† Православие в Томске / Новости / Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава в Неделю Крестопоклонную в храме Успения Пресвятой Богородицы

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
18.01.2022
Томичи молитвенно отметили Крещенский сочельник
18.01.2022
Томские педагоги приняли участие в просветительском проекте, посвященном Рождеству Христову
16.01.2022
Представитель Томской епархии принял участие в онлайн-совещании Синодального отдела по делам молодежи
15.01.2022
Митрополит Ростислав: «Источником радости является Дух Святой»
14.01.2022
Архиерейским богослужением Свято-Троицкий храм отметил сразу три значимых праздника
14.01.2022
Представитель Томской епархии рассказал росгвардейцам о духовном смысле великих Господских праздников
14.01.2022
Подведены итоги регионального конкурса художественного творчества «Славим Рождество Христово – 2022»
13.01.2022
Православная томская молодежь посетила «Рождественскую вечерку»
13.01.2022
Братия томского монастыря поздравила митрополита Ростислава с Рождеством Христовым
12.01.2022
Приход Петропавловского храма на Спичфабрике поделился рождественской радостью с особенными подопечными
12.01.2022
Приход храма Владимирской иконы Божией Матери подготовил к Рождеству Христову праздничный музыкальный подарок
11.01.2022
В Неделю по Рождестве Христовом в томской обители было совершено архиерейское богослужение
11.01.2022
Томские педагоги приняли участие в просветительском проекте «Путешествие в Рождество»
10.01.2022
В учреждениях УФСИН встретили Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
10.01.2022
Преподаватели ТДС и семинаристы поздравили отца-ректора с Рождеством Христовым
10.01.2022
Преподаватели и студенты Томской духовной семинарии поздравили митрополита Ростислава с Рождеством Христовым
10.01.2022
В воскресной школе Петропавловского собора состоялся рождественский детский праздник
10.01.2022
Рождественский фестиваль воскресных школ (видео)
09.01.2022
Митрополит Ростислав: «Сила Рождества Христова достигает до наших времен сквозь два тысячелетия, приобщая и нас той же самой непреходящей радости»
07.01.2022
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
01.04.2019
Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава в Неделю Крестопоклонную в храме Успения Пресвятой Богородицы
 
31 марта, в Крестопоклонную Неделю, митрополит Ростислав возглавил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы д. Лоскутово, а после прочтения Евангелия Его Высокопреосвященство произнёс проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день наша Церковь именует Неделей Крестопоклонной. Вчера во всех православных храмах, в том числе и в этом храме, изнесён был из алтаря для нашего поклонения святой Крест.

Почему Церковь в эти дни износит святой Крест и предлагает его нашему поклонению?

Потому что практически половина пути великопостного уже пройдена. Половина пути миновала, и как путник, который отправляется в долгий и тяжёлый путь, нуждается в середине этого пути в привале, в отдыхе, так и Церковь установила для укрепления наших физических и духовных сил в этот день износить для нашего поклонения святой Крест, который является для нас, как духовных путников, тем посохом, на который мы можем опереться в труде великопостном, который мы несём.

Еще во времена Ветхого Завета явлены были многочисленные прообразы силы и действия Святого Животворящего Креста Христова. Уже на первых страницах Библии, когда говорится о том, что Господь сотворил человека и на востоке насадил сад, то посреди этого сада было насаждено древо жизни, вкушая плоды от которого, человек обретал бессмертие. Это древо жизни было прообразом Святого Животворящего Креста Христа Спасителя, которое для нас является тем древом жизни, припадая к которому, каждому из нас даруется спасение.

Вспомним и другие прообразы. Пророк Моисей, когда вывел богоизбранный народ из тяжкого египетского рабства и повел в землю Обетованную, то первой преградой на их пути к земле Обетования было Чермное море, которое не пускало беглецов и было преградой на их пути. Но Моисей, по повелению Божию взявши в руки свои жезл, крестообразно распростер свои руки, прообразуя снова Животворящий Крест Христа Спасителя, сотворил силой Божией великое чудо: море расступилось и пропустило народ избранный вперёд, к земле Обетования.

Когда израильтяне оказались на пути в землю Обетования, их встречало множество преград и препятствий. И одной из важнейших преград были иноплеменники, которые обитали в пустыне, и не хотели пропускать через свои земли беглецов. Такими иноплеменниками были, прежде всего, амаликитяне. Как ни уговаривали их израильтяне, те не хотели пропустить их через свою землю, и поэтому пробиваться пришлось силой оружия. Но сильны были амаликитяне, и слабы силы израильтян. И тогда Моисей, поднявшись на гору и наблюдая за ходом сражения, видел, что амаликитяне начинали побеждать. Но как только он молитвенно поднимал, изображая Крест Христов, руки к Богу, то начинал побеждать народ Божий. Но как руки его ослабевали, он их опускал, то снова побеждали амаликитяне. Тем самым Моисей и здесь знаменовал Святой Животворящий Крест Христов, которым совершал он чудеса и которым низлагал врагов.

Что может быть более отрадным для человека, путешествующего по жаркой безводной пустыне, чем оазис с источником? Сколько скорбей претерпевали израильтяне, страдая от недостатка воды, и как радовались они, когда на горизонте видели сверкающие на солнце водные источники, с какой жаждой они устремлялись к ним для того, чтобы утолить свою жажду. Такими источниками были источники в местечке Мерра. Жаждущие израильтяне, увидев их, устремились к воде, но эта вода была непригодна для питья, «ибо она была горька» (Исх. 15: 23). И тут Господь снова явил через Моисея чудо: «Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх. 15: 25). И это древо, брошенное в горечь вод Мерра, также было прообразом Честного и Животворящего Креста, того Животворящего Древа, которое также превращает горечь рабства греху и пороку в сладость сыновства Господу и Богу и Спасителю нашему.

Зная эти и многие другие ветхозаветные прообразы Креста Христова, апостол Павел в одном из своих посланий восклицает: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14). Апостол Павел не находил другой причины, другого повода хвалиться в этом мире, как только Крестом Христовым. В те времена, когда жил апостол Павел, эти слова казались многим безумными. Ибо хвалиться Крестом Христовым – крест воспринимался как страшное орудие казни, – значило хвалиться смертью, хвалиться виселицей, орудием страданий. Но на самом деле, когда Господь взошёл на Крест, Крест Господа перестал быть страшным орудием пыток, он стал всемирным жертвенником, где была принесена во спасение всего человечества спасительная Жертва Христова. Поэтому и не находил в этом мире ничего другого апостол Павел, чем бы надлежало хвалиться ему, а также каждому христианину, как только Крестом Христа Спасителя.

Поэтому наши благочестивые предки, так же опытно постигшие силу и значение Креста Христова, говорили: «Не мы носим Крест, а Крест носит нас». Когда наши предки бережно и с любовью на груди носили нательный крестик, либо с благоговением на себе изображали крестное знамение во время молитвы, они понимали, что это не они носят на себе Крест, это Крест, как сила всепобеждающая, носит каждого из нас.

Крест Христов – это те крылья, которые дает нам Господь, которые окрыляют нас, укрепляют нас в жизни духовной, да и в жизни земной, ограждая нас от всякого зла, от врагов видимых и невидимых.

Поэтому в середине Великого поста Церковь установила износить для нашего поклонения Крест, чтобы, укрепивши свои силы, дальше нам продолжить великопостный путь, а по большому счету, и путь нашей жизни, путь, который должен быть направлен ко Христу Спасителю, ибо целью жизни каждого христианина является Господь.

Сегодня, в это Крестопоклонное воскресенье, я желаю, чтобы сила Честного Животворящего Креста Господня осенила нас, укрепила нас в немощных наших силах и всегда бы сопутствовала нам на всех путях жизни нашей. Аминь.

 

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru