† Православие в Томске / Новости / Проповедь ко Дню прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
14.07.2008
12 июля православная Церковь совершает память святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.
09.07.2008
Школьники из Томска открыли четвертые Сборы «Томская застава»
08.07.2008
Томские скульпторы изготовили и смонтировали мозаичные иконы на фасаде Петропавловского Собора г. Томска.
05.07.2008
Торжества в честь обретения мощей святого праведного Феодора Томского
01.07.2008
В Томской Духовной Семинарии состоялись защиты выпускных дипломных работ
01.07.2008
В с. Анастасьевка Шегарского района Томской области появится храм в честь Архангела Михаила.
30.06.2008
29 июня было совершено освящение купола и креста для нового храма Томского Богородице-Алексиевского монастыря
25.06.2008
Открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
17.06.2008
Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав принял участие в заседании Гражданской лиги г. Томска
13.06.2008
Свято-Никольскому храму Томской психиатрической больницы исполняется 100 лет
11.06.2008
На томской земле появляется ещё один храм Божий
09.06.2008
В д. Лоскутово заложен новый храм
04.06.2008
В детских воскресных школах г. Томска завершился учебный год
04.06.2008
Архиепископ Ростислав и хор Томской Духовной Семинарии приняли участие мероприятиях фестиваля «Томская книга»
30.05.2008
Архиепископ Ростислав принял участие в праздновании общероссийских Дней славянской письменности и культуры памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия
29.05.2008
Православные миссионеры из Белгорода представили духовенству, воспитанникам Томской духовной семинарии и мирянам Томской епархии «Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»
22.05.2008
В день памяти святителя Николая Чудотворца начался традиционный водный Крестный ход по рекам Томь и Обь.
20.05.2008
Владыка Ростислав: «Господь желает, чтобы сердца наши загорелись пламенем веры и любви по отношению к Нему»
18.05.2008
Закладка храма в с.Озёрки
18.05.2008
В рамках Кирилло-Мефодиевских чтений прошел Молодежный форум

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
14.06.2018
Проповедь ко Дню прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского
 
14 июня Православная Церковь по благословению святейшего Патриарха Кирилла чествует День прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. 8 июня 1990 г. отец Иоанн был прославлен Поместным собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II. 14 июня в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга состоялся чин канонизации Кронштадтского пастыря.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о милосердии

Следующей по важности добродетелью после любви в жизни христианина является милосердие. Христианское милосердие – это особое чувство, которое имеет своим источником Бога, и неизменно сопутствует любви. Однако, по мысли Кронштадтского подвижника, «все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце». Истинное милосердие непременно должно быть продолжением любви.

Ничто так не свойственно истинному христианину, как дела милосердия к ближнему. Весь Новый Завет завещает христианину взаимную любовь и милосердие: притчей о милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 30-37); притчей о десяти девах (см.: Мф. 25: 1-13); притчей о немилосердном должнике (см.: Мф. 18: 24-35). И много раз Господь прямо учит человека милосердию: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9: 13; 12: 7); «будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36); «продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лк. 12: 33). «Вот, что должно побуждать каждого из нас, – говорит святой Иоанн Кронштадтский, – к неопустительному и посильному исполнению заповеди о милосердии, то есть, во-первых, бесконечное милосердие Божие к роду человеческому вообще, к христианам в частности и к каждому из нас в особенности; во-вторых, прямая заповедь Евангелия; в-третьих, пример Господа нашего Иисуса Христа и, в-четвертых, самое название наше христианами, то есть членами Христовыми, членами тела Его». Кроме того, отец Иоанн обращает внимание на то, что чувство милосердия вложено в человеческую природу Самим Богом и присутствует у всех без исключения людей.

Еще одним побуждением к милосердию отец Иоанн считает пользу милостыни для самих благотворителей, ибо она укрепляет в человеке «чувство человеколюбия, доставляет чистейшие радости… сердцу, привлекает любовь и расположение ближних и, что всего важнее, приобретает любовь и благоволение Божие, утешая надеждой помилования на Страшном Суде Божием и надеждой вечного блаженства».

Добродетель милосердия не должно понимать в узком смысле, как только лишь оказание материальной помощи нуждающимся; она включает в себя и духовную поддержку ближнего, ибо человек состоит их двух частей: души и тела. Следовательно, и милость, ему оказываемая, также должна быть двоякой: душевной и телесной.

Следуя Священному Писанию, главные дела милосердия, относящиеся к телесной жизни, по мнению святого пастыря, выражаются в том, чтобы алчущего напитать, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного и помочь его выздоровлению, или приготовлению к смерти, странника принять в дом и успокоить его и, кроме того, погребать умерших в бедности на свое иждивение или на собранные подаяния.

Дела же духовной милости могут проявляться в том, чтобы обратить через увещевание грешника от заблуждения, невежду научить истине и добру, вовремя подать ближнему добрый совет, молиться за всех Богу, утешать печальных, не мстить за зло, которое сделали нам люди, от сердца прощать обиды. Эти оба вида милосердия – телесное и духовное – удобно выполнимы для каждого христианина с разным материальным достатком и различным социальным положением. Дела милосердия легко могут творить начальник и подчиненный, ученый, богатый и бедный, пастырь и пасомые, судья, купец и чиновник. Все могут послужить Христу «искренней верой и любовью, служа от всего сердца друг другу».

Добродетель милосердия должна проявляться не из-за тщеславия и самолюбия, не из желания благодарности и вознаграждения, но бескорыстно, для угождения Богу и из любви к ближнему. Добро необходимо делать только из своей собственности, а не из чужой. Кроме того, добрые дела надо творить с радостью, «без озлобления, грубости и ропота», «доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости», без презрения, «но с полным уважением и благорасположением». Только при этих условиях милостыня будет иметь ценность перед Богом.

«Милостыня есть семя, – пишет в своем дневнике отец Иоанн Кронштадтский, – если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца, да будь уверен, что не столько теряешь, или, лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь бесконечно больше, чрез тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца, с верой в Мздовоздаятеля, а не из корыстных и себялюбивых видов». Господь Иисус Христос учит помогать и благотворить всем, не делая различий в лицах, состоянии, происхождении, вероисповедании: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5: 42). Каждому нуждающемуся должно оказывать милость.

Однако это не безусловно: «Если доподлинно знаете, что он пропьет милостыню, не подавайте ему, не потворствуйте праздности, тунеядству и пьянству, но и будьте осторожны в своем суде: …не презреть бы вам нищего напрасно, по одному подозрению в его лживости, по скупости, гордости и злобе сердца своего».

Святой старец обращает внимание на то, что Господь попустил быть нищим в воспитательных целях для других людей. Милостыня будет спасительна, если соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы и других грехов. Дела искреннего милосердия помогают христианину загладить свои грехи, ибо «милостыняможет очищать всякий грех» (Тов. 12: 9), и приобрести в лице нищих себе молитвенников перед Господом, ибо «милостивые помилованы будут» (Мф. 5: 7).

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru