† Православие в Томске / Новости / Проповедь митрополита Ростислава после чтения Великого канона в Петропавловском соборе г. Томска

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
15.10.2010
15 октября в гимназии №56 состоялся конкурс чтецов «Родина любимая моя»
14.10.2010
Престольный праздник храма и города в Асино
03.10.2010
Юбилей Знаменского храма
02.10.2010
Крестный ход с Абалацкой иконой Пресвятой Богородицы
01.10.2010
Томск встретил великую сибирскую святыню
28.09.2010
30 сентября в Томск прибывает чудотворная Абалацкая икона Божией Матери «Знамение»
15.09.2010
Архиепископ Ростислав: «Господь призвал нас нести свет евангельского учения даже до краев земли»
14.09.2010
Начался учебный год в Томской духовной семинарии
10.09.2010
Православный молодежный клуб при Томской духовной семинарии начинает работу в новом учебном году
04.09.2010
Благодарность от Томской епархии и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви
04.09.2010
Продолжается благоустройство территории одной из жемчужин исторической части Томска — Богородице-Алексиевского монастыря
01.09.2010
В Томске пройдут III межрегиональные Макариевские Чтения
31.08.2010
В Богоявленском кафедральном соборе был совершен традиционный молебен перед началом учения
30.08.2010
Праздник в честь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа в с. Коларово
28.08.2010
В праздник Успения Пресвятой Богородицы архиепископ Ростислав совершил Божественную литургию в Успенском приделе Воскресенской церкви г. Томска
28.08.2010
Завершен первый этап росписей центрального придела Богоявленского собора города Томска
20.08.2010
Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав посетил Абаканскую епархию и освятил Саяно-Шушенскую ГЭС
18.08.2010
Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав принял участие в богослужениях, состоявшихся на Саяно-Шушенской ГЭС
15.08.2010
15 августа архиепископ Ростислав совершил Божественную литургию в храме святых страстотерпцев Бориса и Глеба c.Корнилово Томского района
14.08.2010
Православные верующие Томской епархии собирают помощь пострадавшим от пожаров в России

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
13.03.2019
Проповедь митрополита Ростислава после чтения Великого канона в Петропавловском соборе г. Томска
 
12 марта, во вторник седмицы 1-й Великого поста, митрополит Томский и Асиновский Ростислав по завершении великого повечерия с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Петропавловском соборе обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь дал нам всем спасительное средство к обновлению нашей духовной жизни, к уврачеванию нашей больной грехом души, к очищению сердца – это святой Великий пост. Но пост – это не только воздержание от скоромной пищи, пост – это время духовного труда. Святые отцы, среди которых и преподобный Андрей Критский, канон которого мы только что читали, сравнивает наш великопостный труд с подвигом ветхозаветных израильтян, которые оказались в тяжелом рабстве в земле Египетской. В Египте их утруждали непосильной работой, унижали, оскорбляли. И Господь послал им пророка Моисея, который, совершив перед лицом фараона великие чудеса, вывел страдающий народ, возопивший к Богу, из земли рабства и повел через безлюдную и безводную пустыню в землю обетования.

Тяжел и долго был этот путь. Израильтяне надеялись, что пройдет несколько, может быть, недель, или, от силы, месяц, и они будут введены в эту землю обетования. Но они были самоуверенны и самонадеянны точно так же, как были самонадеянны Адам и Ева, которые, отпавши от Бога, не до конца осознавали глубину своего падения. Им казалось, что ничего особо тяжкого и страшного они не совершили. И поэтому, когда Господь, изгнав прародителей из рая, обещал в свое время послать им Искупителя, они думали, что этот Искупитель придет очень скоро. Когда у Адама и Евы родился сын, они сказали друг другу: «Ну вот, наверное, это Спаситель». «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1), – читаем мы в Библии слова Евы, которые святые отцы толкуют именно как уверенность ее в том, что родившийся их сын и есть обещанный Избавитель. На самом деле прародители должны были познать всю глубину своего отпадения от Бога, они должны были увидеть, что они натворили, и поэтому началась только многотысячелетняя история человечества, наполненная зверствами, убийствами, предательством, коварством. Не только Каин восстанет на брата своего Авеля и убьет его, но потом прольется море крови человеческой, и человечество зайдет в тупик, исчерпав все свои силы, до тех пор, пока не придет этот Искупитель.

Так и израильтяне, когда вышли из земли Египетской, им казалась такой близкой и такой беспрепятственной земля обетования. Но путь оказался долгим. Он протяженностью был сорок лет и наполнен был различными испытаниями, трудностями, которые им надлежало преодолеть на этом пути. Но впереди их ждала эта вожделенная земля обетования.

Сегодня преподобный Андрей Критский приводит нам на память этот пример из Ветхого Завета. Он говорит, что и мы, вступив на поприще святого поста, уподобляемся этому ветхозаветному Израилю, который вышел из страны рабства. Так и мы, вступив в Великий пост, позади оставили греховную жизнь, жизнь не по заповедям Божиим и вступили на путь, ведущий к земле обетованной, где ожидает нас вожделенная встреча с Самим Спасителем и Господом нашим. Уже на земле мы переживаем радость общения с Христом в праздник святой Пасхи. Но сугубая радость ожидает верующего человека в жизни будущего века. Вот преподобный Андрей Критский и говорит: «Исследуй, душа, подобно Иисусу Навину, и обозри обещанную землю, какова она, и поселись в ней путем исполнения закона».

Часто человек расставляет неверные акценты в своей жизни, он часто гоняется за тем, что временно и скоропреходяще. Он ценит на земле то, что не только не может взять с собой в вечность, но что хрупко и непостоянно даже здесь на земле. Как часто уже здесь, на земле, человек лишается богатства, здоровья, близких и верных друзей и многого другого.

Есть подлинное духовное сокровище, которое ожидает человека после того, как закончится эта земная жизнь. Это сокровище никто иной как Сам Господь.

«Взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс. 68: 33).

Эти слова Священного Писания будут неоднократно еще звучать в качестве одного из стихов великого прокимна на воскресных вечерних богослужениях. Это призыв Церкви – взыскать Бога: как израильтяне вышли из дома рабства, так и мы постараемся выйти из состояния греховности, и нам надлежит понести великопостный труд, чтобы достигнуть той цели, которая предлежит нам.

Великий покаянный канон есть тот верный компас, который позволяет нам правильно сориентироваться в жизни духовной, не заблудиться, не сбиться с пути. Он помогает нам разобраться в нашей душе, и на примерах Ветхого и Нового Заветов поясняет для каждого из нас, какие же изъяны имеются в нашей жизни, что нам необходимо исправлять, что является преградой между нами и Богом.

И поприще святого поста как раз одно из средств к преодолению этой преграды.

Но человеку посильно ли обновить самого себя?

Конечно же, нет. Это по силам только Богу. Бог выходит навстречу к нам и своей всеосвящающей Божественной Благодатью преображает нашу жизнь только тогда, когда мы сами устремляемся к Нему. Господь, видя таковое устремление, в ответ дает нам Свою Божественную силу. Как в притче евангельской о блудном сыне отец, узнав только, что блудный сын возвращается в отчий дом, бежит навстречу, чтобы заключить своего покаявшегося сына в объятия.

Объятия Отчие, объятия Божии широко Великим постом распростерты навстречу каждому из нас. Будем пользоваться этим спасительным временем, которое дает нам Господь.

Да хранит вас всех Бог.

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru