Сегодня, 28 ноября, у православных христиан начался Рождественский пост. Для многих именно Рождественский пост самый сложный в году. И дело тут не в строгом уставе, а в том, что декабрь - суетной и богатый на веселье месяц. Новогодние корпоративы, подарки, гастрономические изыски. Как сохранит в эти дни настрой и как христианину встречать Новый год? Об этом мы поговорили с протоиереем Марком Рыбниковым.
– Отец Марк, в чем главный смысл и особенность Рождественского поста?
– Во-первых, каждый пост у Русской Православной Церкви – это приготовление. Само начало поста нам дал Господь, когда Он выходил на проповедь, когда Он взалкал и был искушаем. Перед самым важным моментом Своей жизни, когда Он в Гефсиманском молении был перед Распятием, перед самым главным днём Своей жизни – перед Жертвой, которую Он готов был принести, Он тоже был в воздержании. Например, Он говорил, что не будет пить от плода сего виноградного до того дня, когда будет пить новое вино в Царстве Небесном. То есть, для нас пост как воздержание является инструментом достижения радости и переходом в качественно новое состояние.
Итак, каждый праздник, который для нас является значимым, отмечается не только его празднованием, но и приготовлением, которое берёт начало от Великого поста, от этого образа, для того, чтобы приготовить человека к радости. Человек – это духовно-телесное существо, и то, что происходит в его теле, то отражается и в душе, и наоборот. Чтобы иметь какое-то вхождение в эту духовную область или приобщить к этой духовной области наше чрево и, соответственно, повлиять на душу, мы перед праздником входим в это особое состояние – воздержание телесное и духовное.
Рождественский пост берёт образ с Великого поста, и по длительности он столько же продолжается, сколько Великий, – 40 дней. Если говорить о трапезе, тут, в отличие от Великого поста, есть больше послаблений. Некоторые священнослужители вообще весь пост благословляют кушать рыбу. Можно вкушать и масло растительное, и горячую пищу. Люди, которые хотят взять на себя ещё добровольное воздержание, могут попросить благословение у священника и воздерживаться от рыбы. Но в любом случае, суббота и воскресенье являются праздничными днями, когда человек может разрешить себе вкушение рыбы. А вот среда и пятница являются особыми днями воздержания для христианина. Связано это с тем, что в среду совершилось предательство Иуды, а в пятницу Христа распяли. Так что обычно христиане стараются в среду и пятницу во время Рождественского поста рыбу не вкушать.
Протоиерей Марк Рыбников
– Несмотря на то, что Рождественский пост, действительно, не самый строгий, он совпадает с празднованием Нового года. Вы видите проблемы в этой ситуации?
– Конечно. Вот перед нами два праздника, достаточно больших. Один из них – светский, от него даже взрослые ждут чудес и перемен, возлагают надежды на изменения в своей жизни. Другой большой праздник говорит о Рождении Спасителя, Который приходит в этот мир, с одной стороны, с доброй вестью, а с другой стороны – надо понимать, какой Жертвой это даётся. Думая о Рождении Спасителя, мы думаем и о Его подвиге. И получается так, что если мы празднично и торжественно встречаем Новый год, то Христос теряется в этой череде праздничных дней. Более того, часто в нашем народе праздник связан с каким-то особым невоздержанием в плане трезвости, и, если человек не научится воздерживаться, конечно, радость Рождества Христова потеряется.
Но что интересно – буквально лет 20 назад подобных вопросов вообще не возникало, т. к. верующие не ставили в зависимость от светских праздников церковные воздержания. Да и сейчас ни у кого не появляется вопросов, как 8 марта праздновать, если этот день на Великий пост выпадает, или 23 февраля. А вот Новый год вызывает особый ажиотаж – по поводу этого события человек готов пойти на нарушение поста только потому, что у кого-то на столе стоит что-то совершенно другое.
Да, мы живем в особое время, когда в светский образ жизни вовлечены буквально все – трудно будет найти даже священника, который не пользуется, например, сотовым телефоном или электронной почтой. То есть, так или иначе мы вовлечены в этот технический век с его определенными особенностями. Но доступность праздничных блюд повлияла на мнение христиан и относительно поста. Современный человек вообще теряет связь с обычной едой из своего огорода, вкушая которую он может испытывать благодарность и радость, что земля смогла в этот год принести плоды, и непосредственно чувствовать, образно, тепло своих рук на каждой картофелине и банке с огурцами. Часто продукты, которые мы покупаем, не имеют такой печати нашего труда. Да, мы заработали деньги, мы монетизировали наш труд, купили пищу и можем повыбирать: нравится – не нравится.
Вот тут и возникает определённый момент в духовной жизни человека – как начать ограничивать себя. Тому, кто живет своим трудом, плодом своих рук, это ограничение несложно даётся. А тому, который выбирает между несколькими сортами колбасы, конечно, бывает непросто. Если у человека нет опыта воздержания, самоограничения, церковные правила для него могут показаться отжившими, несовременными и неприемлемыми.
– Так откуда это пошло, и как с этим жить теперь, особенно во время поста? Как христианину встречать Новый год?
– Дело в том, что раньше так или иначе общий культурный фон русского человека был христианский, то есть, оскоромиться во время поста было греховным. Сейчас кушать скоромное, например, 31 декабря не является зазорным. Более того, если человек проявит воздержание, на него посмотрят как на человека, мягко говоря, странного. Подоспеют социальные службы с их представлениями о правильном питании, может, в некоторых случаях и ювенальные службы подтянутся. Поэтому в современном обществе христианин стоит в очень неудобном положении вместе со своим постом.
Пастыри церковные, конечно, должны понимать подобную ситуацию и осознавать тот подвиг, который начинают нести родители, требуя поста от самих себя и своих детей. У меня нет готового решения, и в каждом частном случае, думаю, человеку придётся эту проблему решать непосредственно со своим духовным руководителем. Внутри общины было бы неплохо, если бы сама она как-то отреагировала на этот праздник, чтобы показать, как по-христиански можно его отметить. Потому что, если не будет никакого руководства, и всё будет пущено на самотек, конечно, будут браться примеры с какого-нибудь «Голубого огонька».
– Мы заговорили о детях. Ваши ребятишки в Деда Мороза верят?
– Самая маленькая, наверное, верит, а шестилетний уже серьёзно сомневается в его существовании ещё с прошлого года. Но, вообще, мне кажется, что мои дети всегда подозревали какой-то подвох. Скорее всего Дед Мороз для них – это имя нарицательное. Ну вот, как ещё, например, говорят про подарки детям: это тебе лисичка принесла или зайчик... А веры в Деда Мороза как чудотворца, который приносит только радость, у ребятишек нет. Может, мы невольно не транслировали подобные вещи. Мы говорили о Деде Морозе как о воспоминании Николая Чудотворца. Ведь в христианской традиции Санта Клаус – Санта Никола. Это реальный человек, и, обряжаясь под него, люди дарят подарки в память о его благодеяниях. В России же образ Деда Мороза связан со старым жестоким стариком, который насмерть замораживал людей. Наверное, поэтому у нашего народа произошла некоторая христианизация образа того Деда Мороза с образом святителя Николая. Все языческие вещи, связанные со страхом и смертью, были от него удалены, и остался христианский образ добродетельности, который связан не с конкретным человеком, а с приближающимся праздником.
– Но всё же – если взрослые могут себя контролировать во время Рождественского поста, то как быть с детьми? Перед Новым годом вокруг столько рекламы, наряженных ёлок, угощений, подарков, развлечений. Стоит ли ограничивать маленьких христиан в такой радости?
– Я лично, будучи отцом детей в возрасте от трёх до восемнадцати лет, конечно, выстраиваю отношения с ними, и пытаюсь регулировать отношения со школой, садиками, которые тоже готовятся к подобному празднованию. Но, по большому счету, дети берут пример со своих родителей. Если родители не чувствуют поста и не стремятся к нему, то дети легко попадают под общий фон этого праздника. Если же родитель не ущемляет ребёнка в плане каких-то подарков и пищи, а ребёнок видит, что сам родитель воздерживается, он задастся вопросом: почему ты не кушаешь то, что, например, дают нам на обед в школе? Я думаю, что когда родители сами транслируют верность традиционному отношению к посту и являются образцом для ребятишек — это самый лучший педагогический способ сказать о вере и традиции. Неразумно выстроенное ограничение ребенка в пище и в развлечениях может привести к тому, что он «закроется», и вряд ли это будет доброй помощью для него. А воздержание родителей, которое ребёнок запомнит, сможет воодушевить его самостоятельно принять для себя пост как способ приготовления к празднику.
|