Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Суббота, 30 мая 2020 года.
Новости
28.05.2020
Празднование Вознесения Господня
27.05.2020
Православные христиане отмечают Отдание Пасхи
27.05.2020
Первые в России. Профессор ТПУ рассказала о возникновении Кирилло-Мефодиевских чтений в Томске
24.05.2020
Христианский мир вспоминает святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия
23.05.2020
Престольный праздник отметил храм в д. Губино
22.05.2020
«Быть христианами не только по имени, но и по жизни». Митрополит Ростислав возглавил богослужения в праздник святителя Николая Чудотворца
21.05.2020
Святыни томских храмов. Иконы святителя Николая Чудотворца
21.05.2020
Архиерейское богослужение в день памяти апостола Иоанна Богослова
21.05.2020
Поросинская школа проводит медиаконкурс в рамках Дней славянской письменности и культуры
20.05.2020
Состоялась секция педагогов изобразительного искусства г. Томска
20.05.2020
Проведена областная научно-практическая конференция с международным участием
20.05.2020
Студенты ТПУ приняли участие в онлайн-конференции в рамках Днях славянской письменности и культуры
18.05.2020
Митрополит Ростислав возглавил богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе о самарянке
18.05.2020
Томские школьники выяснили, как влияет современная культура на патриотизм молодёжи
17.05.2020
Томичей поздравляют с Юбилейными днями славянской письменности и культуры
15.05.2020
Викторина «Узнай свой культурный уровень» пройдет в онлайн-формате
14.05.2020
Актуальные вопросы духовно-нравственного образования и воспитания обсуждались на педагогической конференции
13.05.2020
В Томске открылись юбилейные Дни славянской письменности и культуры
12.05.2020
В Томске стартуют XXX Юбилейные Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
11.05.2020
Гуманитарный епархиальный склад продолжает работать дистанционно

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 »
10.03.2008
10 марта начался Великий пост
 
Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же ведет нас через Страстную седмицу и к великий радости Светлого Христова Воскресения. Пост — время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения за свои грехи и достойно причаститься Святых Христовых Таин. В этом году Великий пост продолжится с 10 марта по 26 апреля.

Смысл и цель

Как и всякое христианское делание, пост требует свободного подхода, в духе любви к Богу и к ближнему. Цель христианского поста — исцеление болезней души. Это не просто время воздержания от пищи, но, прежде всего, время сугубого покаяния и молитвы, без которых пост превращается в обычную диету. Христианин ограничивает себя в пище и ослабляет свое тело не ради самого поста, а для того, чтобы увидеть свои грехи и недостатки, и попытаться с Божией помощью привести свой внутренний мир в более здоровое состояние. Но если, отказавшись от мяса и молока, человек не обращается к Богу в молитве, не кается в своих грехах, не стремится к соединению с Богом в таинстве Причастия, подвиг поста обессмысливается.

Пост — время творить добро. Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает». Отсутствие мяса в рационе в дни поста святитель объяснял тем, что сэкономленные на этом деньги христианин может отдать тем, кто в них нуждается. В этом, собственно, и заключается главный смысл Великого поста. Иоанн Златоуст пишет: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что “я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту”, но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри – зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?».

Литургия Преждеосвященных Даров

На протяжении всего Великого поста в будние дни в Православной Церкви не совершается Божественная литургия. Чтобы не лишать верующих участия в спасительном Таинстве Причастия и вместе с тем не нарушать поста и покаяния, по средам и пятницам в храмах служится литургия Преждеосвященных Даров. Свое название она получила оттого, что во время нее верующим для причащения предлагаются Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии, совершаемой по чину святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого и сохраняемые в ковчежце на престоле или жертвеннике.

По субботам в течение Великого поста совершается литургия по чину святителя Иоанна Златоуста, а в первые пять воскресений — литургия святителя Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы.

День за днем

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, а богослужение — особенной продолжительностью. В первые четыре дня — понедельник, вторник, среду и четверг — в храмах на Великом повечерии читается покаянный канон святого Андрея Критского. В пятницу первой седмицы Великого поста на литургии после заамвонной молитвы совершается освящение «колива» — отваренной пшеницы с медом — в память великомученика Феодора Тирона. Этот святой был сожжен в 306 году за исповедание христианской веры. В 362 году, когда византийский император Юлиан Отступник приказал тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы в Константинополе, чтобы осквернить еду и навредить тем самым постящимся христианам, великомученик Феодор явился в сновидении епископу Евдоксию и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует Торжество Православия, установленное в память окончательного утверждения догматов Православной веры: созванный в 787 году VII Вселенский собор осудил ересь иконоборчества и восстановил почитание святых икон, которое окончательно было установлено в 842 году при императрице Феодоре.

Совершаемая в храмах служба по особому чину Торжества Православия знаменует собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы иконоборцам и всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью, и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

Во второе воскресенье Великого поста Православная Церковь совершает память известного богослова святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Святой Григорий учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. С созерцанием Божественного света связано и учение святителя об «умной молитве» (молитве, совершаемой в самых глубинах человеческой личности, движимой сердцем и запечатлеваемой умом), об исихии — внутреннем безмолвии, которое является условием подлинного общения с Богом и исихазме — учении, основанном на умном делании. Монахов, практикующих «умную молитву», называют исихастами.

Третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. За Всенощной после Великого славословия из алтаря выносится святой крест и предлагается для поклонения верующим, как напоминание о страданиях и смерти Господней. Святой крест остается в храме в течение недели до пятницы, когда он перед литургией вносится обратно в алтарь.

В четвертое воскресенье Церковь вспоминает святого Иоанна Лествичника, автора «Лествицы» — руководства для духовной жизни, в котором величайший подвижник благочестия показал порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В четверг пятой недели Великого поста в храмах совершается так называемое стояние преподобной Марии Египетской — читается житие этой святой, которое для каждого христианина является примером истинного покаяния, и канон Андрея Критского.

В субботу на пятой неделе совершается Похвала Пресвятой Богородице и читается великий акафист Божией Матери. Эта служба установлена в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов и совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Пятое воскресенье Великого Поста посвящено преподобной Марии Египетской, в лице которой христиане видят пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Воскресения Христова и к воспоминанию страстей Господних. В субботу на шестой неделе вспоминается воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря. Именно после этого первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса Христа, и наступают последние дни жизни Спасителя.

Шестое воскресенье Великого Поста — великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим. После воскрешения Лазаря, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по Его просьбе, ученики привели к Нему ослицу, на которой Спаситель и въехал в Иерусалим.

Множество народа вышло встречать Его, люди снимали с себя одежду и постилали по дороге, другие срезали пальмовые ветви и бросали ему под ноги, приветствуя Спасителя: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних!».

Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, неделей Ваий и Цветоносной неделей. В этот день в храмах освящаются распускающиеся ветви вербы, которые раздаются молящимся в ознаменование победы жизни над смертью.

Страстная седмица

Страстная неделя — последние шесть дней Великого Поста — посвящена воспоминаниям страданий, крестной смерти и погребению Иисуса Христа. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения, поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили ее в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Все службы Страстной седмицы отличаются глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, и расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет. Кроме того, в этот день вспоминается и иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, подобна которой всякая душа, не приносящая плодов духовных — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник вспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду — жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. В этот день Иуда решился предать Христа за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В четверг Страстной седмицы вспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), омовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

День Великой пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова. В конце вечерни Великой пятницы совершается вынос Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб.

В Великую субботу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие Его во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Христова пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Как поститься

Великий пост имеет самый сложный устав. На первой седмице в понедельник и вторник предусматривается полное воздержание от вкушения пищи; в среду и четверг сухоядение (невареная растительная пища без масла); в пятницу — вареная пища без масла; в субботу и воскресение — вареная растительная пища с растительным маслом и небольшим количеством вина.

Во вторую, третью, четвертую, пятую и шестую седмицу в понедельник, среду и пятницу предусматривается — сухоядение (невареная растительная пища), во вторник и четверг — вареная растительная пища без масла, в субботу и воскресение — вареная растительная пища с растительным маслом и небольшим количеством вина.

В последнюю, Страстную седмицу, предусматривается: в понедельник, вторник и среду — сухоядение, в четверг — вареная растительная пища с растительным маслом и небольшим количеством вина; в пятницу — полное воздержание от пищи; в субботу — хлеб с небольшим количеством вина.

Рыба разрешается в Вербное воскресение и праздник Благовещения, если он не попадает на Страстную седмицу. В Лазареву субботу (субботу перед Вербным воскресением) разрешается вкушение рыбной икры.

При этом нужно помнить, что все мы немощные и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. О мере поста нужно советоваться со священником. Больным, немощным, старикам, детям пост обычно облегчается.

Подготовили Ольга Новикова и Наталья Волкова
«Православие и современность»

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????