18 апреля, в Великую Субботу Страстной седмицы, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора.
Великая Суббота посвящена воспоминанию погребения и пребывания во гробе Тела Иисуса Христа и Сошествия Спасителя во ад.
По уставу Литургия Великой Субботы начинается вечерней, которая относится уже к следующему дню, то есть воскресению, именно поэтому на ней великопостные песнопения соединяются с торжественными воскресными.
Вечерня и Литургия Великой Субботы – первое богослужение, посвящённое Воскресению Христову как историческому событию в контексте Победного Сошествия Христа во ад и изведения из него узников: поются стихиры Воскресения, читаются пророческие паремии о Воскресении, Воскресные Апостол и Евангелие.
По уставу в первой части богослужения Великой Субботы архипастырь и духовенство были ещё одеты в черные, великопостные облачения, однако перед чтением Евангелия все священнослужители переоблачились в белые ризы.
Евангельское чтение в этот предпасхальный день возвещало о землетрясении, бывшем при гробе Господа, о Его Воскресении и явлении Женам-мироносицам, о бегстве стражей, подкупе их священниками, о явлении Господа ученикам в Галилее и заповеди идти и научить все народы, крестяще их «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 27, 62–66; Мф. 28, 1–20).
Особенностью Литургии последнего дня Страстной седмицы является также пение величественной и проникновенной песни «Да молчит всякая плоть человеча» вместо Херувимской, причём поётся данное песнопение всего один раз в году.
По окончании Литургии Его Высокопреосвященство совершил благословение хлеба и вина в память древней традиции – оставаться в храме до пасхальной утрени, слушая чтение книги Деяний Апостольских, а затем обратился ко всем присутствующим с проповедью, напомнив, что именно суббота была объявлена Творцом, как «день покоя», так как в этот день Господь не только упокоился от дел творения, но и «уснул Плотию».
– Сегодня мы совершаем богослужение перед Святой Плащаницей, которая напоминает нам о действительной смерти, которую по человеческой природе принял ради нашего спасения Господь наш Иисус Христос, – отметил митрополит Ростислав.
Архипастырь объяснил смысл особых стихир Великой Субботы, где говорится о том, что ад попран, низвержен, разрушена его сила.
– Христос победил ад, победил смерть. И в этот именно день, в Великую Субботу, за несколько часов до Пасхи, в Святом граде Иерусалиме Господь прославляет место Своего Погребения явлением Божественной благодати, или как греки называют его – не Благодатный Огонь, а Благодатный Свет. Ожидается и сегодня появление Божественной благодати видимым образом на живоносном гробе Христа Спасителя, – продолжил архиерей.
Его Высокопреосвященство заметил, что Божественная благодать в эти дни от гроба Господня «преизливается как чаша, наполненная до краёв».
– И если будут восприимчивы к этой Божественной благодати и наши с вами сердца, то эта радость Святой Пасхи, которая преподаётся и посредством Благодатного Огня, не пройдёт мимо нас, – заверил присутствующих в храме архиерей.
Архипастырь поздравил собравшихся с Великой Субботой и пояснил, почему в последние часы перед Пасхой читается именно книга Деяний Апостолов. По словам святителя Иоанна Златоуста, «лучшим доказательством Воскресения Спасителя является жизнь апостолов». До Воскресения Иисуса Христа апостолы были боязливы, они разбежались, спрятались, а когда Господь Воскрес и явился им, озарив их силой Своего Воскресения, апостолы очень сильно изменились.
– Они стали такими мужественными, бесстрашными, что несмотря ни на какие опасности, не могли замолчать и повсюду проповедовали Святое Евангелие, как о том повествуется в книге Деяний святых Апостолов, – объяснил глава Томской митрополии.
Песнопения из службы в Великую Субботу:
Тропарь, глас 8
Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо Ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же сему ли́цы А́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще и вопию́ще песнь: Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа.
Задостойник
Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющыя.
|