22 ноября в Томске завершили свою работу III педагогические Макариевские чтения, направленные на развитие духовного и нравственного воспитания в образовательных учреждениях Томска и Томской области. В этом году особое внимание уделялось методическому обеспечению апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики», в частности, модуля «Основы православной культуры».
Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, выступая на официальном открытии чтений, которое состоялось 4 ноября в актовом зале Томской духовной семинарии, подчеркнул, что «Макариевские чтения стали весьма значимым в жизни томского педагогического сообщества».
«Отрадно, что с каждым годом круг участников чтений расширяется, сторонников необходимости духовного и нравственного воспитания в школе в соответствии с традиционными ценностями нашего Отечества становится все больше, - отметил владыка Ростислав. - Также знаменательно, что в мероприятия чтений вовлекаются школьники и их родители. Можно с уверенностью говорить о том, что ежегодное проведение Макариевских чтений уже стало доброй традицией».
На открытии чтений также выступила начальник отдела развития образования Департамента общего образования Томской области Ольга Васильевна Шушпанова. По ее словам, «положительный эффект от тех контактов, которые сложились на данный момент между системой общего образования и Русской православной церковью весьма ощутим».
«Особенно данные отношения укрепились во время запуска и апробации курса «ОРКиСЭ». На данный момент просматривается четкая перспектива наращивания сотрудничества по развитию данного курса», - подчеркнула О.В. Шушпанова.
В этом году Макариевские чтений прошли в три этапа. С 1 сентября по 30 октября проводился ряд конкурсов: конкурс исследовательских работ школьников «История и традиции просветительства на Томской земле», конкурс фотографий «Томск православный», конкурс чтецов «Родина любимая моя», конкурс исполнителей духовной песни «Богоносная Россия», а также заочная областная олимпиада школьников «Духовная культура Отечества». Кроме того, 30 октября в духовно-культурном центре Богородице-Алексиевского монастыря томские школьники представили итоговые проекты по результатам изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в частности, модуля «Основы православной культуры» (ОПК).
В рамках второго этапа чтений прошел ряд методических семинаров, на которых педагоги могли обменяться опытом, поделиться практическими наработками по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию ОПК. Так, в частности, после официального открытия состоялся единый методический семинар «Библия в русской культуре и образовании», в рамках которого прошло несколько педагогических мастерских и мастер-классов («Библейские сюжеты в русской литературе», «Библейские сюжеты в географии», «Православные праздники в рамках курса «Духовная культура Отечества», «Элементы православной культуры на уроках информатики»).
В МОУ ДОД ДДЮ «Наша гавань» прошла секция «Возможности системы дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании школьников». Заместитель директора «Нашей гавани» Н.Г. Савельева, в частности отметила, что в последнее время руководители домов детского творчества проявляют интерес к такому аспекту как духовно-нравственное воспитание.
В Духовно-культурном центре Богородице-Алексиевского монастыря прошла секция «Практика психолого-педагогического сопровождения духовно- нравственного развития и воспитания (опыт работы)» под руководством педагога-психолога МОУ СОШ № 43 г. Томска Людмилы Сергеевны Ярославцевой, которая выступила с докладом «Актуальность изучения духовности в рамках внедрения стандартов нового поколения». Тематика секции пользовалась большим спросом у педагогов – аудитория не могла вместить всех желающих. В центре обсуждения стоял вопрос о необходимости единого понимания терминов «духовность» и «религиозность» всеми участниками образовательного процесса. Также она отметила, что современная секулярная психология, как правило, не поднимается выше осмысления душевных и физических свойств человеческой личности, а соответственно не может в полной мере удовлетворить требований новых образовательных стандартов, которые ставят целью воспитания нравственности и духовности.
Для учителей литературы прошел семинар—практикум по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (библейский сюжет, роман в контексте мировой художественной культуры). Его провела учитель мировой художественной культуры, литературы МОУ СОШ №49 г. Томска Т.С. Фролова. Директор Новоколоминской СОШ Чаинского района Т.А. Белевич провела секцию «Организация духовно-нравственного воспитания в светской школе (управленческий аспект)». В частности, Т.А. Белевич поделилась опытом внедрения программы «Социокультурные истоки» в Новоколоминской школе. «Сначала у учителей не было понимания, что такое духовно-нравственное воспитание, как должна измениться их педагогическая практика, - рассказала Т.А. Белевич. - Соответственно, процесс внедрения новой программы шел с трудом.
Однако ситуация существенно изменилась после того как в школе был проведен ряд семинаров по христианской антропологии и духовности. Учителя стали предметно понимать, о чем идет речь, когда мы говорим о духовном и нравственном воспитании, стали проводить четкую грань между душевным, нравственным, и духовным». Однако, по словам директора, попытки вывести этот опыт за рамки Новоколоминской школы и сделать сетевой проект по духовно-нравственному воспитанию, который бы объединил муниципальные школы в районах области, пока успехом не увенчались.
Также 5 ноября прошла конференция «Актуальные задачи современной воскресной школы», в рамках которой состоялась дискуссия «Образ выпускника воскресной школы сегодня». По словам руководителя конференции, руководителя воскресной школы храма в честь Святителя Николая при ТКПБ г. Томска Ирины Юрьевны Коноваловой, «изюминкой» конференции было составление собирательного портрета выпускника воскресной школы, в которое были вовлечены без исключения все участники.
«Тем, кому проще представить выпускника визуально – могли изобразить его на бумаге, а кому-то было удобнее составить «словесный портрет», — рассказывает педагог. — Результаты получились очень разные. Однако ценностное основание практически у всех было одним. Подводя итоги, мы четко разграничили три составляющие образования в воскресной школе: передача знаний, развитие нравственных качеств личности, воцерковление. Главное, понимать, что от педагога напрямую зависят первые два аспекта. Воцерковление, живое и реальное общение души с Богом – без преувеличения можно назвать процессом таинственным, глубоко личным. Здесь все происходит по воле Божией, педагог может лишь помочь, направить».
Также И.Ю. Коновалова отметила, что весьма важным было то, что в конференции приняли участие как опытные педагоги и руководители воскресных школ, в которых уже состоялись выпуски, так и только начинающие. «Особенно отрадно было видеть среди учителей недавних выпускниц воскресных школ», - подчеркнула Ирина Юрьевна.
В рамках конференции было проведено две секции: «Особенности преподавания в воскресной школе для детей дошкольного и младшего школьного возраста» и «Уроки в старшей группе воскресной школы: особенности возраста и методики». Преподаватель воскресной школы Богоявленского собора Екатерина Сухомлина представила модельное занятие с детьми младшей группы. Педагог воскресной школы Анна Штаудингер и руководитель воскресной школы храма Владимирской иконы Божией Матери (Северск) иерей Михаил Максименко рассказали об опыте проведения лагерей для детей подросткового возраста. «На площадке конференции «Образ выпускника воскресной школы» произошла встреча и живое общение опытных педагогов и тех, кто только начинает заниматься с детьми. И такая передача традиции, «из рук в руки» - имеет большое значение для становления воскресного образования», - отметила организатор.
Гостем чтений в этом году стала 6-8 ноября директор Центра образования «Истоки» Елена Ярославовна Смирнова (Вологда), которая провела в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования семинар «Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки». В семинаре приняли участие директора школ Томска и Томской области, представители управляющих советов школ, педагоги различных профилей, учителя младших классов. 22 ноября состоялось подведение итогов Макариевских чтений и официальное закрытие.
По словам педагога Ирины Юрьевны Коноваловой, которая является одним из идейных вдохновителей мероприятия, членом оргкомитета, «событием чтений» в этом году стал проект «Школа-парк» гимназии №56. «Это было отмечено многими участниками чтений», -резюмировала И.Ю. Коновалова. Также она отметила, что «педагоги еще раз убедились, что главный вектор чтений - методическое обеспечение духовного и нравственного воспитания выбран верно, поэтому было решено, что в следующем году мы будем придерживаться того же направления».
Подготовила Наталья Шитикова.










|