Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Четверг, 13 декабря 2018 года.
Новости
11.12.2018
В Томске молитвенно почтили память героев, погибших в Афганистане и на Северном Кавказе
10.12.2018
В ТДС состоялся памятный вечер, посвящённый 30-летию со дня армянской трагедии
09.12.2018
Священники обсудили вопросы тюремного служения
08.12.2018
Документальный фильм о Православии в Нарымском крае стал призером Международного кинофестиваля
07.12.2018
Храм святого благоверного князя Александра Невского отметил престольный праздник
06.12.2018
Престольный праздник отметил храм в с. Новониколаевка
06.12.2018
Обращение к истокам духовности и культуры. В Томске прошли VIII Открытые житийные чтения
06.12.2018
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Богоявленском соборе совершена Литургия архиерейским чином
05.12.2018
В память вечную будет праведник: в Томской епархии молитвенно почтили память Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
04.12.2018
Журнал «Фома» рассказал об увлечении томского священника
03.12.2018
Представитель Томской епархии принял участие в заседании Общественной палаты региона
03.12.2018
В Северске прошла творческая встреча с победителями регионального фестиваля «Светлый праздник Рождества Христова»
03.12.2018
Межрегиональная казачья конференция прошла в Томске
02.12.2018
Протодиакон Владимир Марков: «Надо быть верными Богу до конца!»
02.12.2018
Юбилейные торжества ТДС увенчались соборным архиерейским богослужением
02.12.2018
В Богоявленском соборе почтили память всех прежде почивших ректоров и преподавателей ТДС
01.12.2018
Хор ТДС исполнил песнопения на мероприятии, посвященном юбилею семинарии
01.12.2018
В ТДС прошла Научно-практическая конференция
01.12.2018
Представитель Томской епархии принял участие в конференции Департамента профессионального образования
01.12.2018
Состоялось награждение сотрудников ТДС

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 »
05.01.2018
Как правильно провести Сочельник и встретить Рождество?
 
Православные христиане готовятся встретить один из главных праздников - Рождество Христово. О том, как правильно заканчивать пост, отмечать Сочельник и встречать Рождество Христово рассказал клирик Храма Спаса Нерукотворного с. Коларово протоиерей Марк Рыбников.

 Расскажите, пожалуйста, чем отличается последняя неделя поста?

 Эта неделя более строгая. Если в предыдущие недели можно вкушать рыбу, то сейчас   рыба уже запрещена, хотя масло можно продолжать также вкушать. Но в последний   день этой недели мы вообще отказываемся от всяческого вкушения. Мы   воздерживаемся от пищи до появления первой звезды – это, наверное, знают все   православные, да и вообще, все, кто живет в России. До первой звезды только   немощным и особо больным дается немного хлеба и воды. Это древние уставы Церкви,   которые были приняты в монастырях, а в России люди всегда жили по монастырскому   уставу, поэтому строго соблюдали церковные постановления.

  Хотим мы этого или нет, но есть сейчас немало людей, которые говорят,   что  верят в Бога, однако храм посещают крайне нерегулярно или не ходят   туда вообще. Тем не менее, они тоже называют себя верующими и тоже   празднуют Рождество. Что можно им посоветовать при подготовке к этому   дню?

  Видите ли, им вряд ли можно что-то посоветовать, потому что они вряд ли станут   слушать. Если такой человек считает себя мерилом духовных ценностей, которые он       себе выбирает по каким-то внутренним побуждениям или притязаниям, маловероятно, что он будет слушать мнение Церкви, священника или святых отцов. Может, он и воспримет это как одно из мнений, но останется при своем. Однако мы можем дать совет тем людям, которые общаются со своими родственниками, близкими, друзьями и коллегами. Как быть с человеком, который так относится к духовным традициям? Здесь можно посоветовать смотреть на Христа. Он проповедовал тем, кто хотел слушать. Кто не хотел – разворачивались и уходили. Я думаю, что проповедь жизни важнее, чем проповедь слова, проповедь убеждения. Если наши проповедники будут в своем образе жизни передавать нам образ Христов, тогда можно будет явно различить, кто просто говорит хорошие добрые слова,  и того человека, который исполняет эти зароки.

  Каково для верующих значение Сочельника и службы в этот день?

  Для христианина любой праздник связан со Святым Причастием, с тем, что человек     входит в общение со Христом в том образе, который подал нам Христос накануне своего  распятия. В Сочельник читаются особые Царские часы, которые воспоминают  смерть, жизнь и Воскресение Иисуса Христа в ветхозаветном образе – то есть, так, как человеческий мир ожидал пришествия Христова до Его рождества. Мрачное темное небо, храмы в полутьме указывают на нашу удаленность от Бога. Но звезды на небе и зажженные свечи в храме – единственный источник света в это время – указывают на нашу надежду, что новорожденный Христос, хоть Он и приходит в этот мир неявно, без царского триумфа, даст человеку такое направление его жизни, что из этой тьмы греха человек сможет выйти. Как даже маленький огонек свечи в огромном пространстве очень заметен, так и надежда на светлый праздник Рождества Христова озаряет дни поста.    

 А обязательно встречать Рождество в храме?

 Знаете, встречаясь со многими людьми, которые приходят в храм для Крещения или  других священнодействий, я часто слышу от них слово «процедура». Например – «процедура крещения», «процедура причащения», «процедура исповеди». Получается, эти люди воспринимают действия, которые происходят в храме, как что-то сродни приёма таблеток, уколов и прочих вещей, которые неприятны, но по каким-то причинам обязательны, чтобы чего не случилось. Традиционное отношение к богослужениям, к молитве, к таинствам у Церкви совершенно другое. Когда человек живет этим, он не воспринимает эти события как процедуру.  Для нас приход в храм есть долгожданный момент общения с Тем, Кто дает нам жизнь. Сейчас у нас есть благоприятная возможность выразить свою благодарность и свои надежды Тому, Кто даровал нам все в этой жизни. Если для человека это важно, он не будет тяготиться трудностями, связанными с оставлением своего жилища и прихождением в храм Божий. Если же для человека зона его личного комфорта настолько важна, что даже благодарность или какие-то другие возвышенные чувства, связанные с обращением к Богу, затухают в сердце, наверное, в такой комфорт вряд ли сможет пробиться священник со своей проповедью. Тут остается только уповать на то, что Господь своим промыслом поможет вывести человека из его зоны комфорта, чтобы дать ему другие возможности и раскрыть другие качества души, которые необходимы верующему человеку.  

Но как же быть, если нет возможности пойти на службу, как встретить дома? Допустим, человек живет там, где нет храма или уехал в командировку или серьезно заболел? Тогда как ему встречать этот праздник?

Тут, во-первых, человеку нужно быть честным с самим собой. Действительно, есть много препятствий, которые человеку надо преодолеть, чтобы попасть в храм. У кого-то их больше, у кого-то меньше, но всегда преодоление этих препятствий свидетельствует о самой радости праздника. Празднование для нас – это не лично мой праздник, а праздник целой общины. Если человек чувствует себя частью Церкви, то преодолевать эти препятствия ему намного легче. Ведь одно дело, когда ты идешь туда, где находятся люди, как и ты, любящие Бога, с которыми ты хочешь разделить общую радость праздника. Другое дело – когда ты идешь в мрачный храм, где незнакомые лица со свечами чего-то ждут.

Конечно, духовная жизнь начинается не со внезапных вспышек желания пойти в храм и отметить какой-то праздник. Это долгий процесс выстраивания отношений с другими людьми. В первую очередь, человек должен обратить внимание – есть ли у него такая внутренняя потребность, а если нет – то задуматься, почему ему нерадостно, неинтересно и не хочется быть в храме. Ведь если эти чувства преобладают, человек будет искать способы не пойти в храм и найдет множество причин на то, почему он не будет преодолевать препятствия, которые стоят на этом пути. А ведь он может просто вызвать такси. Или же, если человек лежачий больной, можно попросить родственников, чтобы они пригласили батюшку на дом. Тогда человек будет радоваться празднику не в одиночестве, но и сможет прикоснуться к тому опыту, который Церковь несет в жизнь. Мне в свое время очень помогла поговорка: «Кто хочет – ищет способ, а кто не хочет – ищет причину». Поэтому человек, который не идет в храм, должен в первую очередь свою душу проверить – что он ищет.

Как потом лучше всего провести этот праздничный день? На своем примере поделитесь – каким для вас он будет?

В нашем храме служба будет не ночная – вечерняя накануне и Божественная литургия с утра. После нее будет несколько крещений, которые мы разделим с нашими отцами, а также праздничный молебен. После этого я постараюсь возвратиться домой и провести несколько часов с семьей. Потом мне нужно будет вернуться на вечернее богослужение. Там у нас бывает Великий прокимен – это особый запев на богослужении, который отображает суть праздника. Многие прихожане стремятся на вечерние богослужения именно для того, чтобы послушать прокимен и завершить им этот праздничный день.    

Обязательно ли дарить близким и друзьям подарки на Рождество, и что будет считаться подходящим подарком?

Тут обязательно надо учитывать возможности человека. Многие современные люди к Рождеству уже сильно потратились, а то и залезли в долги. Если человек заранее не готовился к этим подаркам, то они могут вызвать для него много потерь, а потом – сожалений. Тогда лучше оставить покупку подарков до другого повода – когда у человека будет такая возможность. Ну и вообще, на Рождество, как и на Пасху, мы не можем заменить тот дар, который дал Христос, чем-то материальным. Если у человека действительно есть радость этого праздника, то поделиться этой радостью сам Бог велел. А если в сердце праздника нет, никакие подарки, какими бы дорогими они не были, не нужны. Они будут не символом праздника, а фикцией, и принять их другому человеку, вероятно, будет сложно.

Продолжая тему подарков. Часто пусть незначительные – в виде конфет, прочих сладостей – люди дарят ряженым, которые ходят накануне Рождества с колядками. Это христианская традиция или Церковь ее не одобряет?

Тут опять же есть непростой момент. Мы ведь сталкивались и с традицией, которая существует на западе, где колядовщики – это не обряженные в страшилищ люди, а вполне прилично одетые. Они не вламываются в дома, не сеют разруху и панику, а смиренно стоят у того или иного дома и поют хором, ожидая этих подношений, как славящие Христа ангелы. То есть, они во всем уподобляются ангелам. В России были другие влияния, и традиция славить Христа смешалась с языческой традицией колядования, которая связана с надеждой на богатство и на хороший урожай, где не было места самому пришествию Христову. Поэтому, если вам встретились колядовщики, надо внимательно смотреть, какова их суть. Если они славят Христа, конечно, им можно дать символические подарки: конфеты, апельсины. Еще у нас в России есть не очень хорошая традиция – возможно, связанная с холодным климатом – согревать колядовщиков горячительными напитками. Такое, конечно, недопустимо, так как приводит к тому, что в конце похода этих колядовщиков ни о каком славлении Христа уже и речи  не идет, даже если в самом начале они думали, что идут именно славить Христа своими песнопениями. Нужно во всем иметь меру, тогда человек сможет праздник, который начался, сохранить до конца и поделиться своей радостью с близкими.

Еще один совет хотелось бы услышать. Рождеству предшествует светский праздник Новый год. Что делать человеку, если он сорвался на предновогоднюю суету с беготней по магазинам и корпоративами, а потом еще и сорвал пост, поддавшись соблазнительным блюдам на новогоднем столе, но при этом хочет исправить эту ситуацию?

Все эти вопросы указывают на то, что человек и Церковь – как бы самостоятельны, и человек приходит в храм для того, чтобы получить какую-то услугу. Если он соблюдал пост – значит, его желание будет удовлетворено, а если нарушил – значит, понесет кару и чего-то не получит. Это неправильное представление о Церкви, о Христе и о взаимоотношениях верующих людей. Никто ни на кого не будет гонений устраивать. В данном случае, если человека мучает совесть за то, что он позволил себе радость без Христа в постные дни, можно вспомнить слова Иоанна Златоуста, сказанные на Пасху. Когда он, будучи архиепископом Константинопольским, обращался к своей пастве, он говорил: «Придите все, постившиеся и непостившиеся, вкусите эту радость!». Если человек эту радость затмил предыдущими возлияниями или новогодними празднованиями, это не значит, что он теперь не может прийти ко Христу и быть в радости с Ним. Другое дело, что человек не сможет испытать всей глубины радости, которую приготовил для него Христос, но радости общения с Богом никто не бывает лишен в этот праздник.  

Беседовала Ирина Костина

 

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????