14 и 15 апреля, во второй и третий дни Страстной недели, в храмах Томской епархии совершались особые богослужения, посвящённые усиленному приготовлению к Страстям Христовым.
Его Высокопреосвященство, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил вечером 13 и 14 апреля утреню, а утром 14 и 15 апреля – Литургию Преждеосвященных Даров в Богоявленском кафедральном соборе.
Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день Иисус Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, последний раз проповедует в Иерусалимском храме.
В этот день в церкви читается четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом. Только присутствуя на богослужении, можно понять весь сокровенный смысл и глубину событий Великого Вторника, слов и притч, сказанных в этот день Спасителем ученикам и народу.
Вторник и Среда Страстной седмицы посвящены нескольким евангельским событиям.
В Великий Вторник вспоминается обличение Иисусом Христом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском храме: о дани кесарю (Мф. 22, 15–22) и о воскресении мёртвых (Мф. 22, 23–33), о Страшном суде (Мф. 25, 31–46) и кончине мира (Мф. 24, 3–42), о десяти девах (Мф. 25, 1-13) и талантах (Мф. 25, 14-30).
В Великую Среду вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей драгоценным миром Иисуса Христа в доме Симона прокаженного и этим приготовившей Спасителя к погребению (Мф. 26, 6-13), а также решение апостола Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников (Мф. 26, 14-16).
Песнопения из службы в Великий Вторник:
Стихиры на «Господи, воззвах»
Глас 2
Душевною леностию воздремався, / не стяжах Женише Христе, / горяща светильника иже от добродетелей, / и девам уподобихся буим, / во время делания глумляся: / утробы щедрот Твоих не затвори мне Владыко, / но оттряс мой омраченный сон, возстави Милостиве, / и с мудрыми введи девами в чертог Твой, / идеже глас чистый празднующих, / и вопиющих непрестанно: / Господи слава Тебе.
Глас 4
Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе, / не скрывай словесе Божия, / возвещай чудеса его, / да умножающи дарование, / внидеши в радость Господа твоего.
Песнопения из службы в Великую Среду:
Седален, глас 3
Блудница приступи к Тебе, / миро со слезами изливающи на нозе Твои Человеколюбче, / и смрада зол избавляется повелением твоим! / Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный, / сию отлагает, и смрадом одевается, / сребролюбием продая Тебе. / Слава Христе благоутробию Твоему.
Седален, глас 4
Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, / предати Тя Господи, сокровище живота, лестно поучашеся, / отонудуже и упився, течет ко иудеом, / глаголет беззаконным: / что ми хощете дати, и аз вам предам, / во еже распяти Его?

|