Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Среда, 19 июня 2019 года.
Новости
18.06.2019
У Спасского храма в с. Коларово появилась "Аллея семьи"
18.06.2019
В Томске прошли праздничные гуляния «Троицкий хоровод»
18.06.2019
Защита проекта храмового комплекса в честь старца Феодора Томского прошла на «отлично»
18.06.2019
Митрополит Ростислав возглавил юбилейные престольные торжества по случаю 175-летия Свято-Троицкого храма
17.06.2019
В «Доме сестринского ухода» состоялся третий выпуск курсов сестер милосердия
16.06.2019
В канун праздника Пресвятой Троицы митрополит Ростислав совершил всенощное бдение в Богоявленском соборе
15.06.2019
Об истории Иоанно-Предтеченского монастыря рассказала искусствовед Томского областного художественного музея
15.06.2019
В рамках литературной гостиной в «Лесной даче» состоялась встреча с представителями Томской епархии
14.06.2019
В праздник Пятидесятницы митрополит Ростислав возглавит богослужение в Свято-Троицкой церкви г. Томска
14.06.2019
Митрополит Ростислав вручил свидетельства выпускникам воскресной школы
14.06.2019
Исчезнувшие храмы Томска стали частью выставки на Новособорной площади
13.06.2019
Вышло в свет первое издание перевода Евангелия от Марка на чулымском языке
13.06.2019
В Доме сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого) прошло праздничное богослужение
12.06.2019
Главе Томской митрополии вручена государственная награда
12.06.2019
Состоялось торжественное награждение юнкоров, освещавших Кирилло-Мефодиевские чтения – 2019
10.06.2019
В день памяти святых отцов I Вселенского Собора глава Томской митрополии возглавил богослужение в Никольском храме д. Губино
09.06.2019
В Томске прошло итоговое заседание Оргкомитета XXIX Дней славянской письменности и культуры
09.06.2019
Томичи помогли высадить картофель для благотворительных целей
08.06.2019
Митрополит Ростислав поздравил мэра Томска Ивана Кляйна с юбилеем
07.06.2019
Митрополит Ростислав совершит Божественную литургию в храме святителя Николая в д. Губино

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 »
23.05.2019
Богу нужен наш труд
 
Гостем Томска и участником проекта «Радость слова», состоявшегося в рамках XXIX Дней славянской письменности и культуры, стал писатель Василий Дворцов.

Василий Владимирович – заместитель председателя Правления - генеральный директор Союза писателей России, действительный член Академии Российской словесности, прозаик, публицист, поэт, художник, реставратор. В ноябре 2017 года многим томичам, побывавшим в Большом концертном зале областной филармонии, посчастливилось услышать оперу «Ермак», созданную на основе одноимённой поэмы Василия Дворцова.

Книголюбам гость Кирилло-Мефодиевских чтений близок ещё и тем, что родился в Томске. В детстве переехал с семьёй в Молчаново. В Новосибирске получил художественное образование и в конце 1990-х годов расписывал храм Свято-Никольского монастыря села Могочино. Много лет занимался реставрацией живописных полотен и икон.

Василий Дворцов – автор романов, повестей, рассказов, поэм, пьес, стихов, публицистических произведений, издававшихся в России и за рубежом. Писатель является лауреатом многих всероссийских и международных литературных премий. Немало сил и времени он отдаёт общественной работе, прежде всего, с молодыми авторами, руководит всероссийскими и региональными семинарами начинающих писателей, председательствует в жюри молодёжных литературных конкурсов.

В беседе с писателем мы говорили о нашей вере, смысле творчества, о русской словесности, театре, о будущем отечественной литературы. Часть беседы предлагаем вашему вниманию.

На фото - Василий Дворцов на встрече с томичами

- Василий Владимирович, Вы успели посмотреть Томск?

- Вчера сходил к роддому Семашко, где родился, – сфотографировался, чтобы запомнить. Кстати, некогда это был братский корпус Богородице-Алексеевского монастыря. Сегодня сбегал на Песочный переулок, поискал дом, где начал себя помнить. Прошёлся вдоль Ушайки, где пятьдесят пять лет назад купался с ребятами с нашего двора. А уже школьником ловил пескарей и вьюнов в зелёный эмалированный бидончик. Там всё изменилось, почти ничего не узнаю. Мой отец окончил в Томске тогда ещё артиллерийское училище, и его оставили преподавателем. Потом он специализировался как ракетчик, и когда у нас обострились отношения с Китаем, его начали переводить с одной точки на другую. И мы с мамой переехали в Молчаново, где она работала фельдшером, а я учился в школе с третьего по десятый класс. Тайга и болота с охотой, великая река с рыбалкой… Думал, выучусь и вернусь. Поступил в Новосибирский мединститут, однако вместо педиатра стал художником. Как сценограф в разных городах поставил более пятидесяти спектаклей – от кукольных до классических балетов. И… занялся реставрацией. А ещё сам расписал два сибирских храма, это – кроме бригадных реставрационных работ в России и Молдавии.

