14 мая 2008 с Пленарного заседания в Большом Зале Областной Администрации начали свою работу XVIII Духовно – исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Тема чтений - «Духовно-нравственное воспитание: Семья. Церковь. Государство.»
«Рост числа участников Чтений — свидетельство оздоровления общества»
День славянской письменности и культуры (в преддверии которого пройдут Чтения) — это государственный праздник. От лица губернатора Томской области с приветствием к участникам Чтений обратился его заместитель по социальной политике Ильиных Сергей Евгеньевич. В своем слове он подчеркнул культурообразующую роль Церкви, её служение как воспитательницы целомудрия, хранительницы русского языка и нравственных основ общества. Он также отметил рост числа слушателей Чтений, свидетельствующий о постепенном оздоровления Российского общества.
«День памяти святых Кирилла и Мефодия не просто день славянской письменности, но день славянской письменности и культуры»
С ахипастырским приветствием к участникам Чтений обратился архиепископ Томский и Асиновский Ростислав: «Чаще всего имена Кирилла и Мефодия связывают с появлением азбуки, но их подвиг шире. Они принесли нашим народам христианскую культуру. Наш народ, который приобщился к духовному наследию христианства благодаря проповеди святых братьев Кирилла и Мефодия стал носителем той богатой культуры, которая стала именоваться русской православной культурой. Неслучайно день памяти святых Кирилла и Мефодия мы отмечаем не просто как день славянской письменности, но как день славянской письменности и культуры.
Культура — это и удивительная архитектура наших храмов, которые являются нашим национальным достоянием, нашей национальной гордостью, в положительном значении этого слова. Действительно, храмы — это песня, это богословие, которое воплощено в камне. Наша культура — это и удивительные древнерусские образы, запечатленные в святых иконах. Икона — это не просто произведение искусства. Это откровение и новость запредельной реальности в нашем мире, это голос вечности в нашем временном мире, это некая овеществленная красота, которая присуща Горнему, Богу... Это и удивительное древнерусское пение, которое нашло свое выражение, в частности, в церковных песнопениях. Это и богословие, которое приобщило и приобщает наши народы к высшей духовной мудрости. И культура колокольного звона, которая, к сожалению, во многом была разрушена в трагические 20-е, 30-е годы и сейчас снова постепенно возрождается в нашей жизни...
В последнее время очень много ведется дискуссий и много сломано копий вокруг вопроса преподавания в школах основ православной культуры. Когда дается отрицательный ответ на этот вопрос и когда Основам Православной Культуры говорится «нет», мы тем самым закрываем нашему молодому поколению доступ к познанию всех этих удивительных проявлений нашей отечественной культуры.
Но времена меняются. В настоящее время Церковь, общество, власть объединяют свои усилия для того, чтобы способствовать возрождению культуры нашего народа. Одним из предметов нашей общей заботы является культура семейных отношений. Всегда вступление в брак молодых людей Церковью именовалось Таинством брака. Это не просто встреча двух близких людей. Это не просто совместная жизнь двух людей, близких по мировоззрению. Брак — это некая духовная общность двух людей, в недрах которой рождается новая жизнь и из которой выходят новые и новые поколения людей. Поэтому Церковь проявляет особую заботу о святости семейных отношений, о святости брака.
Особенно это важно в наши дни, когда то состояние нашего общества, в котором мы живем, можно назвать одним старославянским словом — это состояние разврата. В наше время в русском языке это слово получило несколько иной оттенок и чаще всего это слово употребляется в значении нарушения седьмой заповеди — не прелюбодействуй. Но на самом деле, исконно, это слово имело иное, более широкое значение. Слово «разврат» происходит от слова «разворотить». И этим словом обозначалось состояние человеческой души, духовная жизнь которого перевернута с ног на голову. Представьте себе то место, которое подверглось разрушительной стихии урагана, где всё перевернуто, всё претерпело разрушение, кругом царит хаос... Вот в таком же состоянии находится и душа человека, когда у него полный беспорядок в духовной жизни, когда полный беспорядок и хаос наблюдается в отношении нравственности.
Этому состоянию, состоянию разврата, противопоставляется другое духовное состояние — состояние целомудрия. Это не просто свидетельство плотской чистоты, но свидетельство цельности человеческой личности... Цельным является человек, у которого цельной является душа, которая не разбита грехом, которая не разбита пороком. И это касается всех сфер жизни человека, в том числе и семейных отношений. И поэтому неслучайно эти 18-е духовно исторические Чтения, которые проходят в Год Семьи, посвящены, в частности, и святости семейных отношений...»
В завершении своих слов владыка Ростислав пожелал Божией помощи и благословения всем участникам Чтений, пожелал плодотворной работы, а также вручил ценную церковную награду — Благословенную Патриаршию грамоту — заместителю губернатора по социальной политике Ильиных Сергею Евгеньевичу за большой вклад в дело духовного развития российского общества.
Далее к участникам пленарного заседания обратились иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского направления синодального отдела по делам молодежи Московской Патриархии, Кузьмин Евгений Иванович, руководитель российского комитета ЮНЕСКО, Заев Олег Владимирович, руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе св. благоверного князя Александра Невского в г. Новосибирске, Ермаков Артём, заместитель редактора православного молодёжного журнала «Наследник». После пленарного заседания участники и слушатели Чтений продолжили работу в секциях.
Основная часть Чтений пройдет с 14 по 17 мая, но некоторые секции будут работать вплоть до 25 мая. Чтения завершатся в воскресение, 18-го мая, традиционным общегородским Крестным Ходом от Богоявленского Кафедрального Собора до пл. Новособорной, где состоится молебен.
|