Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Понедельник, 22 июля 2019 года.
Новости
22.07.2019
Юные томичи изучают Евангелие в православном палаточном лагере «Юнга. По следам Спасителя»
22.07.2019
В окрестностях села Корнилово пройдет ежегодный крестный ход
19.07.2019
Митрополит Ростислав посетил учебно-тренировочные сборы для детей и молодёжи «Томская застава»
19.07.2019
В Томской духовной семинарии состоялся торжественный выпускной акт
18.07.2019
Томичи почтили память святых Царственных страстотерпцев участием в крестном ходе
16.07.2019
Первая Божественная литургия была совершена в храме в честь Входа Господня в Иерусалим микрорайона Северный парк
15.07.2019
Представитель Томской епархии принял участие в обсуждении актуальных вопросов развития религиозного образования в России
15.07.2019
В день памяти святых Царственных страстотерпцев в Томске пройдет крестный ход
15.07.2019
Митрополит Ростислав возглавил богослужение в храме апостолов Петра и Павла на Спичфабрике
13.07.2019
В Доме-интернате «Лесная дача» отметили День семьи, любви и верности
13.07.2019
Престольный праздник Петропавловского собора г. Томска
12.07.2019
Митрополит Ростислав принял участие в юбилейных торжествах Барнаульской епархии
11.07.2019
В микрорайоне «Северный парк» будет совершено освящение храма
10.07.2019
Митрополит Ростислав встретился с ребятами из православного детского лагеря «Скиния» и рассказал им об эпохе ветхозаветного патриарха Авраама
10.07.2019
Томская молодёжь представила вниманию зрителей спектакль «История вечной любви…»
10.07.2019
В Северске торжественно отметили «День семьи, любви и верности»
10.07.2019
Около 400 человек посетили семейный праздник в с. Тимирязевском
09.07.2019
День семьи, любви и верности впервые прошёл на Новособорной площади
09.07.2019
Митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил престольные торжества в храме Рождества Иоанна Крестителя

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 »
08.07.2019
Венчание как основа счастливой семьи?
 
Современные пары, приходящие в церковь венчаться, возлагают на это святое таинство большие надежды. Супруги надеются на то, что участие в нем поможет им быть верными друг другу, или верят, что после венчания семью ждет только благополучие.

О семье, счастье и Церкви сегодня корреспонденты Томской епархии побеседовали со штатным священником храма Спаса Нерукотворного с.Коларово протоиереем Марком Рыбниковым.

- Насколько сегодня востребовано венчание для молодежи и что движет теми, кто решаются на этот шаг?

- Ежегодно в нашем храме венчается порядка сорока пар. Молодых среди них становится меньше. В основном, это пары, уже пожившие какое-то время в браке, - рассказывает отец Марк. - Есть некоторые отличия между тем, какие мотивы у людей, шедших венчаться, были раньше и какие мотивы сейчас. Раньше приходили венчаться, потому что так было нужно или модно. То есть раз государство зарегистрировало отношения перед обществом, то нужно и еще что-то духовное. А что это значит - человек не задумался. В основе такого представления – вера, которая не требует от человека ответственности.
Есть люди, которые приходят с желанием скрепить свой брак, потому что что-то поломалось. Они понимают, что много сделали ошибок, много ран друг другу нанесли, и хотят через Венчание наладить отношения.

 Протоиерей Марк Рыбников

- И эти надежды оправданы?

- У большинства людей сегодня имеются какие-то магические представления о всех церковных таинствах: что они самодостаточны и могут чудесным образом решить какую-то проблему. Например, что Таинство Крещения может помочь преодолеть болезнь, а Венчание может смыть грех неверности и так далее. То есть они хотят переложить ответственность на священника, на Бога, на Церковь. И, конечно, так это не работает, так не делается. Нельзя сказать Христу: «вот Тебе распятие и боль, а мне плюшки подавай или бонусы какие-то в жизни. Меня не интересует, кому больно, мне нужен результат». К сожалению, с таким настроем люди приходящие остаются в недоумении от нерешенности своих проблем.

- С какими мыслями надо идти на Венчание?

- Еще до Христа люди вступали в браки, объединялись и брали на себя ответственность перед лицом общества. Церковь освящает всю жизнь человека и, конечно, такие вопросы, как супружество, не могли остаться в стороне. В церковной традиции считается, что Христос, придя на брак в Хане Галилейской, благословил эту часть жизни человека, поэтому Венчание - одно из семи таинств Церкви. У апостола Павла есть соотнесение тайны супружества с Великой Тайной единения Христа и Церкви: Христос приносит людям спасение через Свою жертву, через Свое умаление и страдание. Почему для Церкви важен этот образ? В язычестве и некоторых других религиях поощряется, например, иметь много жен. Потому что во главе угла стоит продолжение рода, принцип плодовитости. Но тут Христианство говорит о другом принципе и правиле, о единобрачии. Христос один и Церковь одна. Этот образ очистил брак от языческого представления, и дал более глубокое понимание супружеского единства, чем представление о нем, как о светском договоре.

- А жертвенность – не противоречит понятию счастья для семьи?

- Семья основана на жертвенности. Важно понимать, что это не психологическое трио «спаситель – жертва – тиран». Жертва понимается, как не жалобно просящее пощады униженное существо. Жертва – это свободное дарение. Дар может быть только тогда, когда человек умеет уступать. 
Образ Христа как жертвы противоречит принципу альфа-самцовости, которым пропитана вся языческая культура и современное представление о значимости статуса. Статусному человеку должна быть принесена жертва, он заслужил почитания, он никак не может быть жертвой. Он хозяин положения и может проявлять свою «любовь» к жене в битье или еще как-то. А Христос Сам становится добровольной жертвой. Соотнесенность образа Христа и жениха дает право предъявлять требования к вступающему в брак– жертвовать собой ради семьи, ради жены. Статус жениха – это не требование к невесте, это дар ей. Дело в том, что счастье без жертвы - это головокружительная радость, ничем не отличная от сна или опьянения. В этих вещах нет ответственности. А семья – это напряженная ответственность. Если человек ее не испытал, то глубины счастья он не поймет. Мы чаще всего называем счастьем только эмоциональное состояние. Как я понимаю, в традиции христианства, счастье – это не одинокость, а соучастие, когда мы делим часть со своим другом, братом, тем, кто для нас «как я», со «своими». Когда я могу делить эту часть? Когда она принадлежит «нам». Когда я могу сказать стоп своим желаниям, своим страстям. Почему человек становится тираном? Потому что он не знает лишений, и поэтому не готов к жертвенности. Настоящий христианин вмещает в себя этот опыт.

- Какой вам видится счастливая семья?

- В Раю не распятых нет. Рай – место счастья, которое открыто нам Христом. Это место людей, которые умеют дарить себя и не требуют от другого платы за это. Настоящая семья – это когда и муж, и жена, зная слабости другого, подставляют свое плечо и берут ответственность, чтобы облегчить трудности и выбор другого человека.

- Венчание играет какую-то роль в счастье семьи?

- Это таинство - не волшебная таблетка. Венчание призывает людей быть более внимательными друг к другу. Представьте, два человека идут на войну. Один с присягой, а другой просто так. Кому из них легче убежать? Тому, кто никому ничего не обещал. Он может сказать: «ну не получилось, ну слаб я». И всё. Гораздо сложнее тому, кто принял на себя ответственность, кто знает, что его ждет трибунал или товарищеский суд. 
В этом смысле легче, конечно, не венчаться. Ты просто пользуешься человеком так, как тебе удобно. А венчаясь, ты несешь ответственность перед этим человеком, перед Богом и перед людьми. Нарушение этого обета – есть явное несчастье, свидетельство того, что я не смог участвовать в этом счастье. И чаще всего этому человеку стать счастливым с кем-то другим совсем не просто. 
В современном представлении об устройстве жизни и желании самореализации мы забываем об ответственности перед Богом, людьми и ближними. Если человек не вписывает в свою жизнь эту не утилитарную ценность и для него она кажется бременем, то настоящего счастья человек не откроет. Больший труд – больше и награда. Каждому по силе его.

- Что бы вы посоветовали тем, кто решает для себя вопрос венчаться или нет?

- Венчание – это таинство, глубоко укорененное в православные традиции. Перед этим шагом я бы хотел, чтобы человек задал себе вопрос, чего он ждет. Он ждет волшебного решения своих проблем? Он хочет так привязать другого человека к себе? Или же он так хочет показать свою верность супругу, хочет воспитывать своих детей в христианских ценностях и готов бороться со всеми искушениями, которые есть в этом мире, чтобы не ранить другого? Если он отвечает «Да» и «Аминь», то венчание сыграет для него важную роль и поддержит в его намерениях. Если человек сомневается, то лучше повременить. Ведь таинства «развенчания» не существует. За венчанием стоит образ Христа и Церкви. Христос со своей Церковью не развенчивался. Если появилось желание развенчаться, то это свидетельство того, что была ошибка, неправда друг перед другом и Богом. Перед венчанием пары исповедуются. Когда венчаем, мы говорим, что двое становятся одной плотью. И между ними не должно быть ничего намеренно утаённого, не должно быть недоверия или сомнения друг в друге. А дальше христианская пара должна сама принять решение, брать ли на себя эту ответственность не только перед людьми, но и перед Богом.

Фото: Валентина Половникова

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????