Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Суббота, 17 ноября 2018 года.
Новости
16.11.2018
Представитель Томской епархии принял участие в обсуждении вопросов попечения Церкви о душевнобольных
16.11.2018
Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провел онлайн-совещания с руководителями профильных отделов всех федеральных округов
16.11.2018
В ТДС состоится памятное мероприятие «Зовите всех в небеса!», посвящённое иерею Даниилу Сысоеву
16.11.2018
В Шегарском районе молитвенно почтили память жертв, погибших в дорожно-транспортных происшествиях
13.11.2018
В Воскресенской церкви почтили память томского мецената Васильева, подарившего городу Царь-колокол
12.11.2018
Год 160-летия Томской духовной семинарии был отмечен паломничеством ректора и студентов на Афон
12.11.2018
В Томской областной библиотеке им. А. С. Пушкина открылась фотовыставка «История Свято-Троицкого храма»
11.11.2018
В селе Наумовка освящён храм
10.11.2018
Митрополит Ростислав поздравил сотрудников органов внутренних дел с профессиональным праздником
10.11.2018
В рамках ХI Макариевских образовательных чтений прошли Парламентские встречи
10.11.2018
Епископ Силуан: Опыт жизни в глубинке подтверждает, что пространство для России не проклятие, а богатство и благословение
10.11.2018
Митрополит Ростислав: Вопросы, связанные с молодежью, являются ключевыми как для государственной власти, так и для Русской православной церкви
10.11.2018
Священнослужители – преподаватели Томской Духовной семинарии прошли курсы повышения квалификации
08.11.2018
Томичей приглашают на фотовыставку, посвященную Свято-Троицкой церкви
08.11.2018
Престольный праздник отметили в южном приделе Свято-Троицкой церкви г. Томска
08.11.2018
Вопросы создания приходских военно-патриотических клубов обсудили на круглом столе в п. Заварзино
08.11.2018
Состоялся Гала-концерт участников творческих конкурсов Макариевских образовательных чтений
06.11.2018
Подписано Соглашение о сотрудничестве между Томской митрополией и областным Управлением МВД
05.11.2018
В приходах Томской епархии отметили День народного единства и День Казанской иконы Божией Матери
05.11.2018
Митрополит Ростислав возглавил Божественную литургию по древнему чину

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 »
16.01.2018
Крещенские купания и святая вода: настоящие чудеса и придуманные стереотипы
 
На этой неделе православных христиан ждет один из главных праздников в году - Крещение Господне. Связан он в первую очередь с чином водоосвящения и крещенскими купаниями. Но правда ли, что окунающиеся в купель, очищаются от всех грехов, а любая вода - даже водопроводная - в эти дни является святой и целебной? Об этом мы поговорили с настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери "Одигитриевская" иереем Максимом Мироновым.

Отец Максим, в наше время для многих стало традицией 19 января окунаться в прорубь. Откуда пошла эта традиция?

Слово "крещение" в русском языке не совсем точно отражает суть того, что совершил Иоанн Креститель. Ведь понятия "крест" в религии тогда еще не было. Слово "крещение", получается, имеет несколько смыслов - так же, как слово "ключ", например. Одно дело - крест, на котором висел Христос, искупая наши грехи, и другое дело - деяния Иоанна Крестителя.Он крестил тех, кто приходил к нему, в водах Иордана, и это символизировало покаяние, прощение греха. Эта традиция может быть связана с тем, что паломники, приезжая в Израиль для поклонения местам, где ходил Христос, кроме того, что ходили к гробу Господню, пещеру Вифлеема, приходили также и на реку Иордан. Они стремились умыться или искупаться в этой реке. Понятно, что та вода уже давно утекла, но тем не менее где-то вот здесь, в этих водах, был Христос, и, входя в эту воду, ее освятил. Он не имел нужды омываться, так как безгрешен, а мы как бы смываем свои грехи человеческие струями воды Иордана, причем не обязательно на Крещение. А на Руси, когда происходило освящение воды, для того чтобы ее можно было набрать много, шли на реку, пропиливали прорубь - иногда в виде креста. Такие проруби назвали "иордань". То есть, источник, из которого набирают воду после водосвятного молебна, условно становится Иорданом. Это может быть даже просто бочка, сосуд, ведро, а может быть и прорубь в открытом водоеме.

Нужно ли христианину непременно окунаться в иордань в день Крещения, и может ли быть от этого духовная польза? 

Тут все зависит от того, какой смысл в это вкладывает сам человек. В наше время немало людей невоцерковленных, которые не живут идеалами христианства - даже, если говорить об идеалах не духовных, а социальных. Христианские идеалы - это смещение от комфорта, потребительства, стяжательства к бескорыстному служению другим людям Христа ради. Наше время такое, что искушением для людей часто становятся именно комфорт, стяжательство, накопительство. Люди, которые не живут заботами других или еще не научились полноценно жить такими заботами, а живут заботами о своих развлечениях и удовольствиях, - они уже очень много видов развлечений попробовали. Когда наступает выходной день, такие люди не знают, куда себя деть - они уже испытали себя и на каруселях, и в путешествиях, и пробовали разного вида угощения. И тут появляется возможность получить новые ощущения, окунувшись зимой в холодную воду. Для них это экстрим.

С одной стороны, можно и посмеяться над этим. А с другой - купель освящают, и священник просит, чтобы в этот день всем мажущимся, кропящим, умывающимся, пьющим эту воду Господь послал Свое благословение. Если в человеке есть хоть маленькая капелька готовности эту благодать воспринять, тогда - даже если он пришел на купания ради экстрима - он может почуствовать эту благодать Божью. Может, его коснется мысль о спасении души, о помощи ближнему, о Боге, и как-то оживет тоска по Небу, по святости. Она в каждом из нас заложена, особенно в крещенном человеке.

Бытует мнение, что если человек окунется в проруби три раза, Господь тут же отпустит все его грехи. Так ли это? 

Чин великого водосвятия очень похож на чин освящения воды, когда человека крестят. Тогда тоже священник просит Господа дать этой воде особенную силу. Но мы не можем сказать, что купание 19 января становится крещением для некрещенных, и что им прощаются все грехи, в которых они и не каялись даже, а просто пришли и искупались.

Но многие люди, окунувшись, испытывают особенные чувства. Чем это объяснить, и духовное ли это состояние? 

Понимаете, бывает, что человек купается с верой - пусть даже он и не крещен, и осознает, что дело не в воде, а в Боге, который смотрит на него. Такие люди часто испытывают вдохновение, и даже исцеление от какой-либо болезни с ними случается. Значит, человек смог благодать Божью, которая витает вокруг, принять и ощутить. Мы не можем над этим смеяться и в то же время должны понимать, что крещенские купания - это пограничные действия. Они не являются обязательными для всех людей. Это просто личный подвиг и внутренний зов человека. Но иногда с этого начинается путь к Богу и к Церкви.

Что Вы посоветуете тем, кто все же  решил окунуться в иордань?

Я думаю, им нужно в любом случае внутри себя обратиться к Богу, признавая, что решение идти на купания не делает человека лучше других, кто не будет окунаться. Нужно искренне попросить у Бога прощения за свои грехи и благословения. Я часто сталкивался с тем, что к купели воцерковленный человек приводит какого-нибудь родственника или друга, а тот совершенно невоцерковлен. Но порой этот человек даже более трепетно и благоговейно относится к происходящему событию. Он подходит к иордани, и прямо видно, как в нем отражаются сила и любовь Божия. Это тайна, которую невозможно постичь и объяснить словами, да и не нужно. Но искать - нужно, это должно быть призванием человека. Мы не можем найти истину здесь, на земле, своими силами, но Бог даст ее тем, кто трудился.

Как вообще лучше встретить Праздник Богоявления? Обязательно идти в храм?

Есть такое глупое высказывание: "Послушание выше поста и молитвы". Что же, если ко мне придет какой-нибудь недобрый человек и скажет: "Пошли убивать", я его должен послушаться? Я должен рассуждать. Если я совершу послушание в адрес человека, которому глубоко доверяю и чувствую, что через него со мною говорит Бог, это будет святой поступок. Так же и здесь. Есть возможность - приди в храм. Нет такой возможности - позови священника к себе домой. Если нет и такой возможности - встреться со своими сестрами и братьями во Христе и помолись с ними вместе. Самый уважаемый диакон Томской епархии, протодиакон Владимир, рассказывал: когда он был маленький, во время гонений на Церковь люди боялись свою веру показывать. Тогда ради молитвы они закрывали ставни и завешивали окна одеялами. Не было даже священника у них, но были верующие люди. Они просто ставили тазик с водой, приделывали свечи к его краям и читали молитвы, какие знали. Они просили Господа благословить эту воду, и в полночь, когда наступал праздник Крещения Господня, по воде шла рябь. Так они понимали, что пришел ангел и благословил эту воду. Все это благодаря тому, что у людей была вера. Без веры ничего не бывает, и Бог по нашей вере дает нам силу. А просто так, сами собой, чудеса не совершаются.    

Но опять же бытует мнение, что любая вода в этот день становится святой. Даже та, которая бежит дома из крана.

Ну, если так рассуждать, то и любая, даже нечистая вода становится святой, правильно? Конечно, это неверно.

А каково главное назначение Святой воды, принесенной из храма? Как её необходимо применять?

Нет никакого рецепта по применению святой воды, который можно дать для всех. Существует молитва, которая читается при освящении воды. Вот по смыслу этих слов все и происходит: "Господи, даруй воде сей силу Своей благодатной помощью. Да будут все, с верой из нее пьющие, мажущиеся, кропящиеся получать исцеление, прозрение, оставление грехов". Если человек просто выпьет святую воду без подготовки, без молитвы, без веры, ничего хорошего не произойдет.

Беседовала Ирина Костина


 

 

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????