26 ноября Православная Церковь празднует день памяти одного из Вселенских святителей и учителей – святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского.
Будущий святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника. Вскоре его 20-летняя мать Анфуса осталась вдовой, и, решив более не выходить замуж, она отдала все свои силы воспитанию сына, который после её кончины избирает монашеский путь. Затем были четыре года пустынножительства. Из них два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.
Возвратившись в Антиохию для восстановления здоровья, в 381 году монах Иоанн был посвящен во диакона, а в 386 году был хиротонисан во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие, и он в течение 12 лет потрясал сердца слушателей своими горячими проповедями. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова паства стала величать его Златоустом.
Святитель Иоанн оставил Церкви богатое наследие: составил чин Литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения, толкование на многие книги Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.
Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
Слава замечательного пастыря и проповедника росла с каждым днём.
В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн был поставлен на Константинопольскую кафедру, где он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя, и гордая императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, не взлюбила ревностного архипастыря, она два раза выдворяла его из столицы.
В 406 году, находясь в ссылке в Армении, прикованный болезнью к постели, святитель был вынужден переезжать в Абхазию – из столицы пришёл приказ. Истощенный, в сопровождении конвоя, он три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили подвижника и, причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошёл ко Господу 14 (27) сентября 407 года. Ради праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня память святителя перенесена на 13 (26) ноября.
В 438 году, когда открыли гроб святителя Иоанна, его тело оказалось нетленным и благоуханным.
Частица мощей святителя Иоанна Златоустого в Трёхсвятительском храме Богородице-Алексиевского монастыря
В нашем городе в комплекс мужского Богородице-Алексиевского монастыря входит храм, освящённый в честь Вселенских святителей и учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, где хранится ковчег с частицами мощей этих трёх святых. В некоторых храмах Томской епархии находятся иконы трёх Вселенских святителей и учителей, а на выставке «Святые юристы», которая на постоянной основе представлена в офисе юридической фирмы «LL.C-Право», среди экспонатов выставлена икона святителя Иоанна Златоуста, так как есть сведения, что будущий святой окончил юридическую школу и некоторое время был адвокатом. Напомним, что открытие выставки состоялось в декабре 2017 г. в офисе юридической компании «LL.C-Право».
Икона святителя в офисе юридической фирмы
Предлагаем вашему вниманию избранные изречения святителя Иоанна Златоуста:
О любви
«Человеколюбец Бог наш, желая соединить всех взаимными узами, возлюбленные, вложил в дела человеческие такой закон, что польза одного непременно соединяется с пользой другого... Иным путем нельзя и спастись, и если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, а о других, погибающих, не радишь, то не будешь иметь никакого дерзновения пред Богом».
«Как душа без тела не называется человеком, равно как и тело без души, так точно и любовь к Богу, если не сопровождается любовью к ближнему».
О молитве
«Великое благо молитва, если бывает с чувством благодарения, если мы научимся благодарить Бога не только получая (просимое), но и не получая. Бог, и когда дает (просимое), и когда не дает, делает то и другое на пользу, так что получил ли ты, или не получил, ты получил благодаря тому, что не получил; успел ли, или не успел, ты успел чрез то, что не успел. Бывает иногда полезнее не получить».
«Не будем же оправдываться, говоря, что нелегко молиться человеку, который обременен житейскими делами и не находит поблизости молитвенного дома. Где бы ты ни был, ты можешь поставить свой собственный жертвенник; этому нисколько ни место не помешает, ни время не воспрепятствует».
О покаянии
«Для того я часто говорю о покаянии, чтобы ни грешник не отчаивался, ни праведник не думал высоко о себе. Праведник ты? Не падай. Грешник ты? Не отчаивайся. Если каждый день согрешаешь, каждый день кайся. Подобно тому, как в обветшавших домах, когда они сгниют, мы удаляем сгнившие части и заменяем новыми и никогда не оставляем подобных забот, так точно и ты, если обветшал от греха, обновляй себя покаянием».
«Правда, – говоришь ты, – я грешен. Но это ты говоришь одним языком; скажи же сердцем, и вместе со словом воздыхай, чтобы тебе постоянно быть в добром настроении. Ведь если бы мы скорбели о грехах, если бы воздыхали о прегрешениях, то ничто другое не печалило бы нас, потому что эта скорбь отгоняет всякую печаль».
О посте
«Хочешь ли знать, какое украшение для людей пост, какая он оборона и защита? Подумай о блаженном и чудном роде монашествующих. Они, убежав от мирского шума и востекши на вершины гор и построив кельи в тишине пустыни, как в некоей спокойной пристани, взяли себе пост в товарищи и сообщники на всю жизнь. Зато он и сделал их из людей ангелами; да и не их одних, но и кто в городах соблюдает его, – всех возводит он на самую высоту любомудрия».
«Итак, отвергнув все излишнее для природы, будем довольствоваться одним только необходимым. Что может быть святее той трапезы, где изгнаны пьянство, объедение и всякое излишество, а вместо того введено некое чудное соревнование в охранении законов Божиих…»
О душе
«Для того Бог дал нам тело от земли, чтобы мы и его возвели на небо, а не для того, чтобы чрез него и душу совлекли на землю».
«Для того у нас и бессмертная душа, равно как и тело будет бессмертным, чтобы мы могли наслаждаться нескончаемыми благами. Если же ты пригвожден к земле, тогда как тебе предлежат небесные блага, то подумай, какое великое оскорбление наносится Дарующему, когда Он предлагает тебе горние блага, а ты нисколько не ценишь их и промениваешь на землю блага небесные».
|