† Православие в Томске / Новости / Проповедь митрополита Ростислава после чтения Великого канона в Петропавловском соборе г. Томска

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
29.10.2004
В Томске прошла всероссийская научно-практическая конференция «Сибирское образование на рубеже тысячелетий»
26.10.2004
Исполнился год со дня освящения Преображенской часовни в г. Томске
24.10.2004
Православные христиане Томской епархии почтили память святого священномученика Иувеналия
17.10.2004
Архиепископ Ростислав посетил Шегарский район
17.10.2004
Посещение Томской епархии представителями Фонда священномученика Иувеналия Рязанского
14.10.2004
Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав принял участие в торжествах, посвященных 10-летию со дня основания Барнаульской епархии
10.10.2004
Состоялось освящение храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы Могочинского Свято-Никольского женского монастыря
09.10.2004
Радуйся, пребывающим в любви пребывание в них Бога обещаваяй!
08.10.2004
Обращение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по вопросам демографии
08.10.2004
Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви
07.10.2004
Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав принял участие в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве
14.09.2004
Томск встречает мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары
12.09.2004
Престольный праздник храма Александра Невского
10.09.2004
14 сентября в Томск прибывают святые мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары
09.09.2004
Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
07.09.2004
Празднование 400-летия города Томской епархией
03.09.2004
Поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
31.08.2004
Освящение Томского «Воскресенского царь-колокола»
31.08.2004
31 августа - день памяти святых мучеников Флора и Лавра
30.08.2004
1 сентября в 18-30 встреча Ризы Христовой в Богоявленском соборе г. Томска

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
13.03.2019
Проповедь митрополита Ростислава после чтения Великого канона в Петропавловском соборе г. Томска
 
12 марта, во вторник седмицы 1-й Великого поста, митрополит Томский и Асиновский Ростислав по завершении великого повечерия с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Петропавловском соборе обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь дал нам всем спасительное средство к обновлению нашей духовной жизни, к уврачеванию нашей больной грехом души, к очищению сердца – это святой Великий пост. Но пост – это не только воздержание от скоромной пищи, пост – это время духовного труда. Святые отцы, среди которых и преподобный Андрей Критский, канон которого мы только что читали, сравнивает наш великопостный труд с подвигом ветхозаветных израильтян, которые оказались в тяжелом рабстве в земле Египетской. В Египте их утруждали непосильной работой, унижали, оскорбляли. И Господь послал им пророка Моисея, который, совершив перед лицом фараона великие чудеса, вывел страдающий народ, возопивший к Богу, из земли рабства и повел через безлюдную и безводную пустыню в землю обетования.

Тяжел и долго был этот путь. Израильтяне надеялись, что пройдет несколько, может быть, недель, или, от силы, месяц, и они будут введены в эту землю обетования. Но они были самоуверенны и самонадеянны точно так же, как были самонадеянны Адам и Ева, которые, отпавши от Бога, не до конца осознавали глубину своего падения. Им казалось, что ничего особо тяжкого и страшного они не совершили. И поэтому, когда Господь, изгнав прародителей из рая, обещал в свое время послать им Искупителя, они думали, что этот Искупитель придет очень скоро. Когда у Адама и Евы родился сын, они сказали друг другу: «Ну вот, наверное, это Спаситель». «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1), – читаем мы в Библии слова Евы, которые святые отцы толкуют именно как уверенность ее в том, что родившийся их сын и есть обещанный Избавитель. На самом деле прародители должны были познать всю глубину своего отпадения от Бога, они должны были увидеть, что они натворили, и поэтому началась только многотысячелетняя история человечества, наполненная зверствами, убийствами, предательством, коварством. Не только Каин восстанет на брата своего Авеля и убьет его, но потом прольется море крови человеческой, и человечество зайдет в тупик, исчерпав все свои силы, до тех пор, пока не придет этот Искупитель.

Так и израильтяне, когда вышли из земли Египетской, им казалась такой близкой и такой беспрепятственной земля обетования. Но путь оказался долгим. Он протяженностью был сорок лет и наполнен был различными испытаниями, трудностями, которые им надлежало преодолеть на этом пути. Но впереди их ждала эта вожделенная земля обетования.

Сегодня преподобный Андрей Критский приводит нам на память этот пример из Ветхого Завета. Он говорит, что и мы, вступив на поприще святого поста, уподобляемся этому ветхозаветному Израилю, который вышел из страны рабства. Так и мы, вступив в Великий пост, позади оставили греховную жизнь, жизнь не по заповедям Божиим и вступили на путь, ведущий к земле обетованной, где ожидает нас вожделенная встреча с Самим Спасителем и Господом нашим. Уже на земле мы переживаем радость общения с Христом в праздник святой Пасхи. Но сугубая радость ожидает верующего человека в жизни будущего века. Вот преподобный Андрей Критский и говорит: «Исследуй, душа, подобно Иисусу Навину, и обозри обещанную землю, какова она, и поселись в ней путем исполнения закона».

Часто человек расставляет неверные акценты в своей жизни, он часто гоняется за тем, что временно и скоропреходяще. Он ценит на земле то, что не только не может взять с собой в вечность, но что хрупко и непостоянно даже здесь на земле. Как часто уже здесь, на земле, человек лишается богатства, здоровья, близких и верных друзей и многого другого.

Есть подлинное духовное сокровище, которое ожидает человека после того, как закончится эта земная жизнь. Это сокровище никто иной как Сам Господь.

«Взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс. 68: 33).

Эти слова Священного Писания будут неоднократно еще звучать в качестве одного из стихов великого прокимна на воскресных вечерних богослужениях. Это призыв Церкви – взыскать Бога: как израильтяне вышли из дома рабства, так и мы постараемся выйти из состояния греховности, и нам надлежит понести великопостный труд, чтобы достигнуть той цели, которая предлежит нам.

Великий покаянный канон есть тот верный компас, который позволяет нам правильно сориентироваться в жизни духовной, не заблудиться, не сбиться с пути. Он помогает нам разобраться в нашей душе, и на примерах Ветхого и Нового Заветов поясняет для каждого из нас, какие же изъяны имеются в нашей жизни, что нам необходимо исправлять, что является преградой между нами и Богом.

И поприще святого поста как раз одно из средств к преодолению этой преграды.

Но человеку посильно ли обновить самого себя?

Конечно же, нет. Это по силам только Богу. Бог выходит навстречу к нам и своей всеосвящающей Божественной Благодатью преображает нашу жизнь только тогда, когда мы сами устремляемся к Нему. Господь, видя таковое устремление, в ответ дает нам Свою Божественную силу. Как в притче евангельской о блудном сыне отец, узнав только, что блудный сын возвращается в отчий дом, бежит навстречу, чтобы заключить своего покаявшегося сына в объятия.

Объятия Отчие, объятия Божии широко Великим постом распростерты навстречу каждому из нас. Будем пользоваться этим спасительным временем, которое дает нам Господь.

Да хранит вас всех Бог.

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru