† Православие в Томске / Новости / Рождественский пост и новогодние праздники – как не свернуть с пути

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
12.11.2014
Представитель Томской епархии принял участие в работе XVIII Всемирного Русского Народного Собора
11.11.2014
Томский «Клуб добровольцев» принимал гостя из Твери
07.11.2014
Томским читателям представлена повесть о святителе Иоанне Шанхайском
06.11.2014
В ТДС состоялась встреча с представителем Московского Фонда святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца
06.11.2014
Участники семинара обсудили особенности воспитания приёмных детей
06.11.2014
В Томск принесены мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца
05.11.2014
В Томске совершена Литургия по древнему чину
05.11.2014
Престольный праздник в селе Баткат
05.11.2014
Послание Святейшего Патриарха Кирилла ко Дню народного единства
04.11.2014
Историческая игра Неизвестная Россия "Семь веков вражды и дружбы"
04.11.2014
4 ноября состоялось награждение победителей конкурсов и олимпиад, проведённых в рамках Макариевских педагогических чтений 2014 года
04.11.2014
Епископ Силуан возглавил праздничные богослужения в Богородице-Алексиевском монастыре г. Томска
03.11.2014
Православные следопыты провели историко-краеведческие сборы в селе Ново-Кусково
31.10.2014
Представитель Томской епархии принял участие в приведении к присяге сотрудников управления внутренних дел
31.10.2014
Педагоги рассказали о возможностях сетевых образовательных проектов
30.10.2014
5 ноября в Томск будут принесены мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца
30.10.2014
Тверские добровольцы расскажут о своем опыте работы томичам
29.10.2014
В Томском государственном педагогическом университете прошла открытая лекция
28.10.2014
VII Макариевские педагогические чтения начались молебном в Богоявленском соборе
22.10.2014
Программа VII Макариевских педагогических чтений

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
28.11.2019
Рождественский пост и новогодние праздники – как не свернуть с пути
 
Сегодня, 28 ноября, у православных христиан начался Рождественский пост. Для многих именно Рождественский пост самый сложный в году. И дело тут не в строгом уставе, а в том, что декабрь - суетной и богатый на веселье месяц. Новогодние корпоративы, подарки, гастрономические изыски. Как сохранит в эти дни настрой и как христианину встречать Новый год? Об этом мы поговорили с протоиереем Марком Рыбниковым.

 Отец Марк, в чем главный смысл и особенность Рождественского поста?

– Во-первых, каждый пост у Русской Православной Церкви – это приготовление. Само начало поста нам дал Господь, когда Он выходил на проповедь, когда Он взалкал и был искушаем. Перед самым важным моментом Своей жизни, когда Он в Гефсиманском молении был перед Распятием, перед самым главным днём Своей жизни – перед Жертвой, которую Он готов был принести, Он тоже был в воздержании. Например, Он говорил, что не будет пить от плода сего виноградного до того дня, когда будет пить новое вино в Царстве Небесном. То есть, для нас пост как воздержание является инструментом достижения радости и переходом в качественно новое состояние.

Итак, каждый праздник, который для нас является значимым, отмечается не только его празднованием, но и приготовлением, которое берёт начало от Великого поста, от этого образа, для того, чтобы приготовить человека к радости. Человек – это духовно-телесное существо, и то, что происходит в его теле, то отражается и в душе, и наоборот. Чтобы иметь какое-то вхождение в эту духовную область или приобщить к этой духовной области наше чрево и, соответственно, повлиять на душу, мы перед праздником входим в это особое состояние – воздержание телесное и духовное.

Рождественский пост берёт образ с Великого поста, и по длительности он столько же продолжается, сколько Великий, – 40 дней. Если говорить о трапезе, тут, в отличие от Великого поста, есть больше послаблений. Некоторые священнослужители вообще весь пост благословляют кушать рыбу. Можно вкушать и масло растительное, и горячую пищу. Люди, которые хотят взять на себя ещё добровольное воздержание, могут попросить благословение у священника и воздерживаться от рыбы. Но в любом случае, суббота и воскресенье являются праздничными днями, когда человек может разрешить себе вкушение рыбы. А вот среда и пятница являются особыми днями воздержания для христианина. Связано это с тем, что в среду совершилось предательство Иуды, а в пятницу Христа распяли. Так что обычно христиане стараются в среду и пятницу во время Рождественского поста рыбу не вкушать.

Протоиерей Марк Рыбников

 Несмотря на то, что Рождественский пост, действительно, не самый строгий, он совпадает с празднованием Нового года. Вы видите проблемы в этой ситуации?

– Конечно. Вот перед нами два праздника, достаточно больших. Один из них – светский, от него даже взрослые ждут чудес и перемен, возлагают надежды на изменения в своей жизни. Другой большой праздник говорит о Рождении Спасителя, Который приходит в этот мир, с одной стороны, с доброй вестью, а с другой стороны – надо понимать, какой Жертвой это даётся. Думая о Рождении Спасителя, мы думаем и о Его подвиге. И получается так, что если мы празднично и торжественно встречаем Новый год, то Христос теряется в этой череде праздничных дней. Более того, часто в нашем народе праздник связан с каким-то особым невоздержанием в плане трезвости, и, если человек не научится воздерживаться, конечно, радость Рождества Христова потеряется.

