† Православие в Томске / Новости / В Великий Вторник в томских храмах были совершены богослужения Страстной седмицы

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
15.07.2016
Двадцатилетие первого выпуска Томской духовной семинарии
13.07.2016
Выпускникам семинарии вручены документы об окончании духовной школы
13.07.2016
Томичи приняли участие в сборах православных следопытов Сибири
12.07.2016
Митрополит Ростислав возглавил богослужение в престольный праздник Петропавловского собора
11.07.2016
Митрополит Ростислав освятил храм в с. Берегаево Тегульдетского района
11.07.2016
В храм села Малиновка принесены мощи святителя Спиридона Тримифунского
09.07.2016
Томская духовная семинария объявляет набор учащихся
08.07.2016
В Апреле появится церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
07.07.2016
Митрополит Ростислав совершил Божественную литургию в с. Заварзино
06.07.2016
Митрополит Ростислав совершил Литургию в Богородице-Владимирском храме г. Северска
05.07.2016
Пять архиереев возглавили богослужение в честь святого праведного Феодора в Томске
04.07.2016
Богородице-Алексиевский монастырь стал центром всесибирских торжеств в честь праведного Феодора Томского
03.07.2016
Молодёжь и прихожане томских храмов совершили крестный ход к келье старца Феодора
02.07.2016
Представитель Томской епархии принял участие в семинаре для епархий Уральского, Cибирского и Дальневосточного федеральных округов
01.07.2016
Епископ Силуан дал интервью телекомпании ГТРК «Томск» по случаю принесения иконы Божией Матери «Всецарица» в Томск
30.06.2016
Томичи встретили икону Божией Матери «Всецарица»
29.06.2016
Общественной палате Томской области исполнилось 10 лет
29.06.2016
Архиереи Томской митрополии с группой томичей совершили паломничество на Афон
28.06.2016
Для Томска написан список чудотворной Афонской иконы Божией Матери «Всецарица»
24.06.2016
Из Рязани в Томск

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
27.04.2021
В Великий Вторник в томских храмах были совершены богослужения Страстной седмицы
 
27 апреля, во второй день Страстной недели, в храмах Томской епархии совершались особые богослужения, участие в которых помогает понять весь сокровенный смысл и глубину событий Великого Вторника, слов и притч, сказанных в этот день Спасителем ученикам и народу.

Вечером 26 апреля, в канун Великого Вторника, в храмах Томска были совершены три богослужения (великое повечерие, утреня и 1-й час). В Богоявленском кафедральном соборе богослужения возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

Утром 27 апреля глава Томской митрополии возглавил в главном храме Томска следующие богослужения: 3-й, 6-й и 9-й часы, Изобразительные и вечерню, соединенную с Литургией Преждеосвященных Даров.

Его Высокопреосвященству сослужили  клирики кафедрального собора. За богослужениями пел хор семинаристов под управлением регента Марины Баевой.

Во время утрени в храме читался отрывок Евангелия от Матфея (22:15-23:39), а во время Литургии – Мф. 24: 36 – 26: 2. Содержание этих евангельских строк осмысляется в прекрасных канонах и песнопениях (настоящих шедеврах древней христианской поэзии), исполняемых за богослужениями Страстной седмицы.

В Великий Вторник Христос последний раз проповедовал перед народом в Иерусалимском храме, соответственно Его проповедь имела особенное значение. Размышляя о евангельском чтении этого дня, святитель Феофан Затворник отмечает: «Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру – Христос, и покориться Его заповедям и учению».

Ночь накануне Вторника Иисус Христос также провел в Вифании и утром опять пришел в Иерусалимский храм и много учил и в храме, и вне храма. Фарисеи, уже окончательно решившиеся погубить Христа, не упустили возможность воспользоваться моментом и уловить Спасителя в словах, спровоцировав Его на ответ, который неизбежно либо привел бы к возмущению народа, либо стал бы поводом для политического доноса римским властям. Их лицемерие при этом достигло почти карикатурной формы: мало того, что они, ревнители Закона и националисты, не погнушались для осуществления замыслов союза с представителями одиознейшей секты иродиан, по сути дела, пособниками римских оккупантов, фарисеи начали свою речь удивительно фальшивыми и льстивыми словами: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице» (Мф. 22:16). Те же люди недавно говорили о Христе: «Он не от Бога» (Ин. 9:16), «Он обманывает народ» (Ин. 7:12); и даже: «Ты самарянин, и бес в Тебе» (Ин. 8:48), но теперь им казалось, что они придумали вопрос, который при любом ответе погубит Иисуса Христа, и льстивыми словами пытались сделать так, чтобы Он не ушел от ответа. Фарисеи спросили Христа: «как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф. 22:17). Лукавство вопроса заключалось в том, что, если бы Спаситель ответил: да, – то фарисеи обвинили бы Его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если: нет, – то донесли бы на Него властям, как на мятежника. Иисус ответил очень мудро и просто: Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал свою знаменитую фразу: «...итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).

Эти слова имели неоспоримую житейскую правду: раз Иудея допускала хождение на своей территории римской монеты и собственно являлась частью Римской империи, естественно, она должна была подчиняться римским законам и платить подати. Да и сам динарий, согласно античному правовому сознанию, в некотором смысле, действительно принадлежал императору: изображение кесаря является знаком того, что монета отчеканена от его имени, и он, соответственно, является верховным собственником всей денежной массы империи. Человеческое лукавство в очередной раз не смогло противостоять Божественной мудрости.

Интриги фарисеев дали повод Спасителю обратиться к народу с очень важной речью. В своей проповеди Христос указал на те страшные изъяны в религиозной жизни израильского народа, в первую очередь, в отношении его вождей, которые и приведут к тому, что иудеи отвергнут своего истинного Царя и Спасителя и предадут Его на распятие. Надо заметить, что на словах фарисеи действительно были ревнителями благочестия: они требовали от народа строгого исполнения заповедей Божиих и сами претендовали на то, чтобы быть примером следования Закону. Сам Спаситель призвал Своих слушателей: «...всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф. 23:3).

Однако подобная ревность питалась отнюдь не искренней верой и любовью к Богу, а банальным властолюбием, корыстолюбием, тщеславием и лицемерием, т. е. желанием вместо того, чтобы жить подлинной жизнью в Боге, надеть на себя некую благочестивую маску, за которой можно спрятать свое лицо, искореженное человеческими страстями. Известно, что подобная внутренняя установка приведет к убийству Иисуса Христа...

Соблазн фарисейства угрожает каждому верующему человеку, поэтому Христос так резок в Своих словах к фарисеям. Он сравнивает их с окрашенными гробами, вождями слепыми, порождениями ехидниными (т. е. детьми гадюк, которые, по древним поверьям, при рождении прогрызали чрево своим родителям, тем самым, убивая их), и не жалеет для них и других, не менее жестоких слов.

Неожиданно Спаситель заканчивает Свою грозную речь удивительно трогательными и горькими словами: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38). Христос показал, что, несмотря на все беззакония Израиля, Он все равно любит Свой народ и скорбит о его скором падении, как Он любит каждого человека и скорбит о его грехах.

Евангельское чтение Великого Вторника за Литургией начинается со слов Спасителя о неожиданности Его Второго пришествия и необходимости всегда духовно бодрствовать и в любой момент быть готовым к встрече с Богом: «потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога, и после которой уже нет покаяния.

Свою мысль Христос объясняет двумя притчами: о неверном и благоразумном рабах и о десяти девах.

Господин покидает свой дом и поручает управление двум слугам. Один, думая, что хозяин вернется нескоро, начинает бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами (См.: Мф. 24:49); другой исправно делает свое дело. Господин вернется неожиданно и благоразумного раба сделает управляющим имением, а с неверным поступит сурово: «Рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24:51).

Во второй притче десять дев дожидаются прихода жениха: пять из них мудрые, – они заранее все приготовили: взяли с собой светильники и запаслись маслом для них; остальные же, неразумные, понадеялись на то, что ждать жениха не придется, и масла с собой не захватили. Жених же замедлил, неразумные девы уснули, светильники их погасли, а когда жених пришел в полунощи, они бросились искать масло, опоздали и застали уже закрытые двери. Так и любой человек должен всегда бодрствовать, чтобы не гас свет его веры, чтобы он мог достойно встретить грядущего Спасителя. При всей видимой суете, при том, что очень многие люди сейчас в физическом смысле недосыпают, духовная спячка едва ли не самая отличительная черта нашего времени. Архимандрит Кирилл (Павлов) замечательно сказал об этом: «В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о будущей вечной жизни».

Об этом же поется в тропаре первых трех дней Страстной седмицы: «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим – тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи. По молитвам Богородицы помилуй нас!».

Тропарь на Великий Вторник, глас 8

Се Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, Его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, Его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти пре́дана бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,// Богоро́дицею поми́луй нас.

Кондак на Великий Вторник, глас 2

Час душе́ конца́ помы́сливши,/ и посече́ния смоко́вницы убоя́вшися,/ да́нный тебе́ тала́нт трудолю́бно де́лай, окая́нная,/ бо́дрствующи и зову́щи:// да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва.

Фото: Анатолий Налетов

 

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru