† Православие в Томске / Новости / Кротость, доверие к Богу и дела веры: Церковь готовится к Великому посту

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
09.09.2017
Почетным знаком Кузбасской митрополии награжден митрополит Томский и Асиновский Ростислав
09.09.2017
Митрополит Томский и Асиновский Ростислав посетил торжества по случаю юбилея Мариинской епархии
08.09.2017
Священник освятил музей под открытым небом «Томск купеческий. История Заозёрья»
07.09.2017
Священник Томской епархии принял участие во встрече главы Томской области с томскими общественниками
07.09.2017
Экскурсией по православному Томску начался учебный год для учителей Кировского района
06.09.2017
Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» стартовал в Томской области
03.09.2017
Приход в с. Тимирязевское отметил престольный праздник
02.09.2017
Отряд томских Православных следопытов вернулся из похода на Байкал
02.09.2017
В Томских духовных школах начался новый учебный год
01.09.2017
Стартовал международный грантовый конкурс «Православная инициатива 2017 - 2018»
01.09.2017
Митрополит Ростислав возглавил молебен на начало учебного года
31.08.2017
В праздник Флора и Лавра в томском монастыре была совершена Литургия архиерейским чином
31.08.2017
Приветственное слово митрополита Ростислава к педагогическому сообществу, родителям и учащимся по случаю нового 2017/2018 учебного года
29.08.2017
Престольный праздник отметил храм Спаса Нерукотворного села Коларово
28.08.2017
В томских храмах прошли праздничные богослужения в честь Успения Божией Матери
27.08.2017
Архиерейское служение в канун праздника Успение Пресвятой Богородицы
27.08.2017
Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
26.08.2017
Учителя из Колпашевского района посетили храмы Томска и встретились с митрополитом Ростиславом
25.08.2017
Сотрудники Отдела образования Томской епархии приняли участие в Августовской конференции работников образования
24.08.2017
Митрополит Ростислав принял участие в открытии съезда учителей Томской области

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
08.02.2020
Кротость, доверие к Богу и дела веры: Церковь готовится к Великому посту
 
Великий Пост в 2020 году начнется 2 марта. Ему предшествуют три подготовительные недели (воскресенья на церковно-славянском языке): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне и Неделя о Страшном суде. О богослужебном и духовном смысле этой подготовки нам рассказал клирик храма святого благоверного князя Александра Невского, преподаватель Томской духовной семинарии протодиакон Роман Штаудингер.

Неделя о мытаре и фарисее (9 февраля)

Церковь — она как педагог, который воспитывает своих чад. Первая подготовительная неделя показывает, что ценность человека — это кротость, смирение. Она созвучна тому, что Господь дал в Заповедях блаженства: блаженны нищие духом, блаженны кроткие. Кротость — это самое дорогое качество, то, с чего начинается путь духовный, покаяние. И это дает возможность человеку увидеть себя изнутри. И как раз тот персонаж, который негативно в этой притче отображается, — это фарисей. Сам по себе он много чего доброго сделал, но Господь делает акцент на противопоставлении двух контрастов. Именно самолюбование, гордость не дают нашим делам принести плода. Ведь фарисей тоже добрые дела делал. Но если бы его гордыня и надменность отсутствовали, то, наверное, плоды были бы и у него тоже.

В церковной жизни педагогический смысл этой притчи отображается в отмене постных дней. Пост представляется как дисциплинарная мера, и он отменяется в те дни, которые для нас дороги — среда и пятница. Мы стараемся отодвинуть обрядовую внешнюю сторону и погрузиться внутрь себя, родить то необходимое качество — свою кротость. Мы не должны кичиться теми трудами, которые можем перенести. Православные ведь могут крепко поститься, это несложно сделать. А что у нас останется, если убрать наше обыденное оружие — пост? Что из нас получится, если мы не постимся? Кротость, смирение. И вот его нужно стяжать. И сам мытарь нам становится примером.