Но что интересно – буквально лет 20 назад подобных вопросов вообще не возникало, т. к. верующие не ставили в зависимость от светских праздников церковные воздержания. Да и сейчас ни у кого не появляется вопросов, как 8 марта праздновать, если этот день на Великий пост выпадает, или 23 февраля. А вот Новый год вызывает особый ажиотаж – по поводу этого события человек готов пойти на нарушение поста только потому, что у кого-то на столе стоит что-то совершенно другое.

Да, мы живем в особое время, когда в светский образ жизни вовлечены буквально все – трудно будет найти даже священника, который не пользуется, например, сотовым телефоном или электронной почтой. То есть, так или иначе мы вовлечены в этот технический век с его определенными особенностями. Но доступность праздничных блюд повлияла на мнение христиан и относительно поста. Современный человек вообще теряет связь с обычной едой из своего огорода, вкушая которую он может испытывать благодарность и радость, что земля смогла в этот год принести плоды, и непосредственно чувствовать, образно, тепло своих рук на каждой картофелине и банке с огурцами. Часто продукты, которые мы покупаем, не имеют такой печати нашего труда. Да, мы заработали деньги, мы монетизировали наш труд, купили пищу и можем повыбирать: нравится – не нравится.

Вот тут и возникает определённый момент в духовной жизни человека – как начать ограничивать себя. Тому, кто живет своим трудом, плодом своих рук, это ограничение несложно даётся. А тому, который выбирает между несколькими сортами колбасы, конечно, бывает непросто. Если у человека нет опыта воздержания, самоограничения, церковные правила для него могут показаться отжившими, несовременными и неприемлемыми.

 Так откуда это пошло, и как с этим жить теперь, особенно во время поста? Как христианину встречать Новый год?

– Дело в том, что раньше так или иначе общий культурный фон русского человека был христианский, то есть, оскоромиться во время поста было греховным. Сейчас кушать скоромное, например, 31 декабря не является зазорным. Более того, если человек проявит воздержание, на него посмотрят как на человека, мягко говоря, странного. Подоспеют социальные службы с их представлениями о правильном питании, может, в некоторых случаях и ювенальные службы подтянутся. Поэтому в современном обществе христианин стоит в очень неудобном положении вместе со своим постом.

Пастыри церковные, конечно, должны понимать подобную ситуацию и осознавать тот подвиг, который начинают нести родители, требуя поста от самих себя и своих детей. У меня нет готового решения, и в каждом частном случае, думаю, человеку придётся эту проблему решать непосредственно со своим духовным руководителем. Внутри общины было бы неплохо, если бы сама она как-то отреагировала на этот праздник, чтобы показать, как по-христиански можно его отметить. Потому что, если не будет никакого руководства, и всё будет пущено на самотек, конечно, будут браться примеры с какого-нибудь «Голубого огонька».

 Мы заговорили о детях. Ваши ребятишки в Деда Мороза верят?

– Самая маленькая, наверное, верит, а шестилетний уже серьёзно сомневается в его существовании ещё с прошлого года. Но, вообще, мне кажется, что мои дети всегда подозревали какой-то подвох. Скорее всего Дед Мороз для них – это имя нарицательное. Ну вот, как ещё, например, говорят про подарки детям: это тебе лисичка принесла или зайчик... А веры в Деда Мороза как чудотворца, который приносит только радость, у ребятишек нет. Может, мы невольно не транслировали подобные вещи. Мы говорили о Деде Морозе как о воспоминании Николая Чудотворца. Ведь в христианской традиции Санта Клаус – Санта Никола. Это реальный человек, и, обряжаясь под него, люди дарят подарки в память о его благодеяниях. В России же образ Деда Мороза связан со старым жестоким стариком, который насмерть замораживал людей. Наверное, поэтому у нашего народа произошла некоторая христианизация образа того Деда Мороза с образом святителя Николая. Все языческие вещи, связанные со страхом и смертью, были от него удалены, и остался христианский образ добродетельности, который связан не с конкретным человеком, а с приближающимся праздником.

 Но всё же  если взрослые могут себя контролировать во время Рождественского поста, то как быть с детьми? Перед Новым годом вокруг столько рекламы, наряженных ёлок, угощений, подарков, развлечений. Стоит ли ограничивать маленьких христиан в такой радости?

– Я лично, будучи отцом детей в возрасте от трёх до восемнадцати лет, конечно, выстраиваю отношения с ними, и пытаюсь регулировать отношения со школой, садиками, которые тоже готовятся к подобному празднованию. Но, по большому счету, дети берут пример со своих родителей. Если родители не чувствуют поста и не стремятся к нему, то дети легко попадают под общий фон этого праздника. Если же родитель не ущемляет ребёнка в плане каких-то подарков и пищи, а ребёнок видит, что сам родитель воздерживается, он задастся вопросом: почему ты не кушаешь то, что, например, дают нам на обед в школе? Я думаю, что когда родители сами транслируют верность традиционному отношению к посту и являются образцом для ребятишек — это самый лучший педагогический способ сказать о вере и традиции. Неразумно выстроенное ограничение ребенка в пище и в развлечениях может привести к тому, что он «закроется», и вряд ли это будет доброй помощью для него. А воздержание родителей, которое ребёнок запомнит, сможет воодушевить его самостоятельно принять для себя пост как способ приготовления к празднику.

 

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru