† Православие в Томске / Новости / Православное дошкольное образование стало предметом обсуждения на Рождественских чтениях

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
29.08.2004
Престольный праздник в селе Спасском
28.08.2004
Во успении мира не оставила еси, Богородице…
27.08.2004
Томское епархиальное управление посетил старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Андриан.
20.08.2004
19 августа – праздник Преображения Господня
20.08.2004
В г.Томск доставлен 1000-пудовый новоотлитый «Царь-колокол»
18.08.2004
Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав принял участие в торжественном открытии памятника святителю Николаю в г. Анадыре
14.08.2004
Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня
13.08.2004
«С преподобными преподобен будеши...»
09.08.2004
Лето с «Вифлеемской Звездой»
02.08.2004
Пророков основание Илия славный...
21.07.2004
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго...
19.07.2004
Преподобный отче наш Сергие моли Бога о нас!
14.07.2004
12 июля - день первоверховных апостолов Петра и Павла
07.07.2004
5 июля 2004 г. в 15-00 в Актовом зале Томской Духовной Семинарии состоялся торжественный акт по поводу окончания учебного года, очередного выпуска студентов и вручения им дипломов.
07.07.2004
6 июля 2004 года престольный праздник Богородице-Владимирского храма г.Северска.
06.07.2004
5 июля 2004 г. Томская епархия торжественно праздновала день Обретения святых мощей праведного старца Феодора Томского
03.07.2004
1 и 2 июля 2004 года в Томской духовной семинарии прошла защита дипломов
27.06.2004
22 июня архиепископ Томский и Асиновский Ростислав посетил Верхне-Кетский район
21.06.2004
22 июня - день Скорби по погибшим во время Великой Отечественной войны
11.06.2004
Воспитанники северской воскресной школы выступили на гарнизонных соревнованиях по пожарно-спасательному спорту

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
31.01.2017
Православное дошкольное образование стало предметом обсуждения на Рождественских чтениях
 
26 января 2017 года в Белом зале Храма Христа Спасителя в рамках мероприятий XXV Международных Рождественских образовательных Чтений состоялась секция «Дошкольное образование — базовая ступень в формировании личности».

Встреча была посвящена обсуждению различных аспектов православного дошкольного образования: основным тенденциям развития дошкольного образования, вопросам разработки основной образовательной программы дошкольных организаций, реализующих Православный компонент, практике применения учебных пособий, опыту ДОО по интеграции духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования и др.

В секции приняли участие руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций России и стран СНГ, священнослужители, представители научного сообщества, авторы учебных пособий.

Куратор секции: специалист по дошкольному образованию Синодального отдела религиозного образования и катехизации г. Москвы Екатерина Кузнецова.

Доклады:

  • Епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай. Вступительное слово.
  • Теплова Анна Борисовна, старший научный сотрудник лаборатории педагогической антропологии и профессионального развития педагогов Российская академия образования. «Разработка основной образовательной программы дошкольных организаций, реализующих Православный компонент».
  • Абрамова (Крячко) Анастасия Алексеевна, Руководитель педагогических программ семейного клуба «Рождество». Мастер-класс «Глиняных дел мастера: география русской народной игрушки» (по программе «Введение в традицию»).
  • Мальцева Алла Витальевна, зам. директора по дошкольному образованию НОЧУ «Православный центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского». «Модель православного дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС дошкольного образования (на примере групп дошкольного образования НОЧУ «Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского».
  • Алексеева Галина Григорьевна, Президент АНО «Семья России», автор учебного пособия «Добронравие для маленьких». «Практика применения учебного пособия “Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста”».

В докладе Тепловой А.Б. прозвучало, что в основной образовательной программе появились новые нормативные акты:

  • недавно принятая примерная образовательная программа, которая является скелетом, рамкой;
  • СанПин;
  • профессиональный стандарт педагогов (который, увы, до сих пор не готов для реализации);

Со слов докладчика, создалось ощущение, что эти документы пришли к нам, но нам они не близки. Новый закон об образовании издал документы, которые влились в систему гуманистического образования. И ничего в этом нет плохого, кроме того, что эта система не ведет человека к Богу. В Стандарте принципы и ценности ничем не отличаются от наших, но в нем прослеживается позиция «Я сам», когда человек идет не к Богу, а от Бога и те же самые слова уводят человека в другую сторону. Поэтому нам необходимо остановиться, сконцентрироваться и понять какая разница между Истиной и тем образованием, которое предлагает нам государство. Нужно искать точки соприкосновения, не бояться сложных слов, которые нас сбивают, которые говорят нам, что мы понимаем что-то неверно.

Вариативность образования позволяет нам с христианской точки зрения вести детей к целям и задачам, обозначенным в Стандарте. Очень существенным моментом является то, что можно составлять конкретную программу самостоятельно для конкретной образовательной организации.

Существенное противоречие: Стандарт предлагает нам партнерские отношения с детьми, в то время как мы основываемся на иерархических отношениях. Надо признаться, что иерархическая система отношений взрослого и ребенка – естественна. Для дошкольного возраста партнерская работа неестественна, потому что маленький ребенок не может относиться к взрослому, как к своему партнеру, такая позиция просто разрушительна для ребенка.

Очень важно, когда в создании основной образовательной программы участвует весь коллектив и родители. Учитываются их предложения и требования и обязательно вносятся в документ. Теплова А.Б. процитировала слова К.Д. Ушинского: «определение цели воспитания является лучшим пробным камнем» и отметила, что за свою многолетнюю деятельность она ни разу не получила ответ от воспитателей на вопрос какую цель они преследуют. Они могут знать какие задачи, нормативные документы, а цель, образ идеального воспитанника, не какого, а кого они хотят воспитать, они не знают. В свое время Русское Географическое Общество делало опросы в народе о целях воспитания. И крестьяне давали четкий ответ: мы хотим видеть христьянина, семьянина и труженика.

Сейчас остро стоит вопрос о развитии личности ребенка. Слово «личность» такое затоптанное в наше время, разбросанное слово и его определение тоже потеряно. Лектор цитирует В.И. Слободчикова: «Личность – это целостный всеохватный способ бытия сразу всего человека, своей предельной адресованности другому и своей предельной открытости Богу». Вот это понятие личности мы должны положить в основу своих разработок. Много важных акцентов для создания основной образовательной программы обозначила в своем докладе Анна Борисовна. Полную версию ее выступления мы вам тоже предлагаем.

Большой интерес вызвала программа Алексеевой Г.Г. «Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста». Автор отметила, что эффективное обогащение специфическими, благочестивыми словосочетаниями для дошкольников возможно только в поэтическом варианте.

Базовые цели программы: становление семьянина, гражданина, христианина. Занятия проводились в группах детского сада (4, 5 лет, старшей и подготовительной), параллельно велась работа с педагогами раз в две недели и ежемесячная родительская школа – практикум семейного благочестия. Такая комплексная работа продолжалась в течение трех лет. Уникальность этой методики в том что, отработав 3 года, Алексеева Г.Г. увидела, что программа работает без автора. «Большинство заведующих поняли, как просто говорить детям о православии, вооружившись этой методикой. Самое главное чему мы научаем ребенка за 3 года обучения по этой программе:

  • он навсегда будет знать, что он не один, что он с Богом;
  • что у него есть Ангел Хранитель;
  • что где бы он ни был, он может посоветоваться со своей совестью;
  • он может сконцентрировать свободу выбора и воли на добре и это главное.»

Арестова Наталья Евгеньевна, специалист по дошкольным учреждениям ОРОиК Томской епархии.

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru