Иван Усачев, которого в Заварзино знают как настоятеля храма Рождества Иоанна Крестителя, человек многогранный. Он и открытый к диалогу с прихожанами проповедник, и продвинутый интернет-пользователь, и талантливый музыкант. Он любит полемизировать. Да и о нем самом хочется рассуждать.
Отец Иоанн Усачев встретил нас у ворот на храмовую территорию. Живописное место. Деревянная церковь с золочеными куполами, темно-зеленый лес вокруг.
«И какой тут может быть Интернет?...», - думаю.
За храмом тепличка, цветы, козы, куры и дом семьи Усачевых. В дверях нас встречает девчушка лет пяти. Из-за ее плеча выглядывает еще одна, помладше. И матушка Екатерина, высокая, статная. Все в длинных платьях. В просторной гостиной шкаф, доверху заполненный книгами, пианино и иконостас.
Русская православная семья. Как на хрестоматийных картинках. Только с аккаунтами в социальных сетях.



- Для чего вам Интернет?, - спрашиваю. - И разве он — не «от лукавого», как говорится?
- О любой вещи можно сказать, что она «от лукавого». Хоть о Библии, если говорить о сектантах и тому подобное. Сейчас вся молодежь в Интернете. И поэтому если мы откажемся от него, то мы всех, кто там, потеряем. Дело не в Интернете, дело в умении выбирать, - рассказывает отец Иоанн. - Плюс есть люди, которым хочется просто поговорить со священником, но они стесняются прийти в храм в силу каких-то причин, думают, что могут настоятеля там не застать, и так далее.
На страницу отца Иоанна в «ВК» подписаны больше шестисот человек. Для них и для себя он публикует фотографии из повседневной жизни, служб в храме, дает ссылки на православные статьи и тематическое видео. Отмечает, он не прочь поговорить и даже поспорить со своими читателями о вере, Библии и Боге. А недавно отец Иоанн завел «личный блог» в Инстаграме.
- Вы планируете быть блогером?
— Нет, Инстаграм — это, скорее, для друзей. Я хочу там отразить какие-то вехи нашей жизни. К тому же, это очень удобно. Наша жизнь отчетная. Какие-то вещи в альбоме лежат, теряются, а тут - вот оно, все живо.
Одна из последних публикаций в Инстаграме у отца Иоанна — видеозапись дуэта со старшей дочерью. Они поют песню. Песню группы «Король и Шут».
- Мне показалось, что это — странный выбор, учитывая ваше служение, - говорю.
Отец Иоанн улыбается. Видимо, привык к такой реакции на его музыкальные вкусы.
- Мы слова некоторые пропускаем или переделываем, когда поем, - вступается за него матушка Екатерина.
- Мне не весь комплекс "Короля и Шута" нравится, - признается отец Иоанн. - Но некоторые музыкальные вещи – особенные. Миша Горшенев – он же композитор. Он перерос из певца, который в 90-е лабал о всякой нечисти, и сумел организовать театр. Например, его последний альбом стал мюзиклом.

- Споете что-нибудь?
Во время беседы отец Иоанн успел настроить свою гитару и, после просьбы спеть, ударил по струнам.
- Проныра, озорник, любитель книг. Ловкач, игрок — жизнь между строк...
Матушка Екатерина подыгрывает аккорды на стареньком пианино, уставленном иконами православных святых.
- Танец злобного гения на страницах произведения. Это - игра, без сомнения. Обреченный ждет пора-же-ни-я…
Отец Иоанн впервые взял в руки гитару, учась в семинарии. Семинаристы - тоже люди, говорит отец Иоанн. А в те годы вся молодежь увлекалась роком.
- Просто было желание музыку, которая интересна, не только слушать, но еще и играть.

Вот и будущий настоятель храма слушал и играл песни «КиШа», Виктора Цоя и других российских исполнителей, собирал их альбомы.
- Я у «Кино» песню «Апрель» люблю, - говорит. - Она мне про Пасху напоминает.
Основные слушатели отца Иоанна — этого его семья: матушка и четыре дочки. Детям глава семьи предпочитает петь что-нибудь из фольклора, в том числе казачьего.
- Я же потомственный казак. Отец был полковник казачий. Нравится гимн «Запорожских казаков». Обычно они начинают в этот момент стучать и затягивают «Наливай, мо братья…». Это некий такой момент, когда люди собираются и объединяются в песне. Ты можешь петь и тебя подхватывают. Это было целой культурой, целым явлением. И слава Богу, что есть люди, которые этим профессионально занимаются.

- Ваши музыкальные вкусы отражаются и в церковных песнопениях? Или тут связи нет?
- Музыка представляет для меня интерес в том числе потому, что она глубоко связана с церковной жизнью. Есть такое пение — знаменное, одноголосное. Например, «Сергиевская Херувимская», «Милость мира Афонская» - там несколько распевов, но они так за душу берут. В этом есть какая-то старина, когда мелодия идет изнутри и она тебя погружает. И когда наши певчие в храме поют, я прошу, чтобы они максимально реализовывали знаменные распевы.
На прощание отец Иоанн сыграл и спел песню на стихи иеромонаха Романа о церкви, забытом крае и светлом роднике. Вспоминаю снова про «Короля и Шута»… Не вяжется...
- У Михаила Горшенева были свои взгляды на жизнь. Но мне он интересен, прежде всего, как музыкант, а не как философ и не как богослов, - объясняет отец Иоанн. - В этом плане у него была каша в голове. Может быть, это контраст. Смотришь на человека, вид у него был такой, жизнь взбалмошная, но ты видишь от него то, что было прекрасным. Это научает видеть во всяком человеке лучшее. Все думают, «Горшок» да «Горшок». А ведь за «Горшком» есть душа. И если бы у меня была возможность поговорить с ним о Боге, я бы поговорил...
И пазл сложился.
Беседовала Евгения Мозгова





Фото: Оксана Луговая
|