26 апреля, в Великий Понедельник Страстной седмицы, в томских храмах совершались особые богослужения, посвященные усиленному приготовлению к Страстям Христовым. Митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в Богоявленском кафедральном соборе.
Страстной седмицей, или Страстной неделей, называется заключительная неделя перед Святой Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, Крестной смерти и погребении. Эта неделя особо чтится Православной Церковью.
Каждый день Страстной недели – великий и святой, в эти дни во всех храмах совершаются продолжительные службы, которые особо величественны, украшены пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышенными, вдохновенными песнопениями.
Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению верующих к Страстям Христовым.
В Великий Понедельник за богослужением христиане проживают вместе с Церковью события, когда Господь Иисус Христос после его торжественного входа в город Иерусалим возвратился в город Вифанию на ночлег. На следующий день Христос снова направляется в Иерусалим. По пути он встречает у дороги смоковницу и, как говорит Священное Писание, проклинает ее: «Подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21, 19).
Ученики Христовы, заметив это, удивленно указывают Господу на засохшую смоковницу, на что получают ответ: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет» (Мф. 21, 21).
Конечно же, Господь по Своему Всеведению не мог не знать, что на смоковнице нет плодов. Так для чего же Он проклял смоковницу на глазах апостолов? А для того, чтобы им и всем показать назидательный пример.
Смоковница является образом человека и его души. Без духовных плодов жизнь человека не является спасительной. Часто в жизни человек обращает внимание на симпатичных людей, с ними в большей мере приятнее общаться, но не часто это общение является полезным и оно не приносит для души духовные плоды.
Блаженный Феофилакт Болгарский говорит следующее: «Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие… Он будет и иссушен: во время мучений его в пламене у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача».
В проповеди на вечернем богослужении митрополит Томский и Асиновский Ростислав подчеркнул, что Церковь в этот день обращает внимание людей на смоковницу, чтобы напомнить им о душе.
– Часто на исповеди священники соприкасаются с таким явлением... Человек приходит на исповедь, вроде бы кается, а вместо того, чтобы исповедовать свои грехи, он исповедует грехи всех остальных, но только не свои, – отметил архипастырь.
Его Высокопреосвященство указал на оправдания человеком своих грехов, приведя в пример прародителей всех людей Адама и Еву, которые после совершенного греха в Раю не принесли Богу покаяние, а начали обвинять других, но только не себя. Часто человек надевает на себя личину, создавая видимость благополучия, иллюзию, чтобы другие считали его таким, каким он не является.
В Великий Понедельник Церковь также вспоминает праведного Иосифа, сына Иакова. О нем повествует книга Бытия. Иосиф жил на земле за две тысячи до Рождества Христова. Но однако, он является прообразом Самого Христа. Иосиф был продан в рабство своими братьями за двадцать сребреников и увезен в Египет. Но Бог был с ним и через некоторое время Иосиф становится вторым человеком в Египте, после фараона. Это позволило ему спасти своих родителей и братьев от голода и неминуемой гибели, когда по всей земле египетской и ее окрестностям настало время голода.
Таким образом, Церковь напоминает всем о необходимости правильного, неискаженного взгляда на самих себя, на свою духовную жизнь, дабы не уподобляться красивой внешне, но бесплодной смоковнице. Также – не быть людьми, создающими вид благочестивых, но такими не являющимися, но приносить плоды духовные, прежде всего в виде покаяния и насаждения в душе добродетелей. И это невозможно сделать человеку без Бога, Который дает Себя всем христианам в Таинстве Святой Евхаристии.







Фото: Анатолий Налетов
|