† Православие в Томске / Новости / Рецензия на газету «Добрята»

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
04.05.2021
На телеканале «Томское время» вышел репортаж о ночном пасхальном богослужении
04.05.2021
Настоятель Свято-Никольского прихода с. Зырянского поздравил со Святой Пасхой пациентов районной больницы
04.05.2021
Молодежь Александро-Невского храма поделилась пасхальной радостью с томичами
04.05.2021
Определены победители конкурса декоративно-прикладного творчества фестиваля «Пасхальная радость»
04.05.2021
Подведены итоги конкурса рисунков фестиваля «Пасхальная радость»
04.05.2021
Митрополит Ростислав в Светлый понедельник совершил Литургию в Петропавловском соборе г. Томска
03.05.2021
Священник Томской епархии поздравил пожарных с профессиональным праздником
03.05.2021
Свет Воскресения Христова освящает Томскую землю
03.05.2021
Старинной иконе святого князя Александра Невского можно поклониться на православной выставке в Томске
03.05.2021
К празднику Пасхи духовенство Томской епархии удостоено архиерейских наград
02.05.2021
В Святую Пасхальную ночь томичи прославили Воскресшего Спасителя
02.05.2021
Митрополит Ростислав поздравляет томичей с великим и спасительным праздником Святой Пасхи! (видео)
01.05.2021
В Светлый понедельник томичи встретят Благодатный Огонь
01.05.2021
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего митрополита Ростислава
01.05.2021
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла
01.05.2021
На богослужениях Великой Субботы поются великопостные и воскресные песнопения
01.05.2021
Митрополит Ростислав возглавил богослужение с чином погребения Плащаницы
30.04.2021
Митрополит Ростислав: «Любой верующий православный христианин, приходя сегодня в храм, предстоит Живоносному Гробу Христа Спасителя»
30.04.2021
Глава Томской митрополии возглавил богослужение с чтением 12 Страстных Евангелий
30.04.2021
Томский священник рассказал зрителям телеканала «Россия 1» о Страстной седмице и о Пасхе Христовой

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
17.12.2007
Рецензия на газету «Добрята»
 
В последнее время в образовательных учреждениях г. Томска широко и настойчиво распространяется газета «Добрята», выходящая при поддержке Департамента образования Администрации г. Томска. Тираж газеты в середине 2007 г. достиг 11 тысяч экземпляров. Учредителем и издателем названной газеты является ООО «Твердыня», образованное «академиком» Г.С. Горчаковым. Из того же круга вышла внедрённая в образовательный процесс в ряде томских школ Рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Дорогою добра» (изд-во «Твердыня», 2007).

Оба издания как будто направлены на духовное развитие и нравственное воспитание школьников. И в газете, и в связанной с ней Рабочей тетради присутствуют темы любви к Родине, уважения к различным культурам и языкам, расширения кругозора и совершенствования творческих способностей детей. Однако тот уровень, на котором авторы пытаются раскрывать указанные темы, и та мировоззренческая ориентация, которая неявным образом внедряется в сознание читателей, вызывают и удивление, и протест. Вот несколько примеров.


1. Пропаганда язычества

Национальные традиции русского народа в газете связываются, прежде всего, с языческой (политеистической) мифологией, которая подается исключительно в положительном ключе, с явным желанием сформировать позитивную установку в отношении данного религиозного течения. Например, в № 2 за 2006 г. в разделе «Культура» детям рассказывается о происхождении мира из яйца, в котором был заключен бог по имени Род; от имени этого божества произвольно изводится ряд слов русского языка и санскрита (с. 6). В том же номере повествуется о языческой богине любви Ладе (хотя ранее она подана как богиня судьбы) и ее семействе, - и все это в связи с рассказом о кириллической букве «Л» (с. 7). Повествуется о Стрибоге как о «добром» боге (№ 8 за 2005 г., с. 6), о родословной и приключениях «млада божича» Коляды с прямым славословием ему: «Слава, слава Коляде - победителю!» (Рабочая тетрадь, с. 30). Форма буквы «У» трактуется как «человек, протянувший руки к солнцу - Ра» (№ 1 за 2007 г., с. 7). С именем того же египетского бога связывается не только само солнце, но и такие понятия, как «радость», «радуга», «растение», «красота» и «разум»! (Рабочая тетрадь, с. 21). Подлинно русские имена в подаче авторов газеты оказываются исключительно языческими (№ 8 за 2005 г., с. 7).


2. Дискредитация науки

Запросто говорится, что «когда-то в русской азбуке было 147 букв» (№ 15 за 2004 г., с. 7). В разделе «Мир науки» сообщаются не научные, а скорее оккультные «сведения»; так, из этого раздела можно узнать, что «вода может слышать и запоминать» и что «это доказали учёные» (№ 1 за 2007 г., с. 8); что в Калифорнии происходят сверхъестественные явления - по дну высохшего озера «ползут камни», а учёные при этом находятся «в замешательстве» (№ 8 за 2007 г., с. 8); что «сознание живёт само по себе», без всякой связи с мозгом (№ 9-10 за 2004 г., с. 16); что душа переселяется из умершего человека в родившегося (№ 3 за 2006 г., с. 8), а на Солнце появилась гигантская трещина, которая, тем не менее, «собственно трещиной не является», а предстает неким «необычным явлением», природа которого «неясна» (там же); что устами десятилетней японки говорят ее умершие бабушка и дедушка (№ 9 за 2005 г., с. 8) и т.п. Слово «культура» вульгарно интерпретируется как соединение понятий «культ» (почитание) и «ур» (огонь, свет), что в результате дает нужный авторам смысл «огнепоклонство» (Рабочая тетрадь, с. 23). Филологический произвол прикрывается фразами о развитии «этимологического чутья», о понимании «своих корней в широком смысле слова» (Рабочая тетрадь, с. 2) и прочим ненаучным вздором. При этом детей хотят уверить в том, что именно так надо «постигать мир ПРАВИЛЬНЫХ мыслей и слов», узнавать «ИСТИННОЕ значение» того или иного слова, постигая посредством такой квази-науки «законы устройства окружающего мира» (Рабочая тетрадь, с. 3). Авторы газеты, увлекшись оккультным «знанием», явно потеряли ориентацию в реальности. Так, Сибирский федеральный округ в газете называется «Новосибирским региональным округом» (№ 8 за 2007 г., с. 17).

Как же в детской газете, ориентированной, казалось бы, на просвещение и «духовное развитие» школьников, могут публиковаться сведения, дискредитирующие статус научного знания и одновременно превозносящие героев и сюжеты политеистической мифологии?

Все становится ясным из статьи идейного вдохновителя «Добрят» г-на Горчакова «Боевой путь газеты "Знамя Майтрейи"». Мы узнаем, что газета Горчакова (который считает себя последователем Рерихов, с чем большинство рериховцев не согласно) изначально ориентирована на то, чтобы «дать читателям возможность оценки событий с точки зрения эзотерических знаний», то есть представить реальность в свете оккультизма. Главным авторитетом провозглашается «Майтрейя», названный «Великим Учителем» (Майтрейя - в буддийской традиции имя «Будды будущего»). Важным звеном в деятельности г-на Горчакова является «разоблачение тактики темных сил», к которым он относит несогласных с ним участников рериховского движения. Не последнее место занимает и вербовочная работа с детьми из томских школ. В этом направлении «работа началась»; в частности, горчаковцы готовят к изданию «новый мировоззренческий букварь» (видимо, для тех же несчастных оболваненных «добрят»). Сам Горчаков откровенно об этом пишет: для «быстрейшей популяризации идей Учения в научной среде был создан Институт Человекознания»; «работа Института Человекознания потребовала издания детской газеты-журнала», которая под названием «Добрята» и выходит «в рамках педагогической лаборатории Института» (являясь, по убеждению г-на Горчакова, «лучшим в мире детским изданием»). В этой газете можно публиковать любые материалы, «лишь бы выдерживался дух Учения», признается Горчаков. Итак, из слов самого «академика» следует, что детская газета «Добрята» является носителем и распространителем «учения», источником которого называется Будда будущего Майтрейя; эта газета является печатным органом «Института Человекознания», созданного для «популяризации» того же оккультного «учения». Это пропагандируемое Горчаковым учение - «Учение Огня», религиозная доктрина пантеистического типа с элементами политеизма. Указанная доктрина, по утверждению Горчакова, не может оставаться на уровне теории, но должна быть воплощена в жизнь, в «живые дела». Среди этих «дел», сформулированных «академиком» и выраженных им в форме задач возглавляемого им движения, названы следующие:

«Создание учебно-методического центра по разработке вопросов нового образования и воспитания на базе Института Человекознания»;

«Создание первого опытного международного научно-образовательного производственного комплекса ДОБРОГРАД, в котором бы от малых лет готовились новые поколения строителей Нового Мира»;

«Создание своих производственных структур или подчинение уже существующих производственных структур для этих целей», а в перспективе - создание «международной производственной сети».

Цель всех этих действий - «помочь Майтрейе построить Новую Культурную страну». Именно для этого Горчаков хочет сформировать «духовного человека», человека «решений пламенных и поступков огненных», который «не ждет стечения обстоятельств», а действует во имя Майтрейи; такое действие и есть, по словам Горчакова, «волевое осуществление действия Общего Блага». А газета «Добрята», таким образом, есть печатный орган, призванный под видом просвещения и организации досуга вербовать (вовлекать в оккультную организацию) малолетних строителей горчаковских коммун-доброградов, типично сектантских «городов всеобщего счастья». Такова, по словам самого Горчакова, подлинная миссия газеты «Добрята», получившей широчайший и беспрепятственный доступ в томские школы.

Поэтому особо зловеще звучит радость по поводу того, что «нас становится больше», что школа за школой организуют кружки «юных журналистов» (№ 15 за 2004 г., с. 4) и фотокружки (№ 8 за 2005 г., с. 3) под той же вывеской «добрят». Девиз детской газеты «Мы строим Добрый мир!» понятен из контекста откровений «академика» Горчакова: ясно, кто такие «мы» и какой «мир» эти «мы» строят. Прикрываясь стремлением к «духовно-нравственному совершенствованию» учащихся, деятели горчаковской религиозной секты при попустительстве или прямой поддержке руководителей городского департамента образования и Дворца творчества детей и молодежи внедрились в образовательное пространство Томска.

Заместитель Председателя Комиссии Общественной Палаты Томской области по культуре, сохранению культурного и духовного наследия, развитию гражданского общества, вопросам толерантности и свободы совести, информационной политике и свободе слова, член Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Администрации Томской области, член Правления Томского регионального отделения Российского детского фонда, декан философского факультета Томского государственного университета доктор философских наук, профессор С.С. Аванесов

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru