† Православие в Томске / Новости / Архимандрит Иосиф (Еременко) представил в ТДС доклад о святом праведном Иоанне Кронштадтском

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
08.05.2005
Открытие выставки церковного исскуства в г.Томске
08.05.2005
8 мая в город Томск из Иерусалима был доставлен Благодатый огонь
08.05.2005
Пасхальный утренник
06.05.2005
Престольный праздник в Кожевниково
05.05.2005
Состоялось награждение участников и победителей Всероссийского конкурса детского рисунка «Наш Святейший Патриарх»
04.05.2005
Состоялось расширенное заседание Оргсовета по подготовке и празднованию Дней славянской письменности и культуры
01.05.2005
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего РОСТИСЛАВА, Архиепископа Томского и Асиновского, боголюбивым пастырям, честному монашеству и всем верным чадам Томской епархии Русской Православной Церкви
01.05.2005
1 мая Православная Церковь праздновала Светлое Христово Воскресение
30.04.2005
В Томских храмах прошли службы Великого четверга
26.04.2005
Годовщина аварии на Чернобольской АЭС
24.04.2005
Вход Господень в Иерусалим
23.04.2005
Литургия для лишенных слуха
19.04.2005
Встреча архиепископа Томского и Асиновского Ростислава с Генеральным директором птицефабрики «Томская» Криворучко Александром Павловичем
07.04.2005
По старинной традиции в день Благовещения в России выпускали на свободу птиц
07.04.2005
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
05.04.2005
Соглашение Томской Епархии и Управления ФКСН
03.04.2005
Освящение восстановленного храма в селе Первомайское
03.04.2005
Крестопоклонное Воскресение
11.03.2005
Посещение Поросинской школы
09.03.2005
Широкая масленица

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
11.12.2020
Архимандрит Иосиф (Еременко) представил в ТДС доклад о святом праведном Иоанне Кронштадтском
 
9 декабря на актовом дне в ТДС ректор семинарии выступил с докладом, приуроченным к памятным датам святого – 190-летию со дня рождения (2019) и 30-летию со дня прославления (2020).

Доклад архимандрита Иосифа (Еременко), ректора Томской духовной семинарии, «Праведный Иоанн Кронштадтский – святой нашего времени»

Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!

В год от Рождества Христова 1829 октября 19-го дня, в селе Сýра Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного причéтника Ильи Михайловича Сергиева и его жены Феодоры Власьевны при самой скудной, печальной обстановке родился мальчик, получивший в Таинстве Крещения имя Иоанн, в честь преподобного Иоанна Рыльского.

В юности, в годы, менее всего благоприятные для укрепления себя в молитвенном подвиге, Иван Сергиев, познавший сладость молитвы и доброделания, твердо встал на путь спасения.

После того, как Иван Сергиев прошел все ступени образования – от домашнего и Архангельского приходского училища до Санкт-Петербургской духовной академии, – в 1855 году он был рукоположен в священники и назначен в Андреевский собор г. Кронштадта, в котором прослужил 53 года, вплоть до своей кончины…

С первых дней священнослужения молодой батюшка проявил особенную любовь к частому совершению богослужения. Он с величайшей охотой совершал церковные службы не только в свою чреду, но и за других священников. «Первые годы я не каждый день совершал Литургию и поэтому часто расслабевал духовно… потом стал ежедневно причащаться», – рассказывал отец Иоанн о своей богослужебной практике. Свои ежедневные богослужения в последние 35 лет жизни он объяснял так: «Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага, блага истинной жизни – "не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6: 53), имел бы лишь призрак жизни».

Священническое служение отец Иоанн сочетал с педагогической деятельностью: преподавал Закон Божий в Кронштадтском уездном реальном училище и ланкастерском классе, в Кронштадтской классической гимназии. После 32 лет педагогической деятельности отец Иоанн оставил преподавание, поскольку служение на приходе занимало все его время.

Вначале отец Иоанн сам шел к народу в пределах одного своего города, а теперь уже сам народ устремился к нему отовсюду, со всех концов России. Множество людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь.

В Кронштадтском Андреевском соборе постоянно находились тысячи и тысячи верующих, прибывших помолиться вместе с дорогим батюшкой его горячей, пламенной молитвой. Отец Иоанн был точно светлый луч солнца, согревавший и животворивший сердца верующих.

Его живое слово проникало в самые глубины человеческого духа и преображало людей. Как в Андреевском соборе Кронштадта, так и в других храмах, где отец Иоанн совершал богослужения, проповедь его всегда была органичной частью богослужения. Проповеди отца Иоанна были продолжением его молитвы, поэтому он говорил «как власть имеющий, а не как книжники» (Мк. 1: 22), ибо Дух Божий говорил в нем.

Народ, который слушал Кронштадтского Иоанна Златоуста, знал, что слова его не расходятся с делом, до глубины души проникался его простой проповедью. Особенно поразительно было влияние слов отца Иоанна на пьяниц, прелюбодеев и воров, которые очень часто не могли устоять перед силой его слов. От этих слов смягчалась и раскрывалась самая черствая душа и находила в себе силы для новой жизни. Происходило «самое удивительное чудо – чудо восстановления образа Божия в грешном человеке»…

Слава о нем, как великом молитвеннике, целителе телесных и душевных недугов, распространилась не только по всей Российской империи, но проникла за границу, и люди разных национальностей и вероисповеданий на себе опытно убедились в чудодейственности молитв Кронштадтского пастыря.

Русский религиозный философ и публицист Василий Васильевич Розанов писал: «За помощью к нему, не ожидаемой, не сомнительной, а твердой и уверенной, шли люди на краю последнего страдания и когда оказывалось бессильным всяческое человеческое могущество, могущество знания и науки; шли не одни православные, но лютеране, католики, даже магометане и евреи, и Иоанн Кронштадтский, как бы переступив за пределы своей Церкви и даже выйдя из границ своего исповедания, шел как всемирный молитвенник и целитель на помощь всемирной нужде, всечеловеческому страданию».

Кронштадтский праведник имел такую пламенную, чудотворную веру, что и силы природы повиновались ему: низводил дожди и избавлял от засухи, погашал лесные пожары, прекращал эпидемии холеры и сибирской язвы…

Кронштадт стал местом доблестных подвигов отца Иоанна, местом его нравственных завоеваний и побед. Здесь он совершил величайший подвиг христианской благотворительности, едва ли где практиковавшейся в таких грандиозных размерах.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).

Исполнение этой заповеди Спасителя стало одной из граней духовной жизни, жизни во Христе, Кронштадтского угодника Божия.
Город Кронштадт, расположенный на острове Котлин в Финском заливе, во время пастырства там отца Иоанна, являлся, прежде всего, военно-морской крепостью с военным портом.

Другая часть города была жутким местом ссылки мелких воров, бродяг и других асоциальных элементов, которые жили не в домах, а на окраине города в землянках, лачугах и срубах.

Отец Иоанн записал в дневнике: «Тучи нищих – кто не видел?.. Кто не видел и того, что между ними есть много людей молодых и здоровых, представляющих из себя весьма жалкую фигуру по своей крайне грязной и изорванной одежде, трясущихся в преддверии храма или у заборов в ожидании какого-либо проходящего благодетеля?.. <…> Кто не видал между ними и множество детей обоего пола, представляющих из себя такое же жалостное зрелище нищеты и бесприютности?.. А всю картину кронштадтской нищеты кто представить может?»

И отец Иоанн с первых дней своего священства пошел в трущобы. Ежедневно он бывал в убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая не только деньги, но и все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог.

Однако, видя, что нельзя было помочь делу только раздачей денег, потому что некоторые его «пациенты» пропивали сразу всякую копейку, попадавшую им в руки утром, а к полудню вновь шли за деньгами, отец Иоанн понял, что для таких людей необходим разумный труд, а не подаяния.

И на семнадцатом году священства он решается с помощью Божией действовать…

В начале 1872 года отец Иоанн через газету «Кронштадтский вестник» обратился с двумя воззваниями к обществу, дабы оно помогло ему осуществить великую идею устройства в Кронштадте «Дома трудолюбия» имени императора Александра II, в котором нуждающиеся люди могли бы заработать себе дневное пропитание, ночлег и немного денег.

Дав нищим мещанам возможность трудиться и учиться, по мысли отца Иоанна, кронштадтское общество явит на деле всему миру свое христианское милосердие, а нищие станут полезны для общества, снизится и уровень преступности в городе.

И Господь во благовремении послал в помощь отцу Иоанну «людей со средствами, верующих, добрых, устроить дело сие на твердом основании».

В 1882 году в Кронштадте было построено просторное и прекрасно оборудованное здание «Дома трудолюбия».

«Дом трудолюбия» – это уникальное социальное учреждение, это был целый город, полный кипучей, разносторонней и осмысленной деятельности: рабочие мастерские, где в течение года работало 25000 человек; женские мастерские; вечерние курсы ручного труда; школа на триста детей; детский сад; сиротский приют; загородный дом для детей с огородами; бесплатное призрение для бедных женщин; народная столовая с небольшой платой и благотворительными обедами; народные чтения (лекции); бесплатная народная читальня; бесплатная амбулаторная лечебница с гимнастическими приспособлениями и аптека; воскресная школа; общедоступная зоологическая коллекция; четырехэтажная гостиница для паломников.

Такая разносторонняя помощь оказывалась всем, вне различия происхождения и вероисповедания. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (см.: Лк. 10: 30-37).

В 1890 году в «Доме трудолюбия» отцом Иоанном была освящена домовая церковь во имя благоверного князя Александра Невского.

Кронштадтский «Дом трудолюбия» стал не случайным, не эпизодическим явлением, но положил начало созданию подобных социальных заведений в империи.

За 30 лет по всей России было создано около ста «Домов трудолюбия»…

В 1892 году в Томске при поддержке томского губернатора Германа Августовича Тóбизена и епископа Томского и Семипалатинского Макария (Парвицкого-«Невского») при Томском Иоанно-Предтеченском женском монастыре был открыт «Дом трудолюбия» – второй в России и первый в Сибири. Это учреждение трудовой помощи стало частью епархиальной программы противодействия тунеядству и нищенству.

В томский «Дом трудолюбия», созданный непосредственно «для поддержания томских жительниц, оставшихся без попечения и помощи», принимались девицы и женщины, иногда с детьми на руках, ищущие временного заработка или пристанища, вплоть до «приискания постоянных занятий», приносящих доход. Епископ Макарий был убежден, что «всякое общество, как бы оно низко ни пало, все еще может считать себя не безнадежным до тех пор, пока здорóва телом и душой женщина, так как в ней лежит сила будущих поколений. <…> Без преувеличения можно сказать, что мы хороши или дурны постольку, поскольку хороши или дурны наши матери».

В числе благотворителей томского «Дома трудолюбия» были как сам отец Иоанн Кронштадтский, так и иркутский и томский губернаторы, купцы и горожане…

В 1920 году, с закрытием монастыря, прекратил свое существование и томский «Дом трудолюбия»…

Видя в Кронштадтском пастыре великого милостивца и бессребреника, у которого деньги не «прилипали к рукам», разные люди доверяли ему свои пожертвования, и потекли к отцу Иоанну огромные суммы на благотворительность.

Кроме «Дома трудолюбия», который отец Иоанн содержал в основном за свой счет, он щедро жертвовал на строительство монастырей, храмов, школ и больниц, поддерживал материально множество других начинаний и учреждений: Красный Крест, Общества трезвости, организации ветеранов, пострадавших во время войны, Фонд «помощи впавшим в нужду переселенцам», стипендии для учащихся Санкт-Петербургской духовной академии, сиротские приюты, столовую Санкт-Петербургского университета…

Отец Иоанн получал благодарственные письма из всех благотворительных и религиозных организаций Российской империи, из больниц и даже из Общества пчеловодов, Общества по предотвращению жестокого обращения с животными и из ассоциации, оказывающей «братскую помощь армянам, пострадавшим от турок». В своих письмах члены этих организаций подчеркивали гигантское символическое значение его помощи: по их словам, благодаря поддержке пастырем какого-либо начинания, финансовые вложения в него возрастали. Люди со всех концов империи, стремившиеся помочь ближним, но при этом желавшие знать, куда лучше вкладывать деньги, следовали примеру пастыря. В результате вложенные им сто или пятьсот рублей умножались во много раз…

«Он один в течение десятков лет составлял целое министерство благотворительности!» – писал известный русский мыслитель и общественный деятель Михаил Осипович Меньшиков.

Социальное служение отца Иоанна доказывает несостоятельность мнения тех, кто считает, что Церковь должна заниматься только духовной работой и не заботиться о материальных нуждах людей.

Отец Иоанн Кронштадтский создал всеохватывающую структуру помощи нуждающимся, при которой вместо единовременной милостыни проситель получал ночлег, питание и постоянную посильную работу, чтобы их оплачивать, а также пастырское окормление и возможность духовного, интеллектуального и эстетического возрастания. Проситель любого пола, возраста и семейного положения, бездетный или с детьми любого возраста, любого физического состояния и уровня профессиональной подготовки получал здесь не милостыню, не несколько грошей и кусок хлеба, а реальную возможность начать свою жизнь заново.

Деятельность отца Иоанна Кронштадтского заложила основы системы социального обеспечения в России. И до сих пор, например, маленьких детей водят в ясли – таким, понятным каждому словом, батюшка назвал дошкольное учреждение при «Доме трудолюбия».

Благотворительность отца Иоанна дает удивительный пример врачевания социальных недугов современного ему общества. Изучение этого опыта и творческое его осмысление может стать основой для решения многих проблем общества ХХI века.
Сейчас различные социальные учреждения имени праведного Иоанна Кронштадтского работают по всему миру: в России, Чили, Иране, Канаде, Пакистане, Германии, США и других странах.

Достойно пронеся тяжелый спасительный крест священнического служения Богу и людям, совершив подвиг, одержав победу, протоиерей Иоанн Кронштадтский предал свою душу Господу 20 декабря 1908 года в 7 часов 40 минут…

14 июня 1990 года состоялась торжественная канонизация протоиерея Иоанна Кронштадтского в городе на Неве, у стен Иоанновского женского монастыря на Карповке.

Еще до официального его прославления весь православный мир обращался к великому праведнику земли Русской и светочу Вселенского Православия: «Святой праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!»

Фото: Пресс-служба Томской епархии
 

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru