С 11 по 18 октября 2018 года два студента Томской духовной семинарии – Непомнящих Виктор и Панкратьев Никита – со своим ректором, митрополитом Ростиславом, совершили паломническую поездку на Святую Гору Афон.
XXI век – век скоростей. Ранним утром самолёт принял на свой борт паломников в Томске, а через 4 часа они уже были в Москве. Еще три часа пути… И древние Фессалоники, где проповедовал апостол Павел и принял мученическую кончину св. Димитрий Солунский, встречал томичей тёплой, солнечной погодой. Пройдя паспортный контроль, путешественники сели в автомобиль, который через полтора часа доставил всех в небольшой город Уранополис. Часто его называют воротами Афона, так как именно отсюда каждый день на Святую Гору отправляется паром с паломниками.
.JPG)
Уранополис — врата Афона
Подкрепившись ужином, все разместились на ночь в скромных гостиничных номерах для отдыха перед важной поездкой на Агион Орос. Рано утром уже все были на ногах. В специальном офисе были получены ранее заказанные диамонитирионы (специальные разрешения на въезд на Святую Гору), с которыми паломники направились на паром «Аксион эстин». Несколько томительных минут ожидания, и паром, рассекая волны Эгейского моря, направился к заветной цели. Пассажиры парома – исключительно мужчины, так как с древних времен на Афоне действует «аватон», запрет на посещение Святой Горы женщинами. Над паромом летали привыкшие к человеку чайки, которые принимали угощение прямо из рук путешественников.
.JPG)
Путь к Афону — на пароме
После полутора часов ходу вдоль пустынного Афонского берега паром сделал остановку у первой пристани-арсаны, принадлежащей одному из 20 святогорских монастырей – Хилендару. Именно в эту сербскую обитель и лежал путь томичей. Туда всех доставил небольшой монастырский автобус.
.JPG)
Хилендар
.JPG)
Виноградная лоза пр. Симеона Мироточивого
При посещении любого афонского монастыря прежде всего богомольцы направляются в архондарик, где до размещения по кельям гостям предлагается скромное угощение: чашка кофе, стакан воды, лукум и уза. Томских паломников встречал один их старейших насельников Хилендара – монах Митрофан. Назидательная беседа с ним оказалась не менее приятной и душеполезной, чем предложенные лакомства.
После поселения в келиях, до вечернего богослужения оставалось много времени. Чтоб провести его с пользой, митрополит Ростислав и студенты ТДС решили посетить еще одну святыню – место первоначальных подвигов преподобного Антония Киево-Печерского. Именно оттуда этим подвижником была принесена на Русь монашеская традиция. Сорок минут пешего пути, подъем на невысокую, но довольно крутую гору… И вот они: церковь преподобного Антония и пещера – место его подвигов. Паломники пропели преподобному величание, приложились к его святой иконе, помолились о своих близких и поспешили назад в Хилендар, чтобы успеть к вечерне.
.JPG)
В пещере преп. Антония Печерского
В главном храме Сербского монастыря находится всемирно прославленная икона Пресвятой Богородицы – «Троеручица». Она стоит на игуменском месте, и именно у нее хилендарские монахи берут благословение на все свои послушания. Помолились перед этой святыней и томичи. Кроме иконы Богоматери поклонились и гробнице преподобного Симеона, отца св. Саввы Сербского. Из его гробницы растёт виноградная лоза, плоды которой, по молитвам святого, помогают бездетным супругам обрести радость отцовства и материнства.
После вечерни в афонских монастырях паломники вместе с монахами разделяют общую трапезу и снова возвращаются в храм, где служится повечерие, во время которого из алтаря выносятся для поклонения монастырские святыни – ковчеги с мощами разных святых. В одном из таких ковчегов в Хилендаре была изнесена и часть Древа Креста Господня.
После краткого сна, в три часа утра, богослужение начинается вновь. Служится утреня, часы и Божественная литургия, за которой все смогли причаститься Святых Христовых Таин. После обеда, вновь пообщавшись с отцами Феодосием и Митрофаном, томские паломники продолжили свой путь в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Там ожидалось большое торжество по случаю престольного праздника второго монастырского храма – Покрова Пресвятой Богородицы. Богослужение продолжалось почти всю ночь; на полиелее были возжжены все свечи в паникадилах и, по афонскому обычаю, они раскачивались, придавая богослужению дополнительную торжественность. Во время богослужения для поклонения были изнесены две главных монастырских святыни – ковчеги с главами великомученика и целителя Пантелеимена и преподобного Силуана. По случаю праздника в монастыре молились около 600 паломников, большинство из которых причастились Святых Таин. В русской Афонской обители стопы митрополита Ростислава и томских семинаристов пересеклись с епископом Колпашевским и Стрежевским Силуаном, который также в эти дни совершал паломничество на Афонскую гору.
.JPG)
Монастырь великомученика Пантелеимона
.JPG)
Встреча с епископом Силуаном
.jpg)
В русском монастыре после трапезы
.jpg)
В русском монастыре св. Пантелеимона
В русском монастыре семинаристы с ректором также посетили мельницу – место подвигов преподобного Силуана Афонского, и монастырскую костницу – место упокоения святогорцев, где пропели заупокойную литию.
Из Русского Пантелеимонова монастыря путь митрополита Ростислава и семинаристов Никиты и Виктора лежал в административный центр Афона – Кариес. Там, в главном храме они приложились к одной из прославленных святынь Афона – иконе Богородицы «Достойно есть». Икона находится в алтаре, на горнем месте, но во внебогослужебное время туда допускают паломников для поклонения. Вознеся молитвы Пресвятой Деве в Её Земном Уделе, томичи отправились в Андреевский скит, где молились за монастырскими службами, приложились к главе апостола Андрея, пообщались с игуменом монастыря архимандритом Ефремом, учеником известного афонского старца Ефрема Аризонского. Между службами была возможность посетить монастырь Кутлумуш, а также пустынную каливу старца Паисия Святогорца в местечке Панагуда.
.JPG)
Андреевский скит
Простившись с гостеприимным Андреевским скитом, томичи отправились в афонский порт Дафни, откуда на пароме «Агиа Анна» им предлежал путь в горную часть Афона. Судно проплыло мимо величественных монастырей – Симонопетра, Григориата, Дионисиата, Агиа Павла, и остановилось у пристани скита святой Анны. К скиту ведет очень крутой подъем. Многие паломники преодолевают его при помощи мулов, нанять которых можно прямо на пристани. После поселения и ужина, паломники отправились в пустынную келью и церковь известного подвижника 20-го века – старца Иосифа Исихаста. Там были вознесены молитвы этому подвижнику и пропето ему величание.
.jpg)
Гора Афон
.JPG)
Подъем к скиту св. Анны
.JPG)
В скиту св. Анны
.JPG)
Отдых в скиту св. Анны
.JPG)
Место подвигов преп. Иосифа Исихаста
.JPG)
В храме пр. Иосифа Исихаста
.JPG)
Пещерная келья пустынника
.JPG)
Афонские мулы
На следующий день, после литургии в скиту св. Анны, где хранится её стопа и чудотворная икона, началось восхождение на вершину Афонской горы (2033 метра над уровнем моря). Паломники совершают это восхождение, непрестанно повторяя слова молитвы «Богородице Дево, радуйся». Подъём очень крутой и трудный (как и путь духовной жизни каждого христианина). На отметке 1500 м паломников ожидал отдых. На этой высоте находится скит Богородицы «Панагия», где можно набраться сил перед последним, самым крутым подъёмом на вершину. Поднявшись на пик Св. Горы и обозрев прекрасные виды Афона с самой вершины, паломники зашли в храм Преображения Господня, который, к счастью, оказался открытым. Владыка ректор совершил в нём молебен с акафистом Божией Матери на греческом языке, а студенты Томской духовной семинарии и другие паломники пели за этим богослужением. Особо торжественно прозвучало песнопение «Аксион эстин» на греческом языке.
.JPG)
Афонскими тропами
.JPG)
Восхождение на вершину
.JPG)
Всё выше и выше
.JPG)
Отдых. Путь к вершине
.JPG)
Скит Панагия
.JPG)
Скромная трапеза в скиту Панагия
.JPG)
Восхождение
.JPG)
Паломники у храма Преображения на Афоне
.JPG)
В храме Преображения на вершине Афона
.JPG)
Пик Афона
.JPG)
Афонский полуостров с вершины
.JPG)
Обзор с вершины
.JPG)
Паломники
Спустившись снова к «Панагии», митрополит Ростислав совершил в полночь Божественную литургию, за которой семинаристы и другие паломники причастились Святых Таин и сразу отправились в обратный путь от вершины к скиту св. Анны.
В это время пришло известие о решении Священного Синода Русской Православной Церкви о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом из-за его антиканонических деяний на Украине. Паломничество пришлось прервать на день раньше запланированного. Снова паром, минуя ставшие родными монастыри Св. Горы, доставил нас в Уранополис, откуда наш путь лежал в аэропорт Фессалоник и далее – в Москву.
Но на обратном пути, поскольку до самолёта оставалось ещё достаточно времени, появилась возможность заехать в женский монастырь в местечке Суроти. Именно там покоятся мощи великого святого наших дней – старца Паисия Святогорца. Поклонившись его мощам и вознеся ему молитвы, ректор со своими питомцами направились обратно, на родину, везя с собой в Сибирь не только афонские святыни, но и тихую, благодатную радость, которой Богородица щедро одаривает всех посетителей Своего Удела.
|