Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Понедельник, 26 октября 2020 года.
Новости
21.10.2020
Более 100 томских школьников стали участниками интеллектуальной олимпиады «Наше наследие»
21.10.2020
Представитель Томской епархии рассказал педагогам о святости
21.10.2020
Томские педагоги приняли участие в онлайн-семинаре «Образ Александра Невского в иконописи»
19.10.2020
Продолжается приём работ на Молодёжный межрегиональный конкурс «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – СЛАВА, ДУХ И ИМЯ РОССИИ!»
16.10.2020
Представитель Томской епархии принял участие в онлайн-совещании Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
16.10.2020
В Покровском храме Томска впервые за 100 лет было совершено богослужение
14.10.2020
Митрополит Ростислав возглавил богослужения в день Покрова Пресвятой Богородицы
13.10.2020
Любовь – основа жизни и творчества
10.10.2020
Представители Томской епархии приняли участие в заседании Организационного комитета XIII Макариевских образовательных чтений
09.10.2020
«Преподобный Сергий – близкий к нам и родной!»
09.10.2020
Открыт прием заявок на проведение мероприятий в рамках XIII региональных Макариевских образовательных чтений
08.10.2020
Руководитель ОРОиК вручил призы педагогам дошкольного образования
08.10.2020
Лауреат Патриаршего знака «За вклад в развитие русской литературы» Василий Дворцов написал пьесу о святом старце Феодоре Томском
05.10.2020
«Всесибирская библейская школа»: делегаты от двадцати епархий поделились опытом по организации библейских кружков
05.10.2020
Поздравление митрополита Ростислава с Днем учителя
05.10.2020
Поздравление руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии с Днем учителя
03.10.2020
Томские архитекторы стали победителями XX Межрегионального фестиваля «Зодчество в Сибири – 2020»
01.10.2020
В Томской епархии начала работу «Всесибирская библейская школа»
01.10.2020
Прихожане Воскресенской церкви посадили 300 кедров
01.10.2020
Более полумиллиона рублей собрали томичи для семьи погорельцев из Итатки

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 »
08.07.2019
Венчание как основа счастливой семьи?
 
Современные пары, приходящие в церковь венчаться, возлагают на это святое таинство большие надежды. Супруги надеются на то, что участие в нем поможет им быть верными друг другу, или верят, что после венчания семью ждет только благополучие.

О семье, счастье и Церкви сегодня корреспонденты Томской епархии побеседовали со штатным священником храма Спаса Нерукотворного с.Коларово протоиереем Марком Рыбниковым.

- Насколько сегодня востребовано венчание для молодежи и что движет теми, кто решаются на этот шаг?

- Ежегодно в нашем храме венчается порядка сорока пар. Молодых среди них становится меньше. В основном, это пары, уже пожившие какое-то время в браке, - рассказывает отец Марк. - Есть некоторые отличия между тем, какие мотивы у людей, шедших венчаться, были раньше и какие мотивы сейчас. Раньше приходили венчаться, потому что так было нужно или модно. То есть раз государство зарегистрировало отношения перед обществом, то нужно и еще что-то духовное. А что это значит - человек не задумался. В основе такого представления – вера, которая не требует от человека ответственности.
Есть люди, которые приходят с желанием скрепить свой брак, потому что что-то поломалось. Они понимают, что много сделали ошибок, много ран друг другу нанесли, и хотят через Венчание наладить отношения.

 Протоиерей Марк Рыбников

- И эти надежды оправданы?

- У большинства людей сегодня имеются какие-то магические представления о всех церковных таинствах: что они самодостаточны и могут чудесным образом решить какую-то проблему. Например, что Таинство Крещения может помочь преодолеть болезнь, а Венчание может смыть грех неверности и так далее. То есть они хотят переложить ответственность на священника, на Бога, на Церковь. И, конечно, так это не работает, так не делается. Нельзя сказать Христу: «вот Тебе распятие и боль, а мне плюшки подавай или бонусы какие-то в жизни. Меня не интересует, кому больно, мне нужен результат». К сожалению, с таким настроем люди приходящие остаются в недоумении от нерешенности своих проблем.

- С какими мыслями надо идти на Венчание?

- Еще до Христа люди вступали в браки, объединялись и брали на себя ответственность перед лицом общества. Церковь освящает всю жизнь человека и, конечно, такие вопросы, как супружество, не могли остаться в стороне. В церковной традиции считается, что Христос, придя на брак в Хане Галилейской, благословил эту часть жизни человека, поэтому Венчание - одно из семи таинств Церкви. У апостола Павла есть соотнесение тайны супружества с Великой Тайной единения Христа и Церкви: Христос приносит людям спасение через Свою жертву, через Свое умаление и страдание. Почему для Церкви важен этот образ? В язычестве и некоторых других религиях поощряется, например, иметь много жен. Потому что во главе угла стоит продолжение рода, принцип плодовитости. Но тут Христианство говорит о другом принципе и правиле, о единобрачии. Христос один и Церковь одна. Этот образ очистил брак от языческого представления, и дал более глубокое понимание супружеского единства, чем представление о нем, как о светском договоре.

- А жертвенность – не противоречит понятию счастья для семьи?

- Семья основана на жертвенности. Важно понимать, что это не психологическое трио «спаситель – жертва – тиран». Жертва понимается, как не жалобно просящее пощады униженное существо. Жертва – это свободное дарение. Дар может быть только тогда, когда человек умеет уступать. 
Образ Христа как жертвы противоречит принципу альфа-самцовости, которым пропитана вся языческая культура и современное представление о значимости статуса. Статусному человеку должна быть принесена жертва, он заслужил почитания, он никак не может быть жертвой. Он хозяин положения и может проявлять свою «любовь» к жене в битье или еще как-то. А Христос Сам становится добровольной жертвой. Соотнесенность образа Христа и жениха дает право предъявлять требования к вступающему в брак– жертвовать собой ради семьи, ради жены. Статус жениха – это не требование к невесте, это дар ей. Дело в том, что счастье без жертвы - это головокружительная радость, ничем не отличная от сна или опьянения. В этих вещах нет ответственности. А семья – это напряженная ответственность. Если человек ее не испытал, то глубины счастья он не поймет. Мы чаще всего называем счастьем только эмоциональное состояние. Как я понимаю, в традиции христианства, счастье – это не одинокость, а соучастие, когда мы делим часть со своим другом, братом, тем, кто для нас «как я», со «своими». Когда я могу делить эту часть? Когда она принадлежит «нам». Когда я могу сказать стоп своим желаниям, своим страстям. Почему человек становится тираном? Потому что он не знает лишений, и поэтому не готов к жертвенности. Настоящий христианин вмещает в себя этот опыт.

- Какой вам видится счастливая семья?

- В Раю не распятых нет. Рай – место счастья, которое открыто нам Христом. Это место людей, которые умеют дарить себя и не требуют от другого платы за это. Настоящая семья – это когда и муж, и жена, зная слабости другого, подставляют свое плечо и берут ответственность, чтобы облегчить трудности и выбор другого человека.

- Венчание играет какую-то роль в счастье семьи?

- Это таинство - не волшебная таблетка. Венчание призывает людей быть более внимательными друг к другу. Представьте, два человека идут на войну. Один с присягой, а другой просто так. Кому из них легче убежать? Тому, кто никому ничего не обещал. Он может сказать: «ну не получилось, ну слаб я». И всё. Гораздо сложнее тому, кто принял на себя ответственность, кто знает, что его ждет трибунал или товарищеский суд. 
В этом смысле легче, конечно, не венчаться. Ты просто пользуешься человеком так, как тебе удобно. А венчаясь, ты несешь ответственность перед этим человеком, перед Богом и перед людьми. Нарушение этого обета – есть явное несчастье, свидетельство того, что я не смог участвовать в этом счастье. И чаще всего этому человеку стать счастливым с кем-то другим совсем не просто. 
В современном представлении об устройстве жизни и желании самореализации мы забываем об ответственности перед Богом, людьми и ближними. Если человек не вписывает в свою жизнь эту не утилитарную ценность и для него она кажется бременем, то настоящего счастья человек не откроет. Больший труд – больше и награда. Каждому по силе его.

- Что бы вы посоветовали тем, кто решает для себя вопрос венчаться или нет?

- Венчание – это таинство, глубоко укорененное в православные традиции. Перед этим шагом я бы хотел, чтобы человек задал себе вопрос, чего он ждет. Он ждет волшебного решения своих проблем? Он хочет так привязать другого человека к себе? Или же он так хочет показать свою верность супругу, хочет воспитывать своих детей в христианских ценностях и готов бороться со всеми искушениями, которые есть в этом мире, чтобы не ранить другого? Если он отвечает «Да» и «Аминь», то венчание сыграет для него важную роль и поддержит в его намерениях. Если человек сомневается, то лучше повременить. Ведь таинства «развенчания» не существует. За венчанием стоит образ Христа и Церкви. Христос со своей Церковью не развенчивался. Если появилось желание развенчаться, то это свидетельство того, что была ошибка, неправда друг перед другом и Богом. Перед венчанием пары исповедуются. Когда венчаем, мы говорим, что двое становятся одной плотью. И между ними не должно быть ничего намеренно утаённого, не должно быть недоверия или сомнения друг в друге. А дальше христианская пара должна сама принять решение, брать ли на себя эту ответственность не только перед людьми, но и перед Богом.

Фото: Валентина Половникова

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????