- Вы расписывали храм в Могочино?

- Я же – духовное чадо отца Иоанна (Луговских) (ныне отошедшего ко Господу основателя обители, - авт.). Познакомился с ним ещё в Черепанове Новосибирской области, и когда батюшку отправили на север, начинал с ним строить монастырь. Потом расписывал Никольский храм. До пожара. А когда храм сгорел, я пережил такой шок, что несколько лет кисточку не мог взять в руки. Тогда-то и «пошёл» в писатели.

- Как художник больше не  работаете?

- Была у меня в 1999 году в Новосибирске большая персональная выставка «Избранные русские святые», в музее на Красном проспекте выставляли сорок полотен с историческими портретами. Перед отъездом в Москву в Покровском храме Новосибирска у меня шесть лет была своя мастерская. Сейчас больше работаю как реставратор. Для храмов от Алтая до Тюмени я отреставрировал несколько сот икон.

- Как Вы пришли к вере?

- Первую литургию отстоял тридцать семь лет назад. Это был 82-й год, я тогда работал в Челябинском кукольном театре. А там единственный тогда действующий храм был рядом с автовокзалом: всегда гремела музыка, машины газовали, шум жуткий. Поэтому перед службой в храме закрывали ворота. И вот однажды прохожу мимо, а сторож ворота закрывает. Не понимаю, что меня толкнуло, но я под его руку нырнул и оказался во дворе. Зашёл в храм. Поют, ладаном окуривают. Ничего, ни слова не понимаю. И тут меня пробило: я же домой попал! Мне так хорошо стало, свободно. Шла вечерняя служба перед Покровом. И случилось маленькое чудо: высыпал снежок. Выходим, а рядом два деда, такие счастливые, говорят: «Это Матерь Божия – снежок на Покров». И я стал периодически заходить в храм. Потом мне подарили первое Евангелие. Оно было замечательное: текст – сразу в два столбика, на церковнославянском и русском. И была для меня ещё одна радость – открытие славянского языка! Я читал, словно узнавая нечто в себе, и каждое слово наполнялось множеством смыслов. Словно на твоих глазах, как во время ускоренной съёмки, пробивался росток и разрастался в куст. Слова росли, расцветали, и птицы прилетали на их цветы. А рядом – обычный перевод. Наш старославянский язык удивителен в своей мудрости и красоте.

 - Вы ведь много пишете о языке?

- Недавно написал несколько статей на тему «Возвращение церковнославянского языка в бытие нации». Идея в чём? По школьным представлениям, нашему государству уже больше тысячи лет, а русской литературе – всего каких-то двести пятьдесят. Но ведь это невозможно! Нацию формирует язык. Не кровь, не почва, а язык. А мы не в силах понять своих предков, своих праотцев. Мы, конечно, сегодня можем читать в переводах сочинения 15-го или 17-го веков. Но тогда мы не чувствуем красоту авторского языка. А ведь в чтении художественного произведения красота должна переживаться так же, как смысл! Вообще, это очень важный момент – получение удовольствия от чтения. Мало продуктивно закладывать в человека просто некие сухие знания, надо информацию подтверждать эмоциями, тогда и запоминается легче, и вспоминается.

- Что сегодня можно сделать для изменения ситуации с русским языком? Его не знают, коверкают, он переполнен иностранными словами…

- Мы должны начинать изучать русскую литературу с изучения основ славянского языка. В школе до знакомства с сюжетами «Слова о полку Игореве» нужно научить детей звучанию старого русского языка, показать его «вкусность». Не надо давать его в полном объёме, если человек захочет, сам выучит. Школа должна будить интерес. Повторюсь,   нужно помнить: язык формирует народ, нацию. Уникальность нашего русского культурного типа, нашей русской цивилизации в том, что она строилась сразу двумя языками – бытовым и священным. Славянский язык был не просто языком молитв, на нём говорили о высших смыслах мироздания, о смысле человеческой жизни. Ещё Ломоносов бился за то, чтобы приходящие с запада философские и научные термины переводились не на бытовой русский, а на славянский язык. У русских, в отличии от тех же швабов и тевтонцев, был единый священный язык, который помогал им понимать друг друга не только на расстоянии, но и через века. Сегодня старославянский язык в чистоте хранится Церковью.

- Но как он будет передаваться следующим поколениям, если молодёжь не стремится в храм?

- В обезбоженном за сто лет обществе молодёжи легче воцерковиться, чем взрослым, тем более пожилым. Есть у меня об этом повесть «Кругом царила жизнь и радость». В ней я от имени 22-летних воцерковлённых молодых людей выставил претензии своему атеистическому поколению. И попытался рассмотреть, как и чем могут связываться таким образом разведённые отцы и дети. Как всегда,  любовью. Есть ещё сборник рассказов «Манефа», в Интернете он называется «Нескончаемый патерик». В нём истории о том, как мои знакомые приходили к вере и принимали монашество. Поменял только время и имена. Там  есть герои и сюжеты Томской земли.

На встрече с читателями в библиотеке им. А.С.Пушкина

- Василий Владимирович, Вас называют сибирским писателем. Скажите, чтобы писать о Сибири, нужно жить в Москве?

-  Люблю Сибирь. Несколько лет назад трижды приезжал в Могочино, умолял отца Иоанна забрать меня сюда. Но он не благословлял, а я не раз убеждался: когда он чего не рекомендует, будешь биться-биться и только время потеряешь. Всё равно ничего не получится. Так что я не особо рад тому, что уже двенадцать лет живу в Москве. И в начальники никогда не рвался. Мечтаю встретить старость в деревне возле какого-нибудь среднерусского монастыря. Буду там тихонечко иконочки реставрировать.

- Почему же тогда переехали в Москву?

- Вначале увлекает новая работа. Втягиваешься в преодоление. А потом попадаешь в зависимость от товарищеской взаимопомощи. Как жить только собой, если знаешь, что сотни и сотни людей в разных городах и весях, людей творческих, которых полюбил за их талант, нуждаются в тебе, твоём труде, верят в твою помощь? В Москве могу решать какие-то их проблемы. А в последние годы занимаюсь молодёжной политикой Союза писателей, Советом молодых литераторов. Как председатель разных жюри и руководитель семинаров прочитываю в год порядка пятисот работ новых авторов. И счастлив, правда, счастлив, когда «выцеживаю» двух-трёх, стараюсь помочь им с публикациями, продвигаю на конкурсы. Учу саморедактированию. Ради этих талантливых ребятишек самому писать некогда. Но это благодатно.

- Вы долго служили в театре, но однажды написали, что театр – «это избыток фальши». Как же пишете для него пьесы?

- Театр – это система замкнутого пространства, в котором зажато огромное количество людей, у них сложные взаимоотношения, в том числе и те, которые мне просто не нужны. Например, интриги. Да и коллективный труд – не моё. Я и храмы-то расписывал один, брал помощников только на орнаменты, потому что один быстрее работаю, чем четверо. Много лет я ставил спектакли как «приглашённый художник». Погружусь в тему, отработаю её, а потом болею, даже физически. А всё равно, пьесы писал и писать буду, так как верю в возможность безгреховного русского психологического театра. Сейчас заканчиваю драму с событиями вокруг Патриарха Тихона: несколько сцен, относящихся к революционному времени с 1904-го по 1922-й год. Пишу уже больше года. Обратился к личности святого Патриарха, чтобы поговорить о неизбежности, неотвратимости той революции. Самого Тихона на сцене не будет: святого не должен кто-то изображать из… мягко говоря, недостойных. Но будут на сцене Дзержинский, Гиппиус и другие герои того времени. Пьеса историческая, медленно пишется ещё и потому, что в работе с материалами приходится выверять каждую фразу, каждый факт.

- Как Вы выбираете форму будущих произведений? 

- Каждая тема требует своего собственного воплощения. Одна материализуется в стихотворении, другая – в эпической прозе, романе. Какая-то – в статье. «Тема» – это нравственный конфликт, который художник остро чувствует и пытается осмыслить. Конфликт может иметь форму социального, конфликта поколений, политических убеждений. Но, на самом деле, это будет всегда нравственный конфликт. Творческий процесс может растягиваться и на годы: ты погружаешься в тему, прорабатываешь её и, даже начав писать, до конца никогда не знаешь, что будет в итоге. Отец Иоанн, когда через несколько лет после пожара в храме мы говорили о случившемся, утешал меня: «Богу же не нужны результаты наших трудов. Ему нужен сам труд». Самое главное, истинно вечное, что есть в этом нашем мире, который не вечен,– это взаимовпечатление душ. И писатель, художник, композитор, если его произведение выходит на тираж, обладает огромной возможностью сквозь время и пространство оставлять впечатление во всё новых душах читателей, зрителей, слушателей. Надо только постоянно помнить: на Страшном суде с нас спросится, что мы в них запечатлели.

 Интервью: Ирина Киселёва

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????