Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Основы православной культуры
Томское церковное краеведение
Епархиальные СМИ
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Пятница, 05 июня 2020 года.
Новости
04.06.2020
В Томске прошла онлайн-конференция «Свято место пусто не бывает»
04.06.2020
Студенты томского колледжа приняли участие в художественном практикуме «История рисованной Буквы»
03.06.2020
Истории Троицкого кафедрального собора посвящены публикации на страницах Томской епархии в соцсетях
01.06.2020
Митрополит Ростислав возглавил богослужение в день памяти святых отцов семи вселенских Соборов
01.06.2020
Сотни семей получают помощь благодаря работе Гуманитарного склада
28.05.2020
Празднование Вознесения Господня
27.05.2020
Православные христиане отмечают Отдание Пасхи
27.05.2020
Первые в России. Профессор ТПУ рассказала о возникновении Кирилло-Мефодиевских чтений в Томске
24.05.2020
Христианский мир вспоминает святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия
23.05.2020
Престольный праздник отметил храм в д. Губино
22.05.2020
«Быть христианами не только по имени, но и по жизни». Митрополит Ростислав возглавил богослужения в праздник святителя Николая Чудотворца
21.05.2020
Святыни томских храмов. Иконы святителя Николая Чудотворца
21.05.2020
Архиерейское богослужение в день памяти апостола Иоанна Богослова
21.05.2020
Поросинская школа проводит медиаконкурс в рамках Дней славянской письменности и культуры
20.05.2020
Состоялась секция педагогов изобразительного искусства г. Томска
20.05.2020
Проведена областная научно-практическая конференция с международным участием
20.05.2020
Студенты ТПУ приняли участие в онлайн-конференции в рамках Днях славянской письменности и культуры
18.05.2020
Митрополит Ростислав возглавил богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе о самарянке
18.05.2020
Томские школьники выяснили, как влияет современная культура на патриотизм молодёжи
17.05.2020
Томичей поздравляют с Юбилейными днями славянской письменности и культуры

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 »
05.04.2020
Святая Мария Египетская: подвиг преодоления страсти
 
В пятое воскресенье Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской — одной из самых великих святых за всю историю христианства

«Преподобной матерью нашей Марией Египетской» называет

Православная Церковь одну из своих величайших святых, чья жизнь

являет нам пример низменного грехопадения и безмерного раскаяния

перед Богом. В наше время разрушения нравственных ценностей и

искажения моральных норм образ святой – в прошлом обычной

женщины, с девичества пребывавшей в грехе и сумевшей избавиться от

пагубных пристрастий, познать Бога и очистить душу покаянием,

служит доказательством того, что любой человек способен с Божией

помощью обрести внутреннюю свободу – свободу от греха.

Святая Мария Египетская: подвиг преодоления страсти

«Преподобной матерью нашей Марией Египетской» называет Православная Церковь одну из своих величайших святых, чья жизнь являет нам пример низменного грехопадения и безмерного раскаяния перед Богом. В наше время разрушения нравственных ценностей и искажения моральных норм образ святой – в прошлом обычной женщины, с девичества пребывавшей в грехе и сумевшей избавиться от пагубных пристрастий, познать Бога и очистить душу покаянием, служит доказательством того, что любой человек способен с Божией помощью обрести внутреннюю свободу – свободу от греха.

Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская

Житие преподобной Марии, названной Египетской по своему рождению в Египте в середине V века, дошло до нас благодаря трудам святителя Софрония – иерусалимского патриарха, записавшего его по преданию, которое хранили палестинские монахи. Десятилетиями они передавали его из уст в уста со слов преподобного Зосимы Палестинского (460–560), рассказавшего о великом чуде, ниспосланном ему Богом – встрече в пустыне со святой Марией.

Причина этой встречи становится понятна, когда мы узнаём историю самого старца Зосимы, который в младенчестве был отдан в монастырь, где «доблестно подвизался в постничестве до 53 лет». Уже в зрелости «его стала смущать мысль о том, что он достиг полного совершенства и более не нуждается ни в каких наставлениях». И подумал Зосима, есть на земле человек, превзошедший его в делах постничества и способный показать ему пример подвижничества? Однажды старцу явился Ангел и дал совет оставить монастырь, где он пребывал, и идти в другой, рядом с рекой Иордан. Внемля совету, Зосима отправился в путь и нашёл обитель, где его приняли, и где он остался на долгое время. Пребывал там со старцами, «сиявшими добрыми делами и благочестием», служившими Господу «непрестанным пением, всенощной молитвой, постоянным трудом».

В обители был особенный обычай: в первую неделю Великого поста за Божественной литургией братья причащались Святых Тайн, вкушали постной пищи, прощались друг с другом и, перейдя Иордан, уходили в пустыню. Все дни поста иноки подвизались в одиночестве и молитве, обеспечивали себя пропитанием и ночлегом, а к Неделе Ваий – Вербному воскресенью вновь возвращаться в монастырь.

Пришло время, когда и Зосима вместе с братьями отправился в пустыню стяжать благодать Божию. После двадцати дней пути старцу привиделась тень человека. Сначала он принял видение за бесовское наваждение, но после усиленной молитвы вновь увидел нагую, дочерна опалённую солнцем фигуру с белыми волосами до плеч. Когда же Зосима с радостью кинулся к путнику, тот стал удаляться от него вглубь пустыни. Преодолевая усталость, старец бросился за беглецом. Со слезами взмолился он, прося отшельника остановиться и преподать благословение надежды ради воздаяния за его подвиг.

И тогда человек обратился к Зосиме, назвав его по имени и прося у него прощения и любой одежды, чтобы прикрыть наготу: беглецом оказалась женщина.

«Страх и ужас объял Зосиму, когда он услышал своё имя из уст той, которая никогда его не видала и о нём ничего не слыхала», - свидетельствует житие. Сняв с себя часть одежды и отвернувшись, Зосима бросил её отшельнице, которая испросила его благословения, назвав старца иереем, много лет совершающим таинства в Церкви. Это откровение повергло монаха в ещё больший трепет, и он понял, что Господь не напрасно привёл его сначала в иерусалимскую обитель, а затем в пустыню, где он и встретился с подвижницей, рассказавшей ему страшную и удивительную историю своей жизни.

«Бог ожидал моего покаяния…»

Сокрушаясь о давних грехах, женщина поведала, как, прожив до 12 лет в Египте, она сбежала от родителей в Александрию – крупный портовый город того времени. Там она утратила девственность «и стала неудержимо, ненасытно предаваться любодеянию». Больше 17 лет она жила в нечистоте, совершая «блуд со всеми не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого… не хотела брать», но лишь для того, чтобы вновь и вновь предаваться греху.

– Не думай, что я была богата и оттого не брала, – нет, я жила в нищете, часто голодная пряла охлопья, но всегда была одержима желанием ещё более погрязнуть в тине блуда: я видела жизнь в постоянном бесчестии, – вспоминала святая.

Однажды она увидела много мужчин, египтян и ливийцев, отправлявшихся в морское путешествие. Узнав, что они едут в Иерусалим на предстоящий праздник Воздвижения Креста Господня, девушка напросилась на корабль, но не из желания прикоснуться к великой святыне, а для того, чтобы предаться страстям с молодыми мужчинами.

- Как тебе, человек Божий, сказать, что было дальше? Какой язык, какой слух вынесет рассказ о позорных делах, совершённых мною на корабле во время пути: я увлекала на грех даже против воли, и не было постыдных дел, каким бы я не научала, – продолжала женщина свою исповедь. – Поверь, отец, я ужасаюсь, как море перенесло такой разврат, как не разверзлась земля и не погрузила меня живою в ад после совращения столь многих людей! Но я думаю, что Бог ожидал моего покаяния, не желая смерти грешника, но с долготерпением ожидая обращения.

В Иерусалиме она также, до самого праздника, предавалась разврату. В день Воздвижения Животворящего Креста Господня, увидев, что все люди идут в церковь, девушка пошла за ними. Однако никакие попытки проникнуть в храм ей не удавались: народ вновь и вновь оттеснял её от дверей, пока она не поняла, что в церковь её «не допускала какая-то Божественная сила».

– Отчаявшись, я со стыдом отступила и встала в углу притвора, – рассказывала Мария. – Очнувшись, я подумала, какая вина не дозволяет мне видеть Животворящее древо Креста Господня… Тогда я стала горько плакать, с рыданиями бить себя в грудь и вздыхать от глубины сердца.

Увидев на стене икону Пресвятой Богородицы, она со слезами стала молить Матерь Божию заступиться за неё перед Господом и дала обет, поклонившись Божественному Кресту, изменить свою жизнь. Только после этого девушка вошла в храм, приклонилась перед святыней и возблагодарила Господа и Божию Матерь за милосердие.

Вернувшись в притвор и склонившись перед иконой Богородицы, она стала слёзно просить Богоматерь наставить её на путь спасения. И тогда Мария услышала голос, который возвестил ей перейти через Иордан и найти «полное успокоение».

Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская

Она спасала душу молитвами

В поисках пути к Иордану Мария заходила в церкви, где молилась и причастилась Святых Христовых Тайн. Непрестанно обращаясь ко Господу и Богородице, она удалилась в пустыню и провела там, как сказала Зосиме, примерно 47 лет. Её пропитанием на долгое время стал хлеб, принесённый из Иерусалима, и найденные в песках растения. Одежда на ней с годами истлела, и она изнемогала летом от зноя, а зимой от холода. Но святая непрестанно молилась, так что «сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело», – говорила она.

Праведница поведала, какие мучения претерпела, 17 лет преодолевая греховные страсти, с которыми боролась, «как с лютыми зверями». Мечтая о мясе и вине, которое часто пила в Египте, она изнемогала от жажды, не имея даже воды. Когда у неё возникало желание петь блудные песни, она проливала слёзы и вспоминала обеты, данные перед странничеством. Преодолевая похоть, «повергалась на землю и обливалась слезами, представляя себе, что перед мною стоит Сама моя Поручительница, осуждает моё преступление и грозит за него тяжёлыми мучениями». Только молитвами Мария спасала свою душу.

Поразила святая старца Зосиму ещё и тем, что, заканчивая повествование, произнесла слова «Священного Писания из Моисея, пророков и Псалтири». Когда же старец спросил её, не изучала ли она псалмы и другие книги, Мария ответила, что не только никогда не умела читать и писать, но, покинув мир, не видела ни человека, ни зверя и не могла даже слышать что-то подобное. Но «слово Божие везде и всегда просвещает разум и проникает» даже до такой грешницы, как она. Наблюдая за подвижницей, Зосима был потрясён, увидев, как, молясь, святая поднималась над землёй, а в другой раз он видел её переходящей через реку Иордан, как по суше.

Побеседовав со старцем, Мария попрощалась с ним, попросила молиться за неё и через год вернуться на место их встречи со Святыми Дарами, чтобы ей причаститься перед Пасхой. В назначенный срок Зосима исполнил её просьбу. Когда же он вернулся в пустыню в следующий раз, то нашёл святую почившей, а рядом с её телом – надпись на земле с просьбой о погребении «смиренной Марии» и указанием даты ухода в мир иной – в апреле, «в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Так преподобный Зосима узнал имя праведницы, которое не спросил во время двух встреч, а также о том, что святая отошла ко Господу сразу после их расставания. Со слезами старец похоронил праведницу и, придя в монастырь, рассказал инокам о её жизни и великом подвиге.

Мариино стояние

14 апреля и в четверг пятой седмицы Великого поста Церковь чтит память преподобной Марии Египетской. В четверг (реально – накануне, в среду вечером) совершается богослужение, которое называется «Мариино стояние». Эта продолжительная служба проходит раз в году. За ней полностью прочитываются Великий покаянный канон прп. Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался частями с понедельника по четверг), а также канон и житие прп. Марии Египетской.

По мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), когда и была составлена эта служба, молитвенное предстояние способно помочь верующим обрести надежду на изменение своей жизни и достойно завершить пост, встретив Светлое Христово Воскресение.

Мариино стояние – служба, которая утешает страждущих и побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

Тропарь, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней, темже и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак, глас 4

Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце славная, пришла еси ко Христу: сего всенепорочную и святую матерь молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Основы православной культуры | Томское церковное краеведение | Епархиальные СМИ | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2015 Pravoslavie.Tomsk.Ru
??????????? ???? ??????? ???????????? ?????? /
??????????.ru ?????? ???????????