с. 8) и т.п. Слово «культура» вульгарно интерпретируется как соединение понятий «культ» (почитание) и «ур» (огонь, свет), что в результате дает нужный авторам смысл «огнепоклонство» (Рабочая тетрадь, с. 23). Филологический произвол прикрывается фразами о развитии «этимологического чутья», о понимании «своих корней в широком смысле слова» (Рабочая тетрадь, с. 2) и прочим ненаучным вздором. При этом детей хотят уверить в том, что именно так надо «постигать мир ПРАВИЛЬНЫХ мыслей и слов», узнавать «ИСТИННОЕ значение» того или иного слова, постигая посредством такой квази-науки «законы устройства окружающего мира» (Рабочая тетрадь, с. 3). Авторы газеты, увлекшись оккультным «знанием», явно потеряли ориентацию в реальности. Так, Сибирский федеральный округ в газете называется «Новосибирским региональным округом» (№ 8 за 2007 г., с. 17).
Как же в детской газете, ориентированной, казалось бы, на просвещение и «духовное развитие» школьников, могут публиковаться сведения, дискредитирующие статус научного знания и одновременно превозносящие героев и сюжеты политеистической мифологии?
Все становится ясным из статьи идейного вдохновителя «Добрят» г-на Горчакова «Боевой путь газеты "Знамя Майтрейи"». Мы узнаем, что газета Горчакова (который считает себя последователем Рерихов, с чем большинство рериховцев не согласно) изначально ориентирована на то, чтобы «дать читателям возможность оценки событий с точки зрения эзотерических знаний», то есть представить реальность в свете оккультизма. Главным авторитетом провозглашается «Майтрейя», названный «Великим Учителем» (Майтрейя - в буддийской традиции имя «Будды будущего»). Важным звеном в деятельности г-на Горчакова является «разоблачение тактики темных сил», к которым он относит несогласных с ним участников рериховского движения. Не последнее место занимает и вербовочная работа с детьми из томских школ. В этом направлении «работа началась»; в частности, горчаковцы готовят к изданию «новый мировоззренческий букварь» (видимо, для тех же несчастных оболваненных «добрят»). Сам Горчаков откровенно об этом пишет: для «быстрейшей популяризации идей Учения в научной среде был создан Институт Человекознания»; «работа Института Человекознания потребовала издания детской газеты-журнала», которая под названием «Добрята» и выходит «в рамках педагогической лаборатории Института» (являясь, по убеждению г-на Горчакова, «лучшим в мире детским изданием»). В этой газете можно публиковать любые материалы, «лишь бы выдерживался дух Учения», признается Горчаков. Итак, из слов самого «академика» следует, что детская газета «Добрята» является носителем и распространителем «учения», источником которого называется Будда будущего Майтрейя; эта газета является печатным органом «Института Человекознания», созданного для «популяризации» того же оккультного «учения». Это пропагандируемое Горчаковым учение - «Учение Огня», религиозная доктрина пантеистического типа с элементами политеизма. Указанная доктрина, по утверждению Горчакова, не может оставаться на уровне теории, но должна быть воплощена в жизнь, в «живые дела». Среди этих «дел», сформулированных «академиком» и выраженных им в форме задач возглавляемого им движения, названы следующие:
«Создание учебно-методического центра по разработке вопросов нового образования и воспитания на базе Института Человекознания»;
«Создание первого опытного международного научно-образовательного производственного комплекса ДОБРОГРАД, в котором бы от малых лет готовились новые поколения строителей Нового Мира»;
«Создание своих производственных структур или подчинение уже существующих производственных структур для этих целей», а в перспективе - создание «международной производственной сети».
Цель всех этих действий - «помочь Майтрейе построить Новую Культурную страну». Именно для этого Горчаков хочет сформировать «духовного человека», человека «решений пламенных и поступков огненных», который «не ждет стечения обстоятельств», а действует во имя Майтрейи; такое действие и есть, по словам Горчакова, «волевое осуществление действия Общего Блага». А газета «Добрята», таким образом, есть печатный орган, призванный под видом просвещения и организации досуга вербовать (вовлекать в оккультную организацию) малолетних строителей горчаковских коммун-доброградов, типично сектантских «городов всеобщего счастья». Такова, по словам самого Горчакова, подлинная миссия газеты «Добрята», получившей широчайший и беспрепятственный доступ в томские школы.
Поэтому особо зловеще звучит радость по поводу того, что «нас становится больше», что школа за школой организуют кружки «юных журналистов» (№ 15 за 2004 г., с. 4) и фотокружки (№ 8 за 2005 г., с. 3) под той же вывеской «добрят». Девиз детской газеты «Мы строим Добрый мир!» понятен из контекста откровений «академика» Горчакова: ясно, кто такие «мы» и какой «мир» эти «мы» строят. Прикрываясь стремлением к «духовно-нравственному совершенствованию» учащихся, деятели горчаковской религиозной секты при попустительстве или прямой поддержке руководителей городского департамента образования и Дворца творчества детей и молодежи внедрились в образовательное пространство Томска.

|