Неделя о блудном сыне (16 февраля)

Обычно, читая ту притчу, мы акцентируем внимание на самом блудном сыне, какой он был несчастный, как он нехорошо поступил со своим отцом, но, в конце концов, разочаровался и благо, что не наложил на себя руки. Но надо расслышать и другую сторону, образ Небесного Отца. Какая у него педагогика! Ни один отец не дал бы себе испытать такой риск по отношению к своим детям. Обычно наказал — и все. Но здесь он пошел на поводу у сына. Как это расценить? Нам сложно, мы так не можем. Мы закроем на все запоры, велим дожидаться, пока старший сын получит наследство, а потом и он, тот, кто наказан. Но здесь не так. Здесь мы видим удивительное качество любви. Какая любовь у отца, что он на такой риск идет, он идет на разорение собственной семьи, собственного наследия! Ведь он родил детей, чтобы им это передать, и тут в одночасье все разрушилось каким-то капризом, наглостью. И он пошел на этот путь, на уступки этому сыну. А чем кончилось? Ведь отец сидел у окна и все время смотрел в ту сторону, куда ушел сын. Насколько сильна вера отца в сына! И сын появился на горизонте. Уже не в том виде, в каком уходил. Отец выскочил из дома, успев только взять то, что полагается передавать наследникам, — кольцо. Он бросился к сыну, обнял его, и здесь, мне кажется, можно увидеть наше Небо, вечность, насколько оно эмоционально. Господь сказал, что ради одной души будут Ангелы ликовать на небесах, насколько радостно будет Ангелам и какая радость, что душа кается и обращается к Богу. И вот здесь как раз отец показал эту радость. Не вспоминает никакого прошлого, как будто его не было. Идет сын, как будто и должен был прийти, как будто отец отправлял его за каким-то делом, и ничего не помнит. Сын попытался что-то напомнить, но отец его обнимает, лобызает и ничего не дает сказать. Вот такой наш Отец Небесный, как Он любит всех нас! Бесконечной любовью, которую мы не познали еще толком. И на какой риск он идет — потерять нас. Но любовь настолько сильна, что риск оправдан, и души возрождаются. Верим, что и в нашей жизни чудеса совершаются, и души преображаются здесь, на земле. Но это бывает нечасто, и в притче старший сын не смог преобразиться, он остался прежним. А младший сын после этой встречи, конечно, стал другим человеком.

На богослужении переживание этой притчи идет через чтение Священного Писания. Богослужение где-то раскрывает и нас самих. Священное Писание — это как ткань священной истории, и мы должны быть вплетены в эту ткань, наши имена тоже должны быть записаны в этой ткани священной истории, и когда мы через сердце пропускаем эту службу, это неделю, то это может оказаться с плодами для нас, когда открываются глаза на то, Кто тебя ждет Там. Или даже уже здесь, ведь Царство Божие претворяется в наших сердцах. Притча показывает, как Господь смотрит в ту строну, куда мы ушли, то есть в спины наши смотрит. Нам остается только развернуться, чтобы взгляды наши встретились. К нам на этой неделе возвращаются посты, продолжается воспитательный путь, на котором мы несем свою жертву Господу.

Неделя о Страшном Суде, Мясопустная (23 февраля)

На этой неделе о мясе можно уже не мечтать, пусто с мясом. Конечно, у христиан бывают последние надежды, что перед этим воскресеньем надо хорошенько наесться, заговеться, и все спешат сделать это. Но тут нужна некая этика. Потому что то, как мы заговляемся и разговляемся, бывает даже с несчастными случаями. Наш батюшка рассматривал дореволюционную статистику, и заметил, что на разговении после Пасхи увеличивалось количество смертных случаев. Поэтому важно нам соблюдать культуру и понимать, что это какая-то страстность. Неделя о Страшном Суде — сплошная, мы всю неделю едим молочное, в том числе в среду и пятницу. Мы поэтапно отсекли одно, другое, перед тем, как погрузиться в глубины поста.

Отрывок Евангелия, читаемый на этой неделе, связан со Страшным судом, где Господь будет делить всех ошуюю и одесную, когда будет воскрешение мертвых. Здесь есть то, о чем мы должны переживать: наша вера должна увлажняться делами. Дела во Христе — это дом, который мы строим на камне. Важно, чтобы вера не превращалась в песок без дел. Только приправляясь делами, мы можем что-то построить. Поэтому это чтение нас напрягает, дает погрузиться в это. Но Церковь не пугает, она очень трезво говорит обо всем. Здесь нет убаюкиваний, компромиссов. С грехом нужно бороться, и тут не может быть компромиссов. 

 

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru