Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Воскресенье, 16 декабря 2018 года.
Новости
15.12.2018
В Томском районе стартовала Игра-викторина для школьников «Святые покровители Руси»
14.12.2018
Томская выставка о святых юристах открылась в Москве
11.12.2018
В Томске молитвенно почтили память героев, погибших в Афганистане и на Северном Кавказе
10.12.2018
В ТДС состоялся памятный вечер, посвящённый 30-летию со дня армянской трагедии
09.12.2018
Священники обсудили вопросы тюремного служения
08.12.2018
Документальный фильм о Православии в Нарымском крае стал призером Международного кинофестиваля
07.12.2018
Храм святого благоверного князя Александра Невского отметил престольный праздник
06.12.2018
Престольный праздник отметил храм в с. Новониколаевка
06.12.2018
Обращение к истокам духовности и культуры. В Томске прошли VIII Открытые житийные чтения
06.12.2018
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Богоявленском соборе совершена Литургия архиерейским чином
05.12.2018
В память вечную будет праведник: в Томской епархии молитвенно почтили память Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
04.12.2018
Журнал «Фома» рассказал об увлечении томского священника
03.12.2018
Представитель Томской епархии принял участие в заседании Общественной палаты региона
03.12.2018
В Северске прошла творческая встреча с победителями регионального фестиваля «Светлый праздник Рождества Христова»
03.12.2018
Межрегиональная казачья конференция прошла в Томске
02.12.2018
Протодиакон Владимир Марков: «Надо быть верными Богу до конца!»
02.12.2018
Юбилейные торжества ТДС увенчались соборным архиерейским богослужением
02.12.2018
В Богоявленском соборе почтили память всех прежде почивших ректоров и преподавателей ТДС
01.12.2018
Хор ТДС исполнил песнопения на мероприятии, посвященном юбилею семинарии
01.12.2018
В ТДС прошла Научно-практическая конференция

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 »
14.06.2018
Проповедь ко Дню прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского
 
14 июня Православная Церковь по благословению святейшего Патриарха Кирилла чествует День прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. 8 июня 1990 г. отец Иоанн был прославлен Поместным собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II. 14 июня в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга состоялся чин канонизации Кронштадтского пастыря.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о милосердии

Следующей по важности добродетелью после любви в жизни христианина является милосердие. Христианское милосердие – это особое чувство, которое имеет своим источником Бога, и неизменно сопутствует любви. Однако, по мысли Кронштадтского подвижника, «все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце». Истинное милосердие непременно должно быть продолжением любви.

Ничто так не свойственно истинному христианину, как дела милосердия к ближнему. Весь Новый Завет завещает христианину взаимную любовь и милосердие: притчей о милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 30-37); притчей о десяти девах (см.: Мф. 25: 1-13); притчей о немилосердном должнике (см.: Мф. 18: 24-35). И много раз Господь прямо учит человека милосердию: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9: 13; 12: 7); «будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36); «продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лк. 12: 33). «Вот, что должно побуждать каждого из нас, – говорит святой Иоанн Кронштадтский, – к неопустительному и посильному исполнению заповеди о милосердии, то есть, во-первых, бесконечное милосердие Божие к роду человеческому вообще, к христианам в частности и к каждому из нас в особенности; во-вторых, прямая заповедь Евангелия; в-третьих, пример Господа нашего Иисуса Христа и, в-четвертых, самое название наше христианами, то есть членами Христовыми, членами тела Его». Кроме того, отец Иоанн обращает внимание на то, что чувство милосердия вложено в человеческую природу Самим Богом и присутствует у всех без исключения людей.

Еще одним побуждением к милосердию отец Иоанн считает пользу милостыни для самих благотворителей, ибо она укрепляет в человеке «чувство человеколюбия, доставляет чистейшие радости… сердцу, привлекает любовь и расположение ближних и, что всего важнее, приобретает любовь и благоволение Божие, утешая надеждой помилования на Страшном Суде Божием и надеждой вечного блаженства».

Добродетель милосердия не должно понимать в узком смысле, как только лишь оказание материальной помощи нуждающимся; она включает в себя и духовную поддержку ближнего, ибо человек состоит их двух частей: души и тела. Следовательно, и милость, ему оказываемая, также должна быть двоякой: душевной и телесной.

Следуя Священному Писанию, главные дела милосердия, относящиеся к телесной жизни, по мнению святого пастыря, выражаются в том, чтобы алчущего напитать, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного и помочь его выздоровлению, или приготовлению к смерти, странника принять в дом и успокоить его и, кроме того, погребать умерших в бедности на свое иждивение или на собранные подаяния.

Дела же духовной милости могут проявляться в том, чтобы обратить через увещевание грешника от заблуждения, невежду научить истине и добру, вовремя подать ближнему добрый совет, молиться за всех Богу, утешать печальных, не мстить за зло, которое сделали нам люди, от сердца прощать обиды. Эти оба вида милосердия – телесное и духовное – удобно выполнимы для каждого христианина с разным материальным достатком и различным социальным положением. Дела милосердия легко могут творить начальник и подчиненный, ученый, богатый и бедный, пастырь и пасомые, судья, купец и чиновник. Все могут послужить Христу «искренней верой и любовью, служа от всего сердца друг другу».

Добродетель милосердия должна проявляться не из-за тщеславия и самолюбия, не из желания благодарности и вознаграждения, но бескорыстно, для угождения Богу и из любви к ближнему. Добро необходимо делать только из своей собственности, а не из чужой. Кроме того, добрые дела надо творить с радостью, «без озлобления, грубости и ропота», «доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости», без презрения, «но с полным уважением и благорасположением». Только при этих условиях милостыня будет иметь ценность перед Богом.

«Милостыня есть семя, – пишет в своем дневнике отец Иоанн Кронштадтский, – если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца, да будь уверен, что не столько теряешь, или, лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь бесконечно больше, чрез тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца, с верой в Мздовоздаятеля, а не из корыстных и себялюбивых видов». Господь Иисус Христос учит помогать и благотворить всем, не делая различий в лицах, состоянии, происхождении, вероисповедании: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5: 42). Каждому нуждающемуся должно оказывать милость.

Однако это не безусловно: «Если доподлинно знаете, что он пропьет милостыню, не подавайте ему, не потворствуйте праздности, тунеядству и пьянству, но и будьте осторожны в своем суде: …не презреть бы вам нищего напрасно, по одному подозрению в его лживости, по скупости, гордости и злобе сердца своего».

Святой старец обращает внимание на то, что Господь попустил быть нищим в воспитательных целях для других людей. Милостыня будет спасительна, если соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы и других грехов. Дела искреннего милосердия помогают христианину загладить свои грехи, ибо «милостыняможет очищать всякий грех» (Тов. 12: 9), и приобрести в лице нищих себе молитвенников перед Господом, ибо «милостивые помилованы будут» (Мф. 5: 7).

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????