9 марта, в праздник Первого и второго обретения главы Предтечи Иоанна Крестителя, Петропавловский собор Томска отметил престольный праздник правого придела храма.
Здесь, в одном из старейших храмов города, хранится несколько святынь, посвящённых Предтече Господа нашего Иисуса Христа. Одна из них – старинная икона с частицей мощей Иоанна Крестителя – дар митрополита Томского и Асиновского Ростислава – была возложена на аналой и установлена в центре собора. В пятницу на вечернем богослужении, предшествующем празднику, возле неё было совершено елеопомазание.
В день праздника, в субботу, состоялась Божественная литургия, которую возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Владыке сослужило духовенство Петропавловского собора: секретарь Томской епархии, ключарь Петропавловского собора архимандрит Иосиф (Ерёменко), протоиереи Богдан Бида, Илия Сёмин, Александр Шахов, иерей Вадим Васильев.
Святых Христовых Тайн в этот день причастились около шестидесяти прихожан. Вместе с другими верующими причастники внимательно выслушали проповедь Владыки, напомнившую об одном из великих аскетов и постников, который, «находясь в пустыне и питаясь акридами и диким мёдом, смирял свою плоть и, очистив её, предуготовил её к встрече с Христом Спасителем».
Особенно актуально эти слова звучали в преддверии Великого поста, призванного привести христиан к покаянию и обновлению души и тела.
Владыка отметил, что в этом году праздник Обретения главы Пророка Иоанна Крестителя, совпадающий обычно с Великим постом, пришёлся на субботу, в которую совершается воспоминание о преподобных отцах, в постничестве просиявших. Предтеча Христа Иоанн и был великим постником и проповедником покаяния, призывавшим современников отречься от зла и греха и следовать Божиим заповедям, за что и был и казнён.
– Иоанн Креститель обличал и грех царя Ирода четвертовластника, который незаконно сожительствовал с женой своего брата Филиппа… Иоанн был брошен в темницу, а потом, по наущению Иродиады, сожительницы Ирода, ему была отсечена честная его глава, – напомнил Владыка историю праздника.
Возненавидевшая пророка грешница бросила голову святого в отхожее место, но, как горящая свеча, чей свет рассеивает тьму, так и «место пребывания бесценного сокровища – облагодатствованной главы Иоанна Крестителя» было в разных исторических обстоятельствах не однажды явлено миру «либо сиянием, которое исходило от этого места, либо дивным благоуханием, которое разносилось по округе. И в честь этих событий был установлен праздник».
Почему же мы, далёкие потомки святого Пророка, вспоминаем о тех давних событиях, которые, казалось бы, не имеют к нам отношения? Напротив, имеют, и самое прямое, подчеркнул митрополит Ростислав, потому что как в древности люди грешили, так сегодня грешим и мы. Поэтому Божия заповедь, произнесённая Иоанном Предтечей более двух тысяч лет назад, обращена и к нам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).
– И к нам как бы снова и снова приходит Иоанн Креститель, чтобы напомнить о том, что нам мешает приблизиться к Богу, и что Богу мешает приблизиться к нам и войти в нашу душу и сердце, – это грех, – продолжил Владыка. – Единственное средство избавиться от греха – это не забыть о нём, не делать вид, что у нас всё хорошо. Ибо тот, кто так поступает, уподобляется больному человеку, который, придя к врачу, вместо того, чтобы говорить о том, что его беспокоит, утверждает, что у него всё замечательно, и он абсолютно здоров.
Владыка заметил, как важно понять саму суть покаяния.
– Покаяние, или, по-гречески, «метанойя», значит «изменение», – подчеркнул Его Высокопреосвященство. – Это состояние, когда человек шёл в одном направлении и вдруг осознал, что та тропинка, по которой он идёт, направляется в глубокое топкое болото, пропасть, где его ожидает погибель. И, поняв это, человек разворачивается и идёт в противоположную сторону. Вот что такое покаяние.
Изменив свою жизнь, каждый христианин способен почувствовать, что Бог находится не «где-то в далёких галактиках, космических пространствах», а в самом человеке.
– Если мы будем соблюдать заповеди Божии, принесём покаяние и освободимся от греха, Бог, в Троице Единой Славимый и Поклоняемый, готов прийти к нам и у нас сотворить Себе обитель – дом, жилище, рай! – обратился Владыка к верующим и процитировал строки Евангелия от Иоанна, – «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). И будем едины так же, как «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14, 20).
Символично, что эти проникновенные слова о возможности любому человеку познать Бога непосредственно связаны с историей Петропавловского собора, где и прозвучала проповедь. По преданию, шестикупольный кафедральный собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, освящённый в 1911 году, был воздвигнут на Мухином бугре, названном так в память о городском разбойнике Мухе. Наводивший страх на местных жителей на рубеже XVII-XVIII веков, этот жестокий человек на склоне лет пришёл к вере, покаялся перед Господом и стал приносить пожертвования к домам бедных и немощных горожан. Они и сохранили о нём легенду, свидетельствующую о нравственном перерождении и возможности любого из живущих на земле открыть Богу своё сердце.
– Христианин – это храм Божий, дом Божий, место таинственного обитания Бога, – отметил в завершении Владыка. – И чтобы нам быть храмом Божиим, чтобы в нас пребывал Господь, Церковь призывает к духовному труду, к которому призывал и продолжает призывать нас ныне празднуемый великий Пророк Иоанн Креститель. В преддверии Великого поста он снова и снова будоражит нашу совесть призывом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Аминь.
































|