† Православие в Томске / Новости / Великий праздник накануне весны

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
28.02.2005
Освящение храма в Кардиоцентре
02.02.2005
2 февраля совершается память святого праведного старца Феодора Томского
21.01.2005
Праздник Святого Богоявления (Крещение Господне)
17.01.2005
Святочные торжества
10.01.2005
Рождество Христово в Томске
07.01.2005
Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского, духовенству, монашествующим и мирянам Томской епархии Русской Православной Церкви
05.01.2005
Престольный праздник в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы
24.12.2004
Состоялось ежегодное собрание духовенства Томской епархии
16.12.2004
Презентация книги «Нарымская Голгофа»
13.12.2004
Кончина диакона Александра Андреевича Сапожкова
11.12.2004
Открылась выставка картин в музее Томского Педагогического Университета
08.12.2004
С 5 по 6 декабря село Парабель посетил руководитель Отдела по делам молодежи Томской епархии иерей Евгений Воронков
02.12.2004
Открытие выставки «СВЯТЫНИ ТОМСКИХ ХРАМОВ» в г.Северске
30.11.2004
Встреча студентов Томской Духовной семинарии и Психологического факультета Томского Государственного университета
21.11.2004
21 ноября православная Церковь совершает празднование Собора святого архистратига Божия Михаила и прочих святых небесных сил бесплотных
19.11.2004
Посещение архиепископом Ростиславом села Новокусково Асиновского района
16.11.2004
Архиепископ Ростислав поздравил Губернатора Томской области с Днем рождения
03.11.2004
3 ноября, в канун престольного праздника, в Томский Богородице-Алексиевский монастырь принесен древний список чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы
31.10.2004
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий передал для Томской епархии частицу мощей святой блаженной Матроны Московской
30.10.2004
Фотовыставка в Художественном музее

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
15.02.2019
Великий праздник накануне весны
 
Ровно за две недели до календарной весны Православная Церковь празднует Сретение Господне. Об истории, смысле и богослужебных особенностях праздника мы поговорили с настоятелем прихода храма святителя Феодосия Черниговского при Регентско-певческой школе иереем Евгением Масличем.

– Отец Евгений, расскажите, пожалуйста, что мы празднуем в этот день?

– Сретение Господне – один из великих двунадесятых праздников в календаре Православной Церкви. Он замыкает собою цикл Господских праздников Рождества, Богоявления, Обрезания, посвящённых соответствующим евангельским событиям, и поэтому с глубокой древности празднуется с большой торжественностью.

Само слово «сретение» в переводе с церковнославянского языка означает «встреча», и это не случайно. В этот день мы вспоминаем событие одной важной встречи из земной жизни Господа Иисуса Христа, обстоятельства которой мы знаем благодаря Евангелисту Луке (Лк. 2, 22 – 38).

В его Евангелии рассказывается, как сорокадневным младенцем Иисус был принесён Девой Марией в Иерусалимский храм, как того требовал закон иудеев. И здесь, в этом святом месте, произошла встреча Богомладенца с праведником по имени Симеон. Некогда в минуту сомнений в вере Симеон получил откровение свыше, что он не умрёт, пока сам не увидит исполнения ветхозаветных пророчеств о Мессии. Шли годы, Симеон старел, а Избавитель всё медлил. Праведник превзошёл уже все мыслимые переделы человеческой жизни, но смерть не приходила.

И вот, наконец, долгожданный день настал! Получив откровение от Духа Божия, Симеон поспешил в храм, чтобы здесь узреть Спасение Израиля. Он представлял себе эту встречу много раз и был готов ко всему. Но чтобы Спаситель предстал перед ним в облике кроткого месячного Младенца?! Такого праведник представить не мог. Это ломало все общепринятые стереотипы о Боге и Мессии… Сердце старца объял трепет, и из благодарных уст вырвались пророческие слова, которые и сегодня мы имеем возможность слышать в храме не только в праздник Сретения, но и за каждым вечерним богослужением: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...». Что означает: «Теперь Ты отпускаешь меня Владыко, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня – ибо я видел Спасение моё и Твоих людей». Теперь, увидев своими собственными глазами исполнение ветхозаветных обетований и пророчеств, праведник Симеон готов был покинуть этот бренный мир.

Безусловно, Симеон был не единственным благочестивым иудеем, с верою ожидавшим Мессию. Устами праведника здесь говорила вся ветхозаветная Церковь, томившаяся ожиданием Избавителя многие и многие сотни лет.

Отныне наступала новая эра, Новый Завет, о котором предрекали пророки Израиля. Завет не только для потомков Авраама, но и для всех, ищущих и жаждущих встречи со своим Творцом, независимо от цвета кожи, пола, возраста или социального положения.

– Какие есть особенности у этого праздничного богослужения?

– Если в богословской плоскости праздник Сретения – это Господский праздник, т. е. праздник Господень, то в плоскости литургической его статус не определён до конца. Так, одни его богослужебные черты говорят о том, что он Господский, а другие, напротив, что Богородичный, т. е. посвящённый Богородице.

К примеру, о Богородичном характере праздника говорит тот факт, что богослужение его совершается не в белом или золотом облачении, как в Господние праздники, а в голубом – Богородичном.

А если праздник совпадет с воскресным днём, то воскресная служба поётся вместе со службой Сретения, как это принято в праздники Божией Матери. При этом песнопения воскресные – в сущности Господские – поются перед сретенскими. Не имеет служба Сретения и привычных для Господских торжеств особых праздничных антифонов на литургии.

Вместе с тем на службе явно присутствуют и особенности Господского праздника. Речь идёт о так называемом «входном стихе», который произносится по завершении малого входа, и особом праздничном отпусте в конце богослужения, начинающемся словами «Иже во объятиях праведного Симеона носитися изволивый…».

Принимая во внимание сказанное выше, не удивляешься тому, что некоторые корифеи Церковного устава называют великий праздник Сретения Господско-Богородичным.

 

Интервью: Вера Гранатова

